Своего внука, Константина Павловича, Екатерина II женила, когда ему было всего 17 лет. Искали невесту великому князю долго. Константин Павлович оказался юношей разборчивым и многие невесты уезжали из Петербурга домой ни с чем.
Однако подходящая девица для цесаревича в конечном итоге была найдена. Женой внука императрицы стала кроткая Юлиана Саксен-Кобург-Заальфельдская, дочь немецкого герцога. На момент свадьбе симпатичной девице с огромными карими глазами было всего 14 лет. При переходе в православие юной принцессе дали имя Анны Федоровны.
Неудачный брак цесаревича
Считается, что и на Юлиане, несмотря на все ее достоинства, Константин Павлович женился едва ли не в приказном порядке. Когда внук императрицы еще ухаживал за приехавшей в Петербург Юлианой, он казался галантным и даже влюбленным. Однако сразу после свадьбы великий князь резко переменился и начал относиться к своей супруге грубо. Брак Константина Павловича и Анны Федоровны оказался неудачным.
Расставание
Несходство характеров кроткой немецкой принцессы и вспыльчивого великого князя обнаружилось с первых же дней супружества. Вскоре разногласия привели к полному охлаждению, а затем и к расставанию.
Насильственная кончина Павла I в 1801 г. испугала Анну Федоровну и она навсегда уехала в Швейцарию к своему отцу. Цесаревич нисколько этому не расстроился и даже пытался возбудить дело о разводе. Однако разрывать брак с супругой Константину Павловичу долгое время запрещала мать Мария Федоровна. Императрица сочла, что развод цесаревича плохо скажется на нравственности подданных.
Назначение в Польшу и любовь всей жизни
В последующем непостоянный Константин Павлович продолжил чудить и сменил множество фавориток. В конечном итоге император Александр устал от его выходок и отправил подальше от Петербурга — командовать польской армией.
В Польше на одном из балов у наместника Заионечека великиq князь уже не первой юности наконец встретил девушку, которой удалось по-настоящему восхитить его. Поразившая Константина Павловича графиня Жанетта Грудзинская была женщиной необыкновенно красивой. У высокой и стройной графини были тонкие черты лица, вздернутый носик и огромные голубые глаза. Девица была еще и хорошо образованной и неглупой.
Жанетта Грудзинская
Отец Грудзинской был отставным польским военным. Его супруга, пани Дерновская родила ему троих дочерей. Младшей из них и была Жанетта. Мать Жанетты в молодости также считалась очень красивой женщиной. Вокруг нее постоянно вились поклонники. Отец графини страшно ревновал жену и в конечном итоге скандалы привели к разводу. Дерновская уехала в Варшаву вместе с дочерьми.
В Варшаве Жанетта и ее сестры были отданы в пансион француженки Воше, один из лучших в Польше. Учителя в пансионе были хорошие и не только дали девочке отличное образование, но и привили ей правильные религиозные убеждения без примеси фанатизма и ханжества. Завершила свое воспитание Жанетта в Париже под руководством гувернантки-англичанки мисс Коллинс.
Развод с женой
Вернувшись из Парижа в Варшаву в 1815 г. юная красавица начала появляться в салонах. Очень быстро Жанетта сделалась душою и царицей всех балов, предметом тайных мечтаний молодых дворян и зависти подруг. Попал под очарование красавицы и прибывший в Польшу русский великий князь Константин Павлович.
В 1820 г. влюбленный великий князь все же смог настоять на разводе с Анной Федоровной. Через некоторое время цесаревич добился разрешения от Марии Федоровны и брата-императора и на новый брак с Жанеттой Грудзинской. Мать и брат, видимо, уже просто махнули рукой на непутевого Константина и решили позволить ему делать все, что угодно.
Тайная свадьба
Предавать свое бракосочетание широкой огласке, однако, цесаревич не захотел. Его свадьба с Жанеттой прошла в тихой обстановке в мае 1820 года в замке неподалеку от городка Бельведера. На бракосочетание в церковь замка цесаревич приехал в скромном экипаже, запряженном двумя лошадьми, которыми правил сам. С князем не было не только приближенных, но и прислуги.
Однако, как не старался Константин Павлович скрыть свою женитьбу на Жанетте, молва об этом с огромной скоростью разошлась по Варшаве. Когда князь возвращался из королевского замка в Бельведер, вся дорога была забита густой толпой народа.
Люди встречали экипаж князя, рядом с которым сидела его молодая супруга, криками радости. Женитьбе Константина Павловича на их соотечественнице поляки необыкновенно обрадовались. В Жанетте они сразу же начали видеть заступницу их интересов.
Мудрая супруга
После свадьбы рядом с новой супругой великого князя тут же начало появляться огромное количество искателей милостей. Однако Жанетта оказалась не только красивой, но и мудрой женщиной. В политические дела супруга она в последующем никогда не вмешивалась. При этом Жанетта сумела сохранить и хорошие отношения со всеми своими друзьями и родственниками, отказывая им в их просьбах в доброй и мягкой манере.
Княгиня Ловицкая
Разрешение на брак с полькой Александр своему брату дал. Однако передавать ей великокняжеский титул, как и детям от нее, император запретил. При этом Александр расщедрился и подарил брату имение Лович. Этим имением он разрешил управлять Жанетте. Таким образом графиня стала княгиней Ловицкой. В России ее положено было называть ваша светлость.
Милая невестка
Несмотря на то, что брак Константина Петровича был мезальянсом, у царской семьи добрая и мягкая Жанетта быстро сыскала расположение. Император Александр был буквально очарован ей. Когда он приезжал в Польшу, то проводил с ней в беседах целые вечера.
Глядя на счастье Константина Павловича, полюбила княгиню Лович и Мария Федоровна. Императрица делала невестке дорогие подарки, презентовав ей, к примеру, одну из своих диадем с брильянтами. Расположение к Жанетте выказывали и великие князья Михаил и Николай, а также великая княгиня Елена.
Усмиренный Константин Павлович
Хорошее отношение российской правящей семьи к невестке объяснялось, в том числе и переменой характера Константина Павловича после свадьбы. Великий князь сделался гораздо более терпеливым и спокойным человеком, чем ранее.
Жену свою он любил безгранично и неоднократно заявлял окружающим, что чувствует себя с ней необыкновенно счастливым. По свидетельству современников, Константин Павлович настолько обожал свою супругу, что не мог с ней расставаться даже на короткое время.
Горячий характер князя, конечно, никуда не делся. Когда ему что-то не нравилось в поведении княгини, он мог отпускать по этому поводу шутки, порой очень язвительные. Но при этом Константин Павлович любезно следовал многим советам Жанетты, даже, если был несогласен с женой.
Князь не противоречил супруге с той лишь целью, чтобы она оставила его в покое и снова стала к нему ласковой и доброй. Княгиня часто направляла мужа, но была слишком умна, чтобы с корыстью пользоваться его слабостью к ней.
Тихие семейные вечера
Жил великий князь с женой после свадьбы в Бельведере. В те времена это был маленький уединенный городок, практически лишенный нормального сообщения с окружающим миром. Поутру князь ездил в Варшаву на смотры, а вернувшись домой, спал до обеда. После обеда Константин Павлович снова ложился спать до вечера. Вечера князь проводил с женой, лишь иногда отправляясь в театр.
Тихие семейные вечера княжеская семья проводила в гостиной в своем дворце в Бельведере. Это была длинная комната с полукруглой нишей, в которой стоял такой же полукруглый диван. Рядом с диваном располагался круглый стол со свечами. За этим столом семья пила чай. Жанетта часто брала с собой в гостиную и какое-нибудь рукоделие.
Шутки над женой
За чаем великий князь читал польские газеты вслух, напирая на самые сложные слова. Польский язык Константин Петрович знал хорошо, но его всегда раздражали шипящие согласные. При чтении князь их демонстративно игнорировал, чем очень раздражал супругу. Княгиня прерывала чтение мужа и приказывала лучше подать к столу еще чаю. Отставной громадный киросир приносил в гостиную поднос с чашками, а маленький мальчик-грек подавал пирожки.
После того как чай выпивался, начинались разговоры. По большей мере в беседе говорил великий князь. Константин Павлович остроумно и интересно рассказывал жене и немногочисленным гостям, если они были, анекдоты и случаи из своей жизни. Княгиня в это время занималась рукоделием или читала книгу. Если же Жанетта пыталась вставить слово, муж сердился и просил ее подождать, пока он прекратит говорить. К 10 часам все расходились.
Потрясение в собственном дворце
После июньской революции во Франции волнения начались и в Польше. Доверенные лица предупреждали Константина Павловича о возможном заговоре, но князь на свою беду не поверил им. .
Из-за такого легкомыслия разразившаяся гроза стала для цесаревича полной неожиданностью. В день восстания 17 ноября князь съездил на развод, принял доклады, отобедал и лег спать. Когда он почивал, около 6 часов вечера к его дворцу начали стекаться заговорщики.
В 7 часов бунтовщики ворвались во дворец, легко устранив двух стражников-инвалидов. Заговорщики разбили люстру в вестибюле, и двигаясь наугад, ворвались в комнату Жанетты. На счастье, княгини в ее покоях не было. Бунтовщики разбили в комнате все зеркала и побежали далее верх по лестнице.
Спасительный чердак для князя
На счастье князя шум в вестибюле услышали два вельможи, явившиеся к цесаревичу с докладом. Увидев толпу, бегущую по лестнице, один из вельмож бросился в спальню Константина Павловича, чтобы предупредить его.
Великий князь к этому времени уже и сам был разбужен шумом. Открыв дверь он увидел вельможу, который лишь успел крикнуть ему: «Спасайтесь, великий князь!», и пал под ударами бунтовщиков. На крик вельможи среагировал камердинер Фрезе, который, оттолкнув цесаревича, быстро закрыл дверь.
Догадавшись, наконец, в чем дело, Константин Павлович сразу же подумал о жене. Всю дорогу, пока камердинер вел его в свою комнату, князь твердил, что нужно спасти княгиню. Камердинер уверил Константина Павловича в том, что Жанетта находится в безопасности.
Фрезе провел цесаревича через свою комнату на чердак, успев захватить для него одежду. На чердаке Константин Павлович и прятался, пока дворец не стал свободным от бунтовщиков.
Освободился же дом князя достаточно быстро. Второй из вельмож, увидевших бунтовщиков в самом начале, бросился за подмогой. Заговорщики поймали его в саду и убили. Подумав, что это был великий князь, бунтовщики сбежали из дворца. Тем более, что к этому моменту возле дворца уже начали собираться русские войска.
Испуганные дамы
Как только восставшие исчезли, князь тут же приказал отыскать княгиню. Отправившийся исполнять это поручение вельможа Колзаков нашел Жанетту испуганной и окруженной дрожащими дамами в одной из зал. Несмотря на то, что посыльный уговаривал княгиню немедленно покинуть дворец и отправиться в безопасное место, она от этого наотрез отказалась.
Местность возле Бельведера была стесненной и опасной, а потому князю посоветовали уехать с женой на дачу тестя Колзакова - Вержбу. Здесь князь попытался вступить с бунтовщиками в переговоры. Но эта попытка окончилась неудачей. Русских войск в окрестностях было мало и князь приказал отходить в пределы России. После месячного похода цесаревич и его супруга с войском оказались в Белостоке, куда уже стягивалась армия генерала Дибича.
Болезнь из-за волнений
Опасность для княжеской семьи миновала. Но перенесенные волнения плохо сказались на здоровье как самого цесаревича, так и его супруги. Жанетта настолько переволновалась, что по приезде в Белосток не вставала с постели две недели. Вскоре, однако, небезопасно стало и в самом Белостоке.
Император Николай звал брата в Петербург, но цесаревич решил поехать с больной женой в Витебск. Здесь он остановился в доме губернатора Хованского. В Витебске болезнь Жанетты еще больше усилилась. Нездоровым чувствовал себя и сам Константин Павлович.
Кончина великого князя
13 июля, почувствовав себя совсем нехорошо, Константин Павлович послал за доктором, лекарство которого ему помогло. На следующий день князю стало настолько легко, что он позволил себе съездить в церковь и отобедать у губернатора. Возвращаясь домой, цесаревич встретил знакомых вельмож и долго разговаривал с ними на холодном ветру. Жанетта пыталась уговорить мужа зайти в дом, но безуспешно.
Ночью, примерно в 4 часа князя почувствовал лихорадку. Еще через некоторое время у Константина Павловича начались судороги и рвота. Вызванный доктор уже ничего не смог поделать. Цесаревичу позвали священника, и в 7 утра Константин Павлович скончался.
Горе княгини
Увидев последний вздох своего мужа, княгиня в оцепенении опустилась на колени и не вставала более 15 минут. Наконец ее уговорили уйти в свою комнату. Через некоторое время княгиня написала письмо императору, в котором сообщала о кончине цесаревича, называя себя самой несчастной женщиной в мире.
После похорон князя Жанетта уехала в Гатчину, а затем по приглашению императора поселилась в Царском Селе. Здесь княгиня вела замкнутую жизнь, никуда не выезжая и никого не принимая. Здоровье Жанетты все более ухудшалось. Через год после начала восстания в Польше княгиня Ловицкая тихо скончалась. Погребена Жанетта была в Царском Селе.
Основной источник: Сергей Шубинский "Исторические очерки. Княгиня Лович", 1869 г.
Если статья понравилась, ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал.