Найти тему
ProFinance.ru

Стоимость контейнерных перевозок обрушилась на 85%

Снижение стоимости доставки в основном связано с падением спроса на товары, 90% которых доставляется розничным торговцам морским транспортом

Стоимость доставки товаров по жизненно важным мировым торговым маршрутам упала на 85% ниже своего пикового уровня, поскольку кризис стоимости жизни ударил по потребительским расходам, а сбои в цепочках поставок, связанные с пандемией, ослабли.

В этом месяце доставка стандартного 40-футового стального контейнера из восточного Китая на западное побережье США в короткие сроки стоила 1444 доллара, по данным специалиста по отгрузке Xeneta, по сравнению с пиковой ценой в 9682 доллара в марте прошлого года. Повсеместные задержки и очереди, которые обрушивались на порты в разгар пандемии, также исчезли.

Kiel Institute, немецкий аналитический центр, заявил, что, несмотря на ежемесячный прирост в 2,1% в январе 2023 года, количество отгруженных товаров снизилось на 5% по сравнению с уровнем января 2022 года.

За падением стоит снижение спроса на товары, 90% которых доставляется розничным торговцам морским транспортом. Спрос упал из-за резкого роста инфляции, вызвав серьезный кризис стоимости жизни в нескольких странах и вынудив центральные банки попытаться ограничить расходы более высокими процентными ставками. Открытие баров, ресторанов и других объектов, закрытых во время пандемии, также привело к увеличению расходов на услуги.

В США расходы на товары в настоящее время снизились на 5,4% в реальном выражении по сравнению с пиковым показателем в марте 2021 года. В Великобритании объемы продаж вернулись ниже допандемических уровней после того, как в апреле 2021 года они выросли на 10 процентов.

Учитывая, что инфляция по-прежнему высока, а ставки центральных банков будут расти, спрос, как ожидается, останется слабым до конца года.

Судоходная группа Maersk прогнозирует, что спрос на контейнеры — символ торговли — упадет в этом году на 2,5%.

Ежемесячный опрос менеджеров по закупкам S&P показал, что новые экспортные заказы сократились по всему миру во второй половине прошлого года и в январе. В прошлом месяце МВФ прогнозировал, что рост мировой торговли снизится до 2,4% в этом году с 5,4% в 2022 году.

Леа Фэйи, экономист исследовательской компании Capital Economics, сказала, что, хотя открытие Китая «несколько улучшило» перспективы, «слабый спрос в других странах будет сдерживать торговлю в течение некоторого времени».

После двух лет баснословной прибыли группы судоходных компаний от CMA-CGM до Hapag-Lloyd предупредили инвесторов о риске для их чистой прибыли. Maersk, вторая по величине группа контейнерных перевозок, на прошлой неделе заявила, что операционная прибыль в этом году составит от 2 до 5 млрд долларов, что гораздо меньше 31 млрд долларов в прошлом году и 20 млрд долларов в 2021 году.

Но падение цен приветствовали импортеры, которым также приходится приспосабливаться к снижению спроса, вызванному кризисом стоимости жизни.

«Это довольно значительный плюс, — сказал Йонас Самуэльсон, исполнительный директор производителя бытовой техники Electrolux.
-2

Со многими клиентами по долгосрочным контрактам, которые оказались менее волатильными, чем краткосрочные ставки, судоходные группы, вероятно, сохранят преимущества более высоких ставок, по крайней мере, в текущем квартале, прежде чем новые соглашения отразят снижение цен.

Стремясь снизить фрахтовые ставки, группы также сокращают рейсы. По данным поставщика данных eeSea, в 2022 году перевозчики отменили или пропустили 1639 рейсов между Восточной Азией и Европой или Северной Америкой, что на 40% больше, чем в предыдущем году.

Несмотря на это, падение объемов отгрузки оставляет компаниям надвигающуюся проблему избыточных мощностей.

Поскольку спрос на контейнерные площади во время пандемии резко вырос, многие перевозчики вложили деньги в новые суда. По словам Джонатана Роуча, аналитика судоходного брокера Braemar, в прошлом месяце общая грузоподъемность заказанных судов была эквивалентна 30% активного мирового флота. Для сравнения: в январе 2019 года этот показатель составлял 13%.

-3

Доставка этих судов может увеличить избыточную грузоподъемность, что еще больше снизит фрахтовые ставки.

Однако, если это произойдет, судоходные группы, вероятно, прибегнут к той же тактике, которая использовалась во время начального шока от пандемии. Когда фабрики закрылись, группы вывели из строя десятки судов. Это создало «самую благоприятную динамику спроса и предложения за всю историю», сказал Джон Маккаун, основатель консалтинговой фирмы Blue Alpha Capital, что привело к росту ставок, когда спрос на товары резко вырос.

«Перевозчики будут более агрессивно, чем в прошлом, сокращать пропускную способность, потому что они увидели, насколько эластичны эти тарифы», — добавил Маккаун.
-4

Те, кто зависит от товаров, перевозимых в контейнерах, также обеспокоены тем, что в долгосрочной перспективе рыночная власть перешла к перевозчикам.

Джерард Лайонс, менеджер по продажам в логистической группе Publiship, которая помогает издателям импортировать книги в Великобританию, сказал: «Если [заказы на книги] начнут расти… . . Я очень мало верю в то, что операторы смогут снова увеличить цену».

Есть и более сложные геополитические условия. Конфликт России и Украины и давление на бизнес в Китае добавили еще больше головной боли.

Винсент Клерк, новый исполнительный директор Maersk, сказал, что, несмотря на недавние улучшения, клиенты прекрасно понимали, что время от времени службы доставки будут прерываться из-за глобальных событий.

«Я не думаю, что кто-то из них смотрит в ближайшие годы и говорит: «Наши проблемы решены».

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Financial Times

MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram

По теме:

Чем обернутся проблемы на рынке контейнерных перевозок