Огромный успех фильма «Паразиты» 2019 года и сериала Netflix «Игра в кальмара» 2021 года позволил продюсерским компаниям заработать миллиарды долларов. Однако ни копейки из этого не досталось ни сценаристам, ни режиссерам. Почему? Из-за действующего закона об авторском праве в Южной Корее.
«Наши законы об авторском праве ничего не гарантируют создателям, в том числе режиссерам и сценаристам, – сказал Юн Чже Гюн, кинорежиссер и сопрезидент Гильдии режиссеров Южной Кореи, во время форума, состоявшегося на прошлой неделе в Национальной ассамблее. – Мы не требуем много денег. Все, о чем мы просим, это чтобы мы могли зарабатывать на жизнь своим тяжелым трудом. Мы просим минимум того, что другие страны гарантируют авторам».
В отличие от законов об авторском праве в других странах, Закон об авторском праве Южной Кореи предписывает, чтобы прибыль от видеоконтента, включая телевизионные дорамы, фильмы и контент, созданный для стриминговых онлайн-сервисов, направлялась продюсерской компании, а не делилась с людьми, которые участвовали в творческом процессе, например, сценаристами и режиссерами.
Прошедший форум носил название «Справедливая награда правообладателям видео! Мы выступаем за поправки к Закону об авторском праве», и в нем приняли участие 24 организации, представляющие авторов из Южной Кореи.
«Ни у одного режиссера никогда не получится с первого раза, – сказал Хван Дон Хёк, сценарист и режиссер «Игры в кальмара» в своем видеообращении. – Я помню, как потерпел неудачу во второй и третий раз после того, как моя первая работа провалилась. У меня были финансовые трудности, я жил в долг. Однажды у меня было всего 200 000 вон, чтобы прожить целый месяц. Если бы были какие-то меры [для обеспечения авторских прав], мне не было бы так трудно».
Хотя такое неравенство уже отмечалось в прошлом, призыв к изменению закона не звучал до 2021 года. Дорама Netflix «Игра в кальмара» имела международный успех, но Хван Дон Хёк не получил никаких денег от Netflix. А режиссер Пон Джун Хо получил только комиссионные от своего первоначального контракта с продюсерской компанией оскароносного фильма «Паразиты».
Двадцать восемь стран гарантируют авторские права на видеоконтент его первоначальным создателям. Пять стран, включая Южную Корею, предложили поправки к действующим законам, чтобы двигаться вперед в этом направлении. Законопроект о пересмотре Закона об авторском праве был выдвинут в прошлом году. В нем требуется, чтобы авторы получали свою справедливую долю прибыли, даже если они уступили часть своих авторских прав агентствам.
«В конечном счете, нам потребуется масштабная перестройка отраслевой структуры. Этого не может добиться один человек или группа людей, – сказал Хван Дон Хёк. – Должны произойти изменения на уровне правительства. Мы должны гарантировать права кинематографистов, если мы хотим добиться успеха после «Игры в кальмара», после «Паразитов».
Трудности, с которыми сталкиваются многие режиссеры, пытаясь выжить в корейской киноиндустрии, несравнимы с голливудскими трудностями, сказал режиссер Им Сун Ре. «Я слышал, что в Голливуде режиссеры могут зарабатывать на жизнь, даже если снимут один хит, – сказал он. – Они получают вознаграждение за авторские права с каждым новым показом или трансляцией своих фильмов. Но это не относится к корейским кинематографистам. Смешно, что закон, в который в последний раз вносились поправки в 1987 году, все еще действует в эпоху цифрового контента».
Гильдия режиссеров Южной Кореи, которая громче всего заявляет о необходимости внести поправки в закон, заявила, что 500 корейских режиссеров получили 270 миллионов вон причитающихся вознаграждений за авторские права от агентств по авторскому праву из Испании и Аргентины. Сумма, которую получил каждый режиссер, разная, но сообщается, что Хван Дон Хёк получил больше всего благодаря успеху «Игры в кальмара».
«Это демонстрация поддержки иностранными организациями движения за пересмотр Закона об авторском праве», – говорится в пресс-релизе Гильдии режиссеров Южной Кореи. Организация настаивает на пересмотре закона об авторском праве с 2018 года, и в 2020 году ей удалось получить 20,4 миллиона вон от французского агентства по авторским правам.
Режиссерам, получившим вознаграждение за авторские права, во время форума были вручены поздравительные таблички. Каждый режиссер выразил изумление, что другая страна платит им за авторские права, в то время как сама Южная Корея не делает этого. Они выразили искреннюю надежду на то, что в Закон об авторском праве скоро будут внесены поправки.
«Перед моими глазами множество лиц коллег-режиссеров, которые ушли из индустрии, потому что не смогли преодолеть бедность, – сказал сценарист Чан Хан Джун. – Я считаю, что деньги, которые мы получили от Испании и Аргентины, предназначены для нашей поддержки. Если не произойдет никаких изменений, никогда не будет следующего Хван Дон Хёка, следующего Пон Джун Хо или следующего Пак Чхан Ука».
* * *
Прислать свою новость или сообщение о предстоящем мероприятии/событии вы можете здесь.
Оригинал статьи находится на нашем сайте FanAsia.ru здесь.
Больше информации на FanAsia.ru.
* * *