Вездеходы прошли путь от станции «Прогресс» до станции «Восток-1» (примерно 1350 километров) за двое с половиной суток. Это лучший результат среди колесной техники. Для сравнения, во времена СССР такой переход занимал около месяца, а экспедиция Валдиса Пельша добралась до станции «Восток» за две недели.
«Бурлаки» отвезли на станцию участников 68-й Российской антарктической экспедиции. Начало исследовательских работ задержалось на две недели из-за логистических проблем, поэтому для научных сотрудников был дорог каждый день. Чтобы сэкономить время, ученые с опытом вождения и правами категории С помогали водителям «Бурлаков» и периодически подменяли их на маршруте.
— Я дважды садился за руль нашего вездехода. В первый раз проехал 150 километров за пять часов, а во второй ― 250 километров за семь часов. Коллеги, ехавшие со мной в одном «Бурлаке», даже не заметили замены водителя, передвижение было комфортным. До этого я пять лет не сидел за рулем грузовых автомобилей, но у меня все получилось, — рассказал ведущий инженер горного университета Вячеслав Кадочников.
Быстрее, чем «Бурлак», это расстояние может преодолеть только самолет, но авиация сильно зависит от погодных условий, а в Антарктиде есть еще один важный аспект, который тоже необходимо учитывать, — комфорт и здоровье пассажиров.
— В прошлом сезоне я впервые работал в Антарктиде и летел на «Восток» самолетом «Баслер». Полет длился всего четыре часа, но на высоте четырех-пяти километров организм испытывает шок, связанный с резким падением давления. Мы взлетаем на побережье, а садимся на ледовом плато, которое находится на уровне 3600 метров над уровнем моря. Это крайне негативно сказывается на последующей адаптации: на такой высоте содержание кислорода в воздухе гораздо ниже привычного, что приводит к гипоксии и отмиранию клеток головного мозга. Поход на «Бурлаках» со средней скоростью 33 километра в час с плавным набором высоты от нуля до 3600 метров позволяет организму постепенно адаптироваться к пониженному давлению. В целом можно сказать, что акклиматизация проходит легче и быстрее, — отметил аспирант горного университета Вячеслав Шадрин.
Вездеходы «Бурлак» прибыли на станцию «Восток» 14 января, а 15-го числа ученые уже приступили к работе.
— Как обычно, в условиях очень короткого сезона мы бурили круглосуточно, в три смены. Произвели отбор кернов льда с разных горизонтов. В дальнейшем исследуем их в лабораториях ААНИИ, чтобы изучить процессы изменения климата в различные исторические эпохи, — пояснил руководитель научной партии Санкт-Петербургского горного университета Алексей Большунов.
Первый «Бурлак» появился в Антарктиде в 2019 году, сейчас на южном континенте работает семь наших вездеходов.
Полную версию материала можно прочитать здесь: forpost-sz.ru