Найти тему
Вездеход «Бурлак»

«Бурлаки» установили новый скоростной рекорд в Антарктиде

Вездеход "Бурлак" встречает корабль "Академик Фёдоров" с полярниками на борту в бухте Талла, в районе прибрежной станции "Прогресс".
Вездеход "Бурлак" встречает корабль "Академик Фёдоров" с полярниками на борту в бухте Талла, в районе прибрежной станции "Прогресс".

Вездеходы прошли путь от станции «Прогресс» до станции «Восток-1» (примерно 1350 километров) за двое с половиной суток. Это лучший результат среди колесной техники. Для сравнения, во времена СССР такой переход занимал около месяца, а экспедиция Валдиса Пельша добралась до станции «Восток» за две недели.

«Бурлаки» отвезли на станцию участников 68-й Российской антарктической экспедиции. Начало исследовательских работ задержалось на две недели из-за логистических проблем, поэтому для научных сотрудников был дорог каждый день. Чтобы сэкономить время, ученые с опытом вождения и правами категории С помогали водителям «Бурлаков» и периодически подменяли их на маршруте.

— Я дважды садился за руль нашего вездехода. В первый раз проехал 150 километров за пять часов, а во второй ― 250 километров за семь часов. Коллеги, ехавшие со мной в одном «Бурлаке», даже не заметили замены водителя, передвижение было комфортным. До этого я пять лет не сидел за рулем грузовых автомобилей, но у меня все получилось, — рассказал ведущий инженер горного университета Вячеслав Кадочников.

Погрузка перед выездом на станцию "Восток".
Погрузка перед выездом на станцию "Восток".

Быстрее, чем «Бурлак», это расстояние может преодолеть только самолет, но авиация сильно зависит от погодных условий, а в Антарктиде есть еще один важный аспект, который тоже необходимо учитывать, — комфорт и здоровье пассажиров.

— В прошлом сезоне я впервые работал в Антарктиде и летел на «Восток» самолетом «Баслер». Полет длился всего четыре часа, но на высоте четырех-пяти километров организм испытывает шок, связанный с резким падением давления. Мы взлетаем на побережье, а садимся на ледовом плато, которое находится на уровне 3600 метров над уровнем моря. Это крайне негативно сказывается на последующей адаптации: на такой высоте содержание кислорода в воздухе гораздо ниже привычного, что приводит к гипоксии и отмиранию клеток головного мозга. Поход на «Бурлаках» со средней скоростью 33 километра в час с плавным набором высоты от нуля до 3600 метров позволяет организму постепенно адаптироваться к пониженному давлению. В целом можно сказать, что акклиматизация проходит легче и быстрее, — отметил аспирант горного университета Вячеслав Шадрин.

Вездеходы «Бурлак» прибыли на станцию «Восток» 14 января, а 15-го числа ученые уже приступили к работе.

Разгрузка "Бурлака".
Разгрузка "Бурлака".
— Как обычно, в условиях очень короткого сезона мы бурили круглосуточно, в три смены. Произвели отбор кернов льда с разных горизонтов. В дальнейшем исследуем их в лабораториях ААНИИ, чтобы изучить процессы изменения климата в различные исторические эпохи, — пояснил руководитель научной партии Санкт-Петербургского горного университета Алексей Большунов.

Первый «Бурлак» появился в Антарктиде в 2019 году, сейчас на южном континенте работает семь наших вездеходов.

Полную версию материала можно прочитать здесь: forpost-sz.ru