Компетентность в профессиональном обучении судей может
гарантировать только комплексное специальное образова-
тельное учреждение, такое как Российский государственный
университет правосудия. Поэтому представляется важным
в целях обеспечения независимости судей, повышения каче-
ства правосудия, реализации возможности на профессиональ-
ное образование судей установить, в первую очередь, на за-
конодательном уровне статус Российского государственного
университета правосудия как уникального специализирован-
ного учебного заведения, ответственного за дополнительное
профессиональное образование судей.
Представляется целесообразном установить в законодатель-
ных актах Российской Федерации строго определенные сроки
профессионального обучения судей, в течение которых они
смогут усвоить минимально необходимую информацию и вы-
работать соответствующие профессиональные навыки. Учи-
тывая значение, осуществляемых судьями профессиональных
функций и предъявляемых к их профессиональным качествам
повышенных требований, срок переподготовки должен быть
не менее шести месяцев. В целях повышения качества допол-
нительного профессионального образования судей закрепить
в Законе «О статусе судей в Российской Федерации» особен-
ности разработки программ дополнительного профессиональ-
ного образования судей, предусмотрев для представителей
судебных органов, органов судейского сообщества, учебных
заведений юридического профиля, научно-исследовательских
организаций и юридической общественности в целом возмож-
ность принимать участие в разработке указанных программ.
Ключевые слова: Закон «О статусе судей в Российской Фе-
дерации», дополнительное профессиональное образование
судей, Российский государственный университет правосудия.
Значимость функций и роли судебной власти
требует от лиц, замещающих должности судей,
наличие хорошей правовой подготовки, имея ко-
торую, они, с одной стороны, будут знать и глубоко
понимать сущность права, его проблемные аспек-
ты, а с другой стороны, обладать навыками по ор-
ганизации, ведению и руководству судебными за-
седаниями, разбираться в многообразных процес-
суальных тонкостях, влияющих на вынесение пра-
вомерного и объективного решения.
Из изложенного очевидно, что наличие только
одного высшего юридического образования и опы-
та работы (службы) по юридической специально-
сти не достаточно для того, чтобы вновь назначен-
ный судья мог эффективно рассматривать и разре-
шать различные категории дел.
Более того, учитывая особенности формиро-
вания в Российской Федерации судейского кор-
пуса, связанные с законодательно закрепленной
возможностью «доступа в судейскую профессию
представителей других юридических профессий»
[1], становится ясным, что всем судьям, впервые
назначенным на должность судьи, следует прохо-
дить дополнительное профессиональное обуче-
ние, в ходе которого они должны приобрести мини-
мальные навыки, позволяющие им в дальнейшем
организовывать различные судебные процессы
и разрешать проблемные вопросы в сфере право-
применения в качестве арбитров.
Указанные обстоятельства свидетельствуют
о высокой роли института дополнительного про-
фессионального образования судей в повышении
качества правосудия.
Аналогичного мнения придерживается и Пух-
наревич С.И., который указал, что «профессио-
нальная подготовка судей, а также повышение их
квалификации имеют решающее значение для эф-
фективного функционирования отечественной су-
дебной системы» [2].
Именно поэтому представляется необходимым
рассмотреть правовое регулирование дополни-
тельного профессионального образований судей
в Российской Федерации через анализ законода-
тельных положений.
В статье 20.1 Закона Российской Федерации
от 26 июня 1992 года № 3132–1 (ред. от 16 апреля
2022 года) «О статусе судей в Российской Федера-
ции» (далее – Закона «О статусе судей в Россий-
ской Федерации») содержатся положения, которые
определяют основы дополнительного профессио-
нального образований судей в Российской Феде-
рации, предусматривающие две формы допол-
нительного образования судей: профессиональ-ная переподготовка судей, назначенных впервые
на должность судьи, и повышение квалификации
судей [3].
Анализ настоящего законодательного положе-
ния в целом позволяет обозначить ряд проблем,
которые могут возникнуть при реализации форм
дополнительного образования судей, а также сде-
лать вывод о невозможности устранения указан-
ных проблем без совершенствования правового
регулирования дополнительного профессиональ-
ного образования судей путем внесения соответ-
ствующих изменений в законодательные акты Рос-
сийской Федерации.
Первая ключевая проблема правового регули-
рования вопросов дополнительного профессио-
нального образования судей усматривается из по-
ложений Закона «О статусе судей в Российской
Федерации», согласно которым судьи федераль-
ных судов проходят обучение по программам про-
фессиональной переподготовки и повышения ква-
лификации в образовательных организациях выс-
шего образования и организациях дополнительно-
го профессионального образования, осуществля-
ющих дополнительное профессиональное образо-
вание судей.
Из этого следует, что на законодательном
уровне отсутствует указание на существование
какого-либо специализированного учреждения,
осуществляющего обучение судей по программам
профессиональной переподготовки и повышения
квалификации.
Подобное представляется неправильным, по-
скольку одним из важнейших условий независи-
мости судебной власти в Российской Федерации
должна быть законодательно гарантированная
возможность переподготовки судей и повышении
их квалификации в специальном учебном заведе-
нии независимым от органов исполнительной вла-
сти.
На необходимость функционирования специ-
ального автономного учреждения, осуществляю-
щего подготовку судей, указано и в пункте 17 Ре-
комендации Консультативного совета европейских
судей № 4 «О соответствующей начальной подго-
товке и подготовке после назначения для судей на-
ционального и европейского уровней» [4].
Более того, в ряде зарубежных стран подготов-
ку судей осуществляют специальные заведения.
Так, во Франции профессиональная подготовка
судей в соответствии с Указом № 72–355 от 4 мая
1972 года «О Национальной школе магистратуры
(с изм. от 19 декабря 2021 года) возложена на На-
циональную школу магистратуры [5].
В Испании согласно Постановлению «О созда-
нии Судебной школы Испании» от 7 июня 1995 го-
да повышение квалификации судей осуществляет
специализированное учебное заведение [6].
В Республики Армения согласно Закону Респу-
блики Армения «Об Академии юстиции» от 2 мая
2013 года действует специализированное учебное
заведение, которое осуществляет профессиональ-
ное обучение не только судей, но и служащих дру-
гих органов юстиции (прокуроров, следователей
и судебных приставов) [7].
Таким образом, опыт зарубежных государств
свидетельствует о возложении задач профессио-
нального образования судей на специальные учеб-
ные заведения.
В Российской Федерации также существует по-
добное учебное заведение.
Так, в соответствии с пунктом 1.4. Положения
о профессиональной переподготовке и повышении
квалификации судей федеральных судов, утверж-
денного постановлением Президиума Верховного
Суда Российской Федерации от 18 апреля 2018 го-
да (ред. от 22 июля 2020 года) реализация допол-
нительных профессиональных программ профес-
сиональной переподготовки судей федеральных
судов, впервые назначенных на должности судей,
и повышения квалификации судей федеральных
судов осуществляется федеральным государствен-
ным бюджетным образовательным учреждением
высшего образования «Российский государствен-
ный университет правосудия» (далее – Российский
государственный университет правосудия) [8].
Однако ни один из законодательных актов Рос-
сийской Федерации, регламентирующих статус
судебных органов, судей и иные вопросы, касаю-
щиеся функционирования судебной власти (Фе-
деральный конституционный закон от 31 декабря
1996 года № 1-ФКЗ (ред. от 16 апреля 2022 года)
«О судебной системе Российской Федерации»,
Федеральный конституционный закон от 5 февра-
ля 2014 года № 3-ФКЗ (ред. от 16 апреля 2022 го-
да) «О Верховном Суде Российской Федерации»,
Закон «О статусе судей в Российской Федера-
ции», Федеральный закон от 17 декабря 1998 года
№ 188-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 года) «О мировых
судьях в Российской Федерации» и иные) не со-
держит положений и указаний на существование
Российского государственного университета пра-
восудия как заведения, осуществляющего обуче-
ние судей по программам дополнительного про-
фессионального образования.
Поэтому представляется важным в целях обес-
печения независимости судей, повышения каче-
ства правосудия, реализации возможности на про-
фессиональное образование судей установить,
в первую очередь, на законодательном уровне ста-
тус Российского государственного университета
правосудия как уникального специализированно-
го учебного заведения, ответственного за допол-
нительное профессиональное образование судей.
Схожую позицию о закреплении на законода-
тельном уровне статуса Российского государствен-
ного университета правосудия ранее выдвигала
и обосновывала Е.В. Бурдина, заведующая кафед-
рой организации судебной и правоохранительной
деятельности Российского государственного уни-
верситета правосудия, доктор юридических наук,
доцент.
Следует заметить, что при закреплении в зако-
нодательных актах Российской Федерации статуса
Российского государственного университета пра-бюджета соответствующего субъекта Российской
Федерации. По мнению Сиротюк А.З., качество
дополнительного профессионального образова-
ния страдает в силу его недостаточного финанси-
рования из бюджетов в ряде субъектов Российской
Федерации [12].
Очевидно, что объем настоящей статьи позво-
лил обозначить только ключевые проблемы в сфе-
ре правового регулирования дополнительного про-
фессионального образования судей в Российской
Федерации и некоторые механизмы их разреше-
ния. Однако указанный вопрос требует дополни-
тельного и более детального исследования. восудия, нужно также предусмотреть, чтобы в за-
конодательных положениях о статусе заведения
был отражен характер его функционирования (де-
ятельности).
Полагаю, что характер его функционирования
(деятельности) должен быть комплексным.
Как следует из пункта 2.3. Европейской хартии
о статусе судей (Страсбург, 8–10 июля 1998 года),
для подготовки отобранных кандидатов для испол-
нения судейских функций необходимо соответству-
ющее обучение, обеспечиваемое государством.
При этом, характер функционирования структур,
осуществляющих обучение кандидатов, должен га-
рантировать компетентность, беспристрастность
и необходимую открытость [9].
Компетентность в профессиональном обучении
судей может гарантировать только комплексное
специальное образовательное учреждение, такое
как Российских государственный университет пра-
восудия.
Комплексность специального образовательного
учреждения выражается в осуществлении им ши-
рокого круга деятельности, включающего в себя,
помимо дополнительного профессионального об-
разования судей, образовательную деятельность
по программам подготовки высшего образования,
научно-исследовательскую деятельность, а также
наличие соответствующей базы в виде специали-
зированных кафедр, научно-исследовательских
структурных подразделений, квалифицирован-
ного в различных областях права профессорско-
преподавательского состава, сложившихся науч-
ных школ.
Только такое многофункциональное специали-
зированное научно-образовательное учреждение
сможет обеспечить надлежащее и качественное
обучение судей в отличие от учреждения узкого
профиля, нацеленного исключительно на реали-
зацию программ дополнительного образования.
Потребность в получении судьями дополнитель-
ного профессионального образования высокого
качества объясняется повышенными требования-
ми, предъявляемыми к профессиональным знани-
ям и навыкам судей в отличие от представителей
других юридических профессий.
Такие высокие требования вызваны необходи-
мостью судей систематически разрешать различ-
ного рода проблемные ситуации правового харак-
тера.
Следующая проблема в правом регулировании
дополнительного профессионального образования
судей заключается в отсутствии в законодатель-
стве Российской Федерации строго определенных
сроков профессиональной переподготовки судей.
Считаю данное обстоятельство значительным
упущением в правовом регулировании, поскольку
существует опасность сокращения периода про-
фессионального обучения до минимума, что не по-
зволит у вновь назначенных судей сформировать
глубокое понимание сущности права, необходи-
мое в дальнейшем для разрешения целого спек-
тра проблем, которые возникают при применении
права, приобрести им необходимые практические
навыки в части организации и ведения судебных
процессов, и как итог, сведет смысл профессио-
нальной переподготовки судей на нет.
Поэтому представляется целесообразном уста-
новить в законодательных актах Российской Фе-
дерации строго определенные сроки профессио-
нального обучения судей, в течение которых они
смогут усвоить минимально необходимую инфор-
мацию и выработать соответствующие професси-
ональные навыки.
Учитывая значение осуществляемых судьями
профессиональных функций и предъявляемых к их
профессиональным качествам повышенных требо-
ваний срок переподготовки должен быть не менее
шести месяцев.
Следующий вопрос, касающейся правого регу-
лирования дополнительного профессионального
образования судей, который не был затронут за-
конодателем, связан с особенностями разработ-
ки программ дополнительного профессионального
образования судей.
Согласно пунктов 2.4 и 3.3 Положения о про-
фессиональной переподготовке и повышении ква-
лификации судей федеральных судов, утвержден-
ного постановлением Президиума Верховного Су-
да Российской Федерации от 18 апреля 2018 года
(ред. от 22 июля 2020 года), программы професси-
ональной переподготовки и повышения квалифи-
кации судей федеральных судов разрабатываются
Российским государственным университетом пра-
восудия.
Полагаю целесообразным в целях повышения
качества дополнительного профессионального об-
разования судей закрепить в Законе «О статусе су-
дей в Российской Федерации» особенности разра-
ботки программ дополнительного профессиональ-
ного образования судей, предусмотрев для пред-
ставителей судебных органов, органов судейско-
го сообщества, учебных заведений юридического
профиля, научно-исследовательских организаций
и юридической общественности в целом возмож-
ность принимать участие в разработке указанных
программ.
На потребность привлечения к разработке про-
грамм дополнительного образования судей пред-
ставителей различных структур и юридических
профессиональных групп также указывают Сеня-
кин Н.Н. и Балашова И.Н. [10].
При этом закрепление подобной возможности
в законодательстве Российской Федерации полно-
стью согласуется с положениями Заключения № 10
(2007) Консультативного совета европейских судей
«О судебной системе на службе общества» (При-
нято г. Страсбурге, 23 ноября 2007 года) об учете
различных точек зрения, существующих в обще-
стве, в целях придания судебной системе большей
легитимности [11]. Другой проблемой является то,
что в соответствии с пунктом 4 статьи 20.1 Закона
«О статусе судей в Российской Федерации» допол-
нительное профессиональное образование миро-
вых судей осуществляется за счет ассигнований