Найти тему
Любой формат

Политика изоляционизма. (Часть 2).

Колонии Великобритании XIX-XX века.
Колонии Великобритании XIX-XX века.

«Блестящая изоляция» — термин, употребляемый для обозначения общего курса внешней политики Великобритании 2-й половины XIX века, выражавшегося в отказе от заключения длительных международных союзов. Островное положение, огромные колониальные владения, сильнейший в мире военный флот, а главное — промышленное и финансовое превосходство над другими державами позволяли Великобритании сохранять свободу действий на международной арене. Впервые употреблён 16 января 1896 года канадским политиком Джорджем Фостером, дословно сказавшим в Палате общин: «В эти несколько беспокойные дни, когда великая Материнская империя находится в великолепной изоляции в Европе». В форме «блестящая изоляция» впервые употреблён в заголовке газеты The Times от 22 января 1896 года. Популяризован Джорджем Гошеном, в то время Первым Лордом Адмиралтейства, в его речи от 26 января 1896 года: «Мы стояли здесь одни в так называемой изоляции — нашей блестящей изоляции, как выразился один из наших колониальных друзей».

Используя противоречия между европейскими государствами, Великобритания стремилась к расширению и укреплению своего международного влияния. Политика «Блестящей изоляции» не мешала Великобритании заключать временные соглашения, способствовавшие осуществлению её экспансионистских целей. С наступлением эпохи империализма, в связи с быстрым развитием экономики и усилением военной мощи других держав, позиции Великобритании стали более уязвимы, что особенно проявилось в ходе англо-бурской войны 1899—1902 годов. Резкое обострение отношений с Германией и другими европейскими державами грозило Великобритании вынужденной изоляцией. В 1902 году Великобритания заключила длительный союз с Японией, направленный против России, а в 1904 году — соглашение с Францией, что означало конец политики «Блестящей изоляции».

Железный занавес.

«Железный занавес» — политическое клише, введённое в активное обращение Уинстоном Черчиллем 5 марта 1946 года в его Фултонской речи и ознаменовавшее начало холодной войны. Обозначало информационный, политический и пограничный барьер, изолирующий СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада.

Черчилль сказал: «Над континентом, простирающимся от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, опустился железный занавес. За этой чертой лежат все столицы древних государств центральной и восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София, все эти знаменитые города и население вокруг них находятся, как я ее называю, в советской сфере и в той или иной форме подвержены не только советскому влиянию, но и в высокой, а в ряде случаев и во всевозрастающей степени контролю со стороны Москвы».

Фултонская речь 5 марта 1946 года. Штат Миссури, США. На фото Уинстон Черчилль (1874-1965) и 33 президент США Гарри Трумэн (1884–1972).
Фултонская речь 5 марта 1946 года. Штат Миссури, США. На фото Уинстон Черчилль (1874-1965) и 33 президент США Гарри Трумэн (1884–1972).

Политика изоляции носила взаимный характер. В энциклопедии «Британника» и западной публицистике преобладает мнение о том, что «занавес» был возведён СССР в курсе проводимой его руководством политики самоизоляции. В советской же публицистике обращали внимание на политику Запада по изоляции СССР.

Термин «железный занавес» использовали в пропагандистском смысле и до Черчилля Жорж Клемансо (1919) и Йозеф Геббельс (1945). Что касается изоляции советского государства, то она началась ещё в 1917—1920 годах. В 1917 году выражение впервые было употреблено русским философом Василием Розановым в «Апокалипсисе нашего времени» (1918), который сравнил события Октябрьской революции с театральным действом, после которого «с лязгом, скрипом» опустился громоздкий занавес из железа над русской историей. Начало усиления самоизоляции советской власти датируют 1934—1939 годами.

Границы “железного занавеса” на карте.
Границы “железного занавеса” на карте.

Железный занавес стал рассыпаться к концу 1980-х годов вследствие политики гласности и открытости, проводившейся в СССР и восточноевропейских странах. Символом падения железного занавеса стало разрушение Берлинской стены. Официальной датой завершения этого периода стало 1 января 1993 года, когда уже в постсоветскую эпоху вступил в силу закон «О порядке выезда из СССР», фактически отменивший разрешительное визирование выезжающих в ОВИРе и разрешивший свободный выезд за границу без выездных виз.

-7

Под влиянием политики “Перестройки”, 9 ноября 1989 году была разрушена Берлинская стена и объединена Германия.

Есть также и Бамбуковый занавес — эвфемизм термина «железный занавес» для Восточной Азии. Словосочетание было менее употребимо, чем «железный занавес», поскольку последний просуществовал стабильно более сорока лет, в то время как границы и параметры «бамбукового» постоянно менялись. Сегодня употребляется лишь в отношении Бирмы (Мьянма).

В следующей статье вы узнаете как проводилась политика изоляции в странах Азии в разное время.

А вот первая часть статьи о политике изоляции и её влиянии в США: https://dzen.ru/media/id/6396145dad20d276b5b33e87/sut-politiki-izoliacii-i-ee-otlichitelnye-cherty--chast-1-63ea698ac43d426877fbfdaf.

ВЗЯТО ИЗ ИСТОЧНИКОВ: https://bigenc.ru/world_history/text/2002622 , https://masterok.livejournal.com/4526924.html, https://ru.wikipedia.org/.