В рубрике «История одного дизайна» мы рассказываем о выдающихся объектах дизайна — о предпосылках их создания, значении и влиянии на развитие визуальной культуры.
Энди Уорхол сделал поп-арт главным направлением в художественной культуре Запада в 1960-х. В своих работах он смог объединить любовь к высокому искусству и страсть к товарно-денежным отношениям, рекламы и дизайна, а также стёр границы между массовым потреблением и элитарным индивидуализмом, материальной коммерцией и душой.
«Диптих Мэрилин» сформировал фирменный стиль Уорхола, стал тиражируемым приёмом и выразил настроение эпохи. Активное использование, которого вдохновляет криэйтеров, дизайнеров и художников уже на протяжении многих десятков лет.
Предпосылки
9 июля 1962 года на небольшой персональной выставке Энди Уорхол представил картину, на которой в качестве объекта запечатлел обыденный предмет — банку супа «Кэмпбелл», которая прежде никогда не удостаивалась внимания живописцев. Художник нарисовал 32 почти одинаковые банки — именно столько разновидностей супа было на рынке.
Изображение супа «Кэмпбелл» — быстрой и дешёвой американской еды — стало квинтэссенцией идеи поп-арта. Критики были возмущены: где искусство и работа автора? Банки, да ещё и отпечатанные полумеханическим способом, казались издёвкой над самой идеей творчества.
Когда Уорхол создавал свою банку, его друг и соратник по цеху поп-артист Рой Лихтенштейн тоже искал индивидуальный художественный приём. Он придумал изображать женские лица и фигурки мультипликационных героев в упрощённом стиле комиксов. Это, несомненно, повлияло на следующее открытие Уорхола.
Создание
Через месяц после того, как Уорхол представил миру свои «Банки супа „Кэмпбелл“», мир облетела новость о смерти Мэрилин Монро. Это вдохновило художника на создание важнейшей работы в его карьере.
«Диптих Мэрилин» был создан с помощью фотографии к фильму «Ниагара», где Монро сыграла главную роль. Именно там актриса впервые появилась в образе сексапильной блондинки, который принёс ей славу и любовь миллионов.
Энди Уорхол убрал с фото мелкие детали, максимально добавил контраст и сделал портрет приближенным к комиксу. Затем с помощью трафаретной печати нанёс на огромный холст (два на три метра) пятьдесят одинаковых изображений актрисы. Правую часть он оставил чёрно-белой, с видимыми техническими ошибками. Левую раскрасил: на оранжевом фоне выделил ядовито-жёлтые волосы, лицо сделал фиолетовым, с красными губами и синими тенями на веках.
Смысл
Мэрилин Монро на картине переставала быть личностью, погибшей актрисой трагической судьбы — она превращалась в обезличенный коммерциализированный рекламный штамп. Энди Уорхол показывал не человека, а символ эпохи массовой культуры, подобный банкам супа.
Своим произведением автор бросал вызов культуре модернизма. Раньше картина ценилась за мазки кистью, которые наносил художник - мастерство, индивидуальность, характерность и уникальность, — Уорхол противопоставил этому бездушное техническое штампование и массовое тиражирование. Впоследствии для создания работ он стал применять метод шелкографии: изображение отпечатывалось с помощью трафарета на ткани. Кроме того, Уорхол делал большое количество копий своих произведений — это тоже был его метод.
«Диптих Мэрилин» многослоен — с одной стороны, его можно рассматривать как пародию на массовую культуру, взгляд творца на то, во что превратились арт-ценности. С другой — это отражение реальности, в которой жили американцы в 1960х: коммерциализированной и тиражируемой. И Энди Уорхол увидел в этом особую красоту.
Влияние
Подобный стиль портретной фотографии стал его визитной карточкой, как художника. После «Диптиха» художник создал огромное количество портретов Монро разных форматов. Он также взялся за других «поп-героев» эпохи того времени: Мао Цзедуна, Майкла Джексона, Лайзу Миннелли, Элизабет Тэйлор.
Сегодня самую узнаваемую картину Уорхола широко используют в дизайне всех направлений. Рисунок повторяют на посуде, одежде, обоях, аксессуарах. Производители LEGO даже выпустили конструктор, посвящённый картине.
Принт с Монро неоднократно использовали в разных коллекциях одежды. В 1991 году Джанни Версаче представил инкрустированное драгоценными камнями платье с изображением Мэрилин Уорхола. В коллекции были также туфли, сумочка, костюм с шортами и мини — с лицом актрисы.
В 2009 году Nike выпустила модель кроссовок Air Max с уорхоловской Монро. В 2016 году Converse и фонд художника создали концептуальную линейку кед с этим портретом.
Графичный и яркий образ Мэрилин — излюбленный сюжет в стрит-арте. Джефф Циммерман нарисовал на фасаде института искусств в Чикаго уорхолловскую Монро. Летом 2021 года уличный портрет актрисы появился в Дзержинске.
Образ также используется в сатирических работах культуры потребления в качестве культурного штампа. Например, современный американский художник Jay-C добавил портретам актуальные сейчас медицинские маски.
Спасибо за ваш интерес и внимание. Сохраняйте себе в любые социальные сети, что бы не потерять. Подписывайтесь и ставьте лайки - это очень помогает развитию канала.
В статье используются фото с сайта: pinterest.com.