Эти два портрета не встречаются в музейный залах. Они хранятся в разных фондах и даже в разных зданиях: его портрет — в фонде живописи, её портрет — в фонде акварели. В собрание Ярославского художественного музея портрет Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина (1798-1854) поступил в 1925 году из бывшего имения Мусиных-Пушкиных "Борисоглеб", с. Борисоглебское, Мологского уезда Ярославский губернии, а портрет Эмилии Карловны Мусиной-Пушкиной (1811-1846) — в 1927 из совхоза "Андреевское" Ярославской губернии, ранее хранился в имении "Андреевское", Ярославской губернии.
Его портрет кисти великого Карла Брюллова — почти всегда в парадном зале музея. Он многое "слышал" о себе и о своем герое: и то, что "перед вами один из лучших портретов Брюллова конца 1830-х годов, отмеченный глубиной и многогранностью воплощения "героя своего времени", и то, что сын археографа, коллекционера и историка А.И. Мусина-Пушкина, в библиотеке которого находился список "Слова о полку Игореве" был участником "Северного общества" (1825), и даже то, что "его ссылка в Финляндию обернулась счастьем — именно там он встретил свою любовь, красавицу Эмилию Шернваль".
Эмилия Карловна родилась 29 января 1810 года в семье выборгского губернатора, шведа, состоявшего на русской службе Карла Иоганна Шернвалля. Эмилия, как и её старшая сестра Аврора, получила хорошее образование. Разница в возрасте между сёстрами составляла два года, и Аврора начала выезжать в свет первой, однако в 1826 году пришла и очередь Эмилии. Светское общество в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) было сравнительно небольшое, и появление в нём красивых сестёр Шернваль фон Валлен Авроры и Эмилии не могло не остаться незамеченным. Ни один бал не проходил без них. У двух юных красавиц было много поклонников. В отличие от роковой Авроры, Эмилия с выбором мужа определилась сразу — в шестнадцать лет она отдала своё сердце декабристу графу Владимиру Алексеевичу Мусину-Пушкину. Такое решение многих удивило: граф был небогат, не слишком хорош собой, он участвовал в заговоре декабристов и находился под политическим надзором. Такую партию не могли в свете назвать блестящей, но Эмилия влюбилась в "мученика истины", каким ей представлялся ее избранник.
О внешности Эмилии сам Владимир писал родным: "... Она не очень красива, но её лицо так интересно и живо, что заслоняет признанную красоту её сестры".
Родители Эмилии не возражали против брака. Но, чтобы жениться офицеру, графу, да ещё ссыльному, было необходимо получить согласие матери, разрешение командира полка, генерал-губернатора и императора. Казалось, преодолеть все эти барьеры не представлялось возможным. Весь 1827 год тянулась эта борьба. Мать Владимира, графиня Е. А. Мусина-Пушкина, никак не могла примириться, что сын женится на шведке. По хлопотам родственников Владимира переводят в более отдалённую крепость, чтобы удалить от Эмилии. Генерал-губернатор А. А. Закревский, имеющий свои счёты с отчимом Эмилии, действует заодно с семьей Мусиных и обещает Владимиру всякие милости и награды, если он откажется от невесты.
Однако Владимир был непреклонен, он был согласен провести всю жизнь ссыльным в глуши, но только с Эмилией. Доведённый до отчаяния, Владимир заболел. 19 декабря 1827 года его мать пишет: "...Ты разрываешь моё сердце…", — и даёт согласие на этот брак.
Прослужив четыре года в провинции, Владимир Мусин-Пушкин в чине капитана был уволен в отставку. В 1831 году после отставки у графа взяли подписку об обязательстве жить в Москве и не выезжать за границу. Ему разрешалось посещать только свою подмосковную усадьбу Валуево. Однако вскоре графа освободили от надзора. В ноябре 1831 года Эмилия вместе с мужем переезжает в Петербург. Аврора последовала за ними. Они была представлены ко двору. Аврора определена фрейлиной в свиту императрицы и селится в Зимнем дворце. Обе сестры начали появляться в свете. Все светила побледнели перед ними. Ценители прекрасного, увидев «финляндских звёзд», как здесь окрестили Эмилию и Аврору, пришли в восторг.
Сёстры, особенно младшая, были основными соперницами по красоте Натальи Николаевны Пушкиной. А. С. Пушкин поддразнивал жену и спрашивал в письме: "Счастливо ли ты воюешь со своей однофамилицей?"
Да, в графиню Эмилию были влюблены многие, в том числе П. А. Вяземский и А. И. Тургенев...
В семейной жизни Эмилия Карловна была очень счастлива, единственное, что омрачало её — пристрастие мужа к азартным играм – в Английском клубе граф Мусин-Пушкин проигрывал огромные суммы и к концу 1835 года оказался на грани разорения. Экономические трудности семьи росли, затраты намного превышали доходы. Денег не хватало, их поступало на счёт недостаточно даже от больших имений.
Пытаясь наладить свое финансовое положение, значительную часть своего времени супруги проводили в Борисоглебе (Ярославская губерния). В имении, где длительное время отсутствовал хозяин, было много беспорядка. Эмилия занималась садоводством, подыскивала в окрестности умельцев рукоделия, устраивала их на работу и выделяла им помещение. Через знакомых она узнавала о новых модах, принимала заказы на изготовление вещей. Эмилия старалась облегчить жизнь своих крестьян. Её больницы, школа для крестьян и хорошие условия для обучения молодежи свидетельствовали о её стремлении к улучшению положения крестьян, от которых Эмилия получила имя «Борисоглебский ангел». В ноябре 1846 года 36-летняя Эмилия умерла от тифа. Все знавшие её были безутешны.
А. О. Смирнова-Россет писала: "Она была очень умна и непритворно добра, как Аврора. В деревне она ухаживала за тифозными больными, сама заразилась и умерла".
После смерти Эмилии Аврора писала:
"Даже страшно подумать, что наша Эмилия могла умереть в такой молодости, такой любящей и нужной для всей семьи, какой она была… Она управляла всей землей в имении, придумывала и создавала облегчения крестьянам, делилась правдой, защищала бедных и угнетенных…"
В. А. Соллогуб напишет в своих воспоминаниях: "Графиня Мусина-Пушкина умерла молодой — точно старость не посмела коснуться её лучезарной красоты".
Сегодня нередко у портрета Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина можно услышать строки поэтического признания Эмилии Карловне Мусиной-Пушкиной:
Графиня Эмилия –
Белее, чем лилия,
Стройнее её талии
На свете не встретится.
И небо Италии в глазах её светится.
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии.
Владимир Алексеевич слушает и смотрит на свою любимую супругу...
❓А вы знаете, кто автор этого посвящения графине Эмилии?
Пишите и приходите в музей. Здесь много любви!