Найти в Дзене
InHouzz

История одного дизайна: «Диптих Мэрилин» Энди Уорхола. Поп-арт и культура коммерческого потребления.

В рубрике «История одного дизайна» мы рассказываем о выдающихся объектах дизайна — о предпосылках их создания, значении и влиянии на развитие визуальной культуры. Энди Уорхол сделал поп-арт главным направлением в художественной культуре Запада в 1960-х. В своих работах он смог объединить любовь к высокому искусству и страсть к товарно-денежным отношениям, рекламы и дизайна, а также стёр границы между массовым потреблением и элитарным индивидуализмом, материальной коммерцией и душой. «Диптих Мэрилин» сформировал фирменный стиль Уорхола, стал тиражируемым приёмом и выразил настроение эпохи. Активное использование, которого вдохновляет криэйтеров, дизайнеров и художников уже на протяжении многих десятков лет. Предпосылки 9 июля 1962 года на небольшой персональной выставке Энди Уорхол представил картину, на которой в качестве объекта запечатлел обыденный предмет — банку супа «Кэмпбелл», которая прежде никогда не удостаивалась внимания живописцев. Художник нарисовал 32 почти одинаковые бан

Изображение: Энди Уорхол «Диптих Мэрилин»
Изображение: Энди Уорхол «Диптих Мэрилин»

В рубрике «История одного дизайна» мы рассказываем о выдающихся объектах дизайна — о предпосылках их создания, значении и влиянии на развитие визуальной культуры.

Энди Уорхол сделал поп-арт главным направлением в художественной культуре Запада в 1960-х. В своих работах он смог объединить любовь к высокому искусству и страсть к товарно-денежным отношениям, рекламы и дизайна, а также стёр границы между массовым потреблением и элитарным индивидуализмом, материальной коммерцией и душой.

«Диптих Мэрилин» сформировал фирменный стиль Уорхола, стал тиражируемым приёмом и выразил настроение эпохи. Активное использование, которого вдохновляет криэйтеров, дизайнеров и художников уже на протяжении многих десятков лет.

«Диптих Мэрилин» Энди Уорхол. Выставка.
«Диптих Мэрилин» Энди Уорхол. Выставка.

Предпосылки

9 июля 1962 года на небольшой персональной выставке Энди Уорхол представил картину, на которой в качестве объекта запечатлел обыденный предмет — банку супа «Кэмпбелл», которая прежде никогда не удостаивалась внимания живописцев. Художник нарисовал 32 почти одинаковые банки — именно столько разновидностей супа было на рынке.

«Банки с супом „Кэмпбелл“». Фото: Luke W. Choi / Shutterstock
«Банки с супом „Кэмпбелл“». Фото: Luke W. Choi / Shutterstock

Изображение супа «Кэмпбелл» — быстрой и дешёвой американской еды — стало квинтэссенцией идеи поп-арта. Критики были возмущены: где искусство и работа автора? Банки, да ещё и отпечатанные полумеханическим способом, казались издёвкой над самой идеей творчества.

Рой Лихтенштейн на фоне своих работ
Рой Лихтенштейн на фоне своих работ
Фотографии Мэрилин Монро с работами Роя Лихтенштейна. Marilyn Monroe х Roy Lichtenstein
Фотографии Мэрилин Монро с работами Роя Лихтенштейна. Marilyn Monroe х Roy Lichtenstein

Когда Уорхол создавал свою банку, его друг и соратник по цеху поп-артист Рой Лихтенштейн тоже искал индивидуальный художественный приём. Он придумал изображать женские лица и фигурки мультипликационных героев в упрощённом стиле комиксов. Это, несомненно, повлияло на следующее открытие Уорхола.

Рой Лихтенштейн «Обручальное кольцо», 1961 год.
Рой Лихтенштейн «Обручальное кольцо», 1961 год.
Рой Лихтенштейн «В машине», 1963 год.
Рой Лихтенштейн «В машине», 1963 год.
Рой Лихтенштейн «Поцелуй», 1961 год.
Рой Лихтенштейн «Поцелуй», 1961 год.
Рой Лихтенштейн «Мэрилин Монро»
Рой Лихтенштейн «Мэрилин Монро»

Создание

Через месяц после того, как Уорхол представил миру свои «Банки супа „Кэмпбелл“», мир облетела новость о смерти Мэрилин Монро. Это вдохновило художника на создание важнейшей работы в его карьере.

«Диптих Мэрилин» был создан с помощью фотографии к фильму «Ниагара», где Монро сыграла главную роль. Именно там актриса впервые появилась в образе сексапильной блондинки, который принёс ей славу и любовь миллионов.

Энди Уорхол убрал с фото мелкие детали, максимально добавил контраст и сделал портрет приближенным к комиксу. Затем с помощью трафаретной печати нанёс на огромный холст (два на три метра) пятьдесят одинаковых изображений актрисы. Правую часть он оставил чёрно-белой, с видимыми техническими ошибками. Левую раскрасил: на оранжевом фоне выделил ядовито-жёлтые волосы, лицо сделал фиолетовым, с красными губами и синими тенями на веках.

Мерилин Монро в фильме «Ниагара», 1953 г.
Мерилин Монро в фильме «Ниагара», 1953 г.

Смысл

Мэрилин Монро на картине переставала быть личностью, погибшей актрисой трагической судьбы — она превращалась в обезличенный коммерциализированный рекламный штамп. Энди Уорхол показывал не человека, а символ эпохи массовой культуры, подобный банкам супа.

Своим произведением автор бросал вызов культуре модернизма. Раньше картина ценилась за мазки кистью, которые наносил художник - мастерство, индивидуальность, характерность и уникальность, — Уорхол противопоставил этому бездушное техническое штампование и массовое тиражирование. Впоследствии для создания работ он стал применять метод шелкографии: изображение отпечатывалось с помощью трафарета на ткани. Кроме того, Уорхол делал большое количество копий своих произведений — это тоже был его метод.

«Диптих Мэрилин» многослоен — с одной стороны, его можно рассматривать как пародию на массовую культуру, взгляд творца на то, во что превратились арт-ценности. С другой — это отражение реальности, в которой жили американцы в 1960х: коммерциализированной и тиражируемой. И Энди Уорхол увидел в этом особую красоту.

Изображение: Энди Уорхол «Диптих Мэрилин»
Изображение: Энди Уорхол «Диптих Мэрилин»

Влияние

Подобный стиль портретной фотографии стал его визитной карточкой, как художника. После «Диптиха» художник создал огромное количество портретов Монро разных форматов. Он также взялся за других «поп-героев» эпохи того времени: Мао Цзедуна, Майкла Джексона, Лайзу Миннелли, Элизабет Тэйлор.

Сегодня самую узнаваемую картину Уорхола широко используют в дизайне всех направлений. Рисунок повторяют на посуде, одежде, обоях, аксессуарах. Производители LEGO даже выпустили конструктор, посвящённый картине.

Изображение: Энди Уорхол «Диптих Мэрилин»
Изображение: Энди Уорхол «Диптих Мэрилин»

Принт с Монро неоднократно использовали в разных коллекциях одежды. В 1991 году Джанни Версаче представил инкрустированное драгоценными камнями платье с изображением Мэрилин Уорхола. В коллекции были также туфли, сумочка, костюм с шортами и мини — с лицом актрисы.

В 2009 году Nike выпустила модель кроссовок Air Max с уорхоловской Монро. В 2016 году Converse и фонд художника создали концептуальную линейку кед с этим портретом.

Кеды Converse. Изображение: пресс-служба Converse
Кеды Converse. Изображение: пресс-служба Converse

Графичный и яркий образ Мэрилин — излюбленный сюжет в стрит-арте. Джефф Циммерман нарисовал на фасаде института искусств в Чикаго уорхолловскую Монро. Летом 2021 года уличный портрет актрисы появился в Дзержинске.

Изображение: Jay-C / 1stdibs.com
Изображение: Jay-C / 1stdibs.com

Образ также используется в сатирических работах культуры потребления в качестве культурного штампа. Например, современный американский художник Jay-C добавил портретам актуальные сейчас медицинские маски.

В 1991 году Джанни Версаче представил инкрустированное драгоценными камнями платье с изображением Мэрилин Уорхола.
В 1991 году Джанни Версаче представил инкрустированное драгоценными камнями платье с изображением Мэрилин Уорхола.

Спасибо за ваш интерес и внимание. Сохраняйте себе в любые социальные сети, что бы не потерять. Подписывайтесь и ставьте лайки - это очень помогает развитию канала.

В статье используются фото с сайта: pinterest.com.