Найти тему

Правовое регулирование дополнительного профессионального образования судей: опыт России и зарубежных стран

Компетентность в профессиональном обучении судей может

гарантировать только комплексное специальное образова-

тельное учреждение, такое как Российский государственный

университет правосудия. Поэтому представляется важным

в целях обеспечения независимости судей, повышения каче-

ства правосудия, реализации возможности на профессиональ-

ное образование судей установить, в первую очередь, на за-

конодательном уровне статус Российского государственного

университета правосудия как уникального специализирован-

ного учебного заведения, ответственного за дополнительное

профессиональное образование судей.

Представляется целесообразном установить в законодатель-

ных актах Российской Федерации строго определенные сроки

профессионального обучения судей, в течение которых они

смогут усвоить минимально необходимую информацию и вы-

работать соответствующие профессиональные навыки. Учи-

тывая значение, осуществляемых судьями профессиональных

функций и предъявляемых к их профессиональным качествам

повышенных требований, срок переподготовки должен быть

не менее шести месяцев. В целях повышения качества допол-

нительного профессионального образования судей закрепить

в Законе «О статусе судей в Российской Федерации» особен-

ности разработки программ дополнительного профессиональ-

ного образования судей, предусмотрев для представителей

судебных органов, органов судейского сообщества, учебных

заведений юридического профиля, научно-исследовательских

организаций и юридической общественности в целом возмож-

ность принимать участие в разработке указанных программ.

Ключевые слова: Закон «О статусе судей в Российской Фе-

дерации», дополнительное профессиональное образование

судей, Российский государственный университет правосудия.

Значимость функций и роли судебной власти

требует от лиц, замещающих должности судей,

наличие хорошей правовой подготовки, имея ко-

торую, они, с одной стороны, будут знать и глубоко

понимать сущность права, его проблемные аспек-

ты, а с другой стороны, обладать навыками по ор-

ганизации, ведению и руководству судебными за-

седаниями, разбираться в многообразных процес-

суальных тонкостях, влияющих на вынесение пра-

вомерного и объективного решения.

Из изложенного очевидно, что наличие только

одного высшего юридического образования и опы-

та работы (службы) по юридической специально-

сти не достаточно для того, чтобы вновь назначен-

ный судья мог эффективно рассматривать и разре-

шать различные категории дел.

Более того, учитывая особенности формиро-

вания в Российской Федерации судейского кор-

пуса, связанные с законодательно закрепленной

возможностью «доступа в судейскую профессию

представителей других юридических профессий»

[1], становится ясным, что всем судьям, впервые

назначенным на должность судьи, следует прохо-

дить дополнительное профессиональное обуче-

ние, в ходе которого они должны приобрести мини-

мальные навыки, позволяющие им в дальнейшем

организовывать различные судебные процессы

и разрешать проблемные вопросы в сфере право-

применения в качестве арбитров.

Указанные обстоятельства свидетельствуют

о высокой роли института дополнительного про-

фессионального образования судей в повышении

качества правосудия.

Аналогичного мнения придерживается и Пух-

наревич С.И., который указал, что «профессио-

нальная подготовка судей, а также повышение их

квалификации имеют решающее значение для эф-

фективного функционирования отечественной су-

дебной системы» [2].

Именно поэтому представляется необходимым

рассмотреть правовое регулирование дополни-

тельного профессионального образований судей

в Российской Федерации через анализ законода-

тельных положений.

В статье 20.1 Закона Российской Федерации

от 26 июня 1992 года № 3132–1 (ред. от 16 апреля

2022 года) «О статусе судей в Российской Федера-

ции» (далее – Закона «О статусе судей в Россий-

ской Федерации») содержатся положения, которые

определяют основы дополнительного профессио-

нального образований судей в Российской Феде-

рации, предусматривающие две формы допол-

нительного образования судей: профессиональ-ная переподготовка судей, назначенных впервые

на должность судьи, и повышение квалификации

судей [3].

Анализ настоящего законодательного положе-

ния в целом позволяет обозначить ряд проблем,

которые могут возникнуть при реализации форм

дополнительного образования судей, а также сде-

лать вывод о невозможности устранения указан-

ных проблем без совершенствования правового

регулирования дополнительного профессиональ-

ного образования судей путем внесения соответ-

ствующих изменений в законодательные акты Рос-

сийской Федерации.

Первая ключевая проблема правового регули-

рования вопросов дополнительного профессио-

нального образования судей усматривается из по-

ложений Закона «О статусе судей в Российской

Федерации», согласно которым судьи федераль-

ных судов проходят обучение по программам про-

фессиональной переподготовки и повышения ква-

лификации в образовательных организациях выс-

шего образования и организациях дополнительно-

го профессионального образования, осуществля-

ющих дополнительное профессиональное образо-

вание судей.

Из этого следует, что на законодательном

уровне отсутствует указание на существование

какого-либо специализированного учреждения,

осуществляющего обучение судей по программам

профессиональной переподготовки и повышения

квалификации.

Подобное представляется неправильным, по-

скольку одним из важнейших условий независи-

мости судебной власти в Российской Федерации

должна быть законодательно гарантированная

возможность переподготовки судей и повышении

их квалификации в специальном учебном заведе-

нии независимым от органов исполнительной вла-

сти.

На необходимость функционирования специ-

ального автономного учреждения, осуществляю-

щего подготовку судей, указано и в пункте 17 Ре-

комендации Консультативного совета европейских

судей № 4 «О соответствующей начальной подго-

товке и подготовке после назначения для судей на-

ционального и европейского уровней» [4].

Более того, в ряде зарубежных стран подготов-

ку судей осуществляют специальные заведения.

Так, во Франции профессиональная подготовка

судей в соответствии с Указом № 72–355 от 4 мая

1972 года «О Национальной школе магистратуры

(с изм. от 19 декабря 2021 года) возложена на На-

циональную школу магистратуры [5].

В Испании согласно Постановлению «О созда-

нии Судебной школы Испании» от 7 июня 1995 го-

да повышение квалификации судей осуществляет

специализированное учебное заведение [6].

В Республики Армения согласно Закону Респу-

блики Армения «Об Академии юстиции» от 2 мая

2013 года действует специализированное учебное

заведение, которое осуществляет профессиональ-

ное обучение не только судей, но и служащих дру-

гих органов юстиции (прокуроров, следователей

и судебных приставов) [7].

Таким образом, опыт зарубежных государств

свидетельствует о возложении задач профессио-

нального образования судей на специальные учеб-

ные заведения.

В Российской Федерации также существует по-

добное учебное заведение.

Так, в соответствии с пунктом 1.4. Положения

о профессиональной переподготовке и повышении

квалификации судей федеральных судов, утверж-

денного постановлением Президиума Верховного

Суда Российской Федерации от 18 апреля 2018 го-

да (ред. от 22 июля 2020 года) реализация допол-

нительных профессиональных программ профес-

сиональной переподготовки судей федеральных

судов, впервые назначенных на должности судей,

и повышения квалификации судей федеральных

судов осуществляется федеральным государствен-

ным бюджетным образовательным учреждением

высшего образования «Российский государствен-

ный университет правосудия» (далее – Российский

государственный университет правосудия) [8].

Однако ни один из законодательных актов Рос-

сийской Федерации, регламентирующих статус

судебных органов, судей и иные вопросы, касаю-

щиеся функционирования судебной власти (Фе-

деральный конституционный закон от 31 декабря

1996 года № 1-ФКЗ (ред. от 16 апреля 2022 года)

«О судебной системе Российской Федерации»,

Федеральный конституционный закон от 5 февра-

ля 2014 года № 3-ФКЗ (ред. от 16 апреля 2022 го-

да) «О Верховном Суде Российской Федерации»,

Закон «О статусе судей в Российской Федера-

ции», Федеральный закон от 17 декабря 1998 года

№ 188-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 года) «О мировых

судьях в Российской Федерации» и иные) не со-

держит положений и указаний на существование

Российского государственного университета пра-

восудия как заведения, осуществляющего обуче-

ние судей по программам дополнительного про-

фессионального образования.

Поэтому представляется важным в целях обес-

печения независимости судей, повышения каче-

ства правосудия, реализации возможности на про-

фессиональное образование судей установить,

в первую очередь, на законодательном уровне ста-

тус Российского государственного университета

правосудия как уникального специализированно-

го учебного заведения, ответственного за допол-

нительное профессиональное образование судей.

Схожую позицию о закреплении на законода-

тельном уровне статуса Российского государствен-

ного университета правосудия ранее выдвигала

и обосновывала Е.В. Бурдина, заведующая кафед-

рой организации судебной и правоохранительной

деятельности Российского государственного уни-

верситета правосудия, доктор юридических наук,

доцент.

Следует заметить, что при закреплении в зако-

нодательных актах Российской Федерации статуса

Российского государственного университета пра-бюджета соответствующего субъекта Российской

Федерации. По мнению Сиротюк А.З., качество

дополнительного профессионального образова-

ния страдает в силу его недостаточного финанси-

рования из бюджетов в ряде субъектов Российской

Федерации [12].

Очевидно, что объем настоящей статьи позво-

лил обозначить только ключевые проблемы в сфе-

ре правового регулирования дополнительного про-

фессионального образования судей в Российской

Федерации и некоторые механизмы их разреше-

ния. Однако указанный вопрос требует дополни-

тельного и более детального исследования. восудия, нужно также предусмотреть, чтобы в за-

конодательных положениях о статусе заведения

был отражен характер его функционирования (де-

ятельности).

Полагаю, что характер его функционирования

(деятельности) должен быть комплексным.

Как следует из пункта 2.3. Европейской хартии

о статусе судей (Страсбург, 8–10 июля 1998 года),

для подготовки отобранных кандидатов для испол-

нения судейских функций необходимо соответству-

ющее обучение, обеспечиваемое государством.

При этом, характер функционирования структур,

осуществляющих обучение кандидатов, должен га-

рантировать компетентность, беспристрастность

и необходимую открытость [9].

Компетентность в профессиональном обучении

судей может гарантировать только комплексное

специальное образовательное учреждение, такое

как Российских государственный университет пра-

восудия.

Комплексность специального образовательного

учреждения выражается в осуществлении им ши-

рокого круга деятельности, включающего в себя,

помимо дополнительного профессионального об-

разования судей, образовательную деятельность

по программам подготовки высшего образования,

научно-исследовательскую деятельность, а также

наличие соответствующей базы в виде специали-

зированных кафедр, научно-исследовательских

структурных подразделений, квалифицирован-

ного в различных областях права профессорско-

преподавательского состава, сложившихся науч-

ных школ.

Только такое многофункциональное специали-

зированное научно-образовательное учреждение

сможет обеспечить надлежащее и качественное

обучение судей в отличие от учреждения узкого

профиля, нацеленного исключительно на реали-

зацию программ дополнительного образования.

Потребность в получении судьями дополнитель-

ного профессионального образования высокого

качества объясняется повышенными требования-

ми, предъявляемыми к профессиональным знани-

ям и навыкам судей в отличие от представителей

других юридических профессий.

Такие высокие требования вызваны необходи-

мостью судей систематически разрешать различ-

ного рода проблемные ситуации правового харак-

тера.

Следующая проблема в правом регулировании

дополнительного профессионального образования

судей заключается в отсутствии в законодатель-

стве Российской Федерации строго определенных

сроков профессиональной переподготовки судей.

Считаю данное обстоятельство значительным

упущением в правовом регулировании, поскольку

существует опасность сокращения периода про-

фессионального обучения до минимума, что не по-

зволит у вновь назначенных судей сформировать

глубокое понимание сущности права, необходи-

мое в дальнейшем для разрешения целого спек-

тра проблем, которые возникают при применении

права, приобрести им необходимые практические

навыки в части организации и ведения судебных

процессов, и как итог, сведет смысл профессио-

нальной переподготовки судей на нет.

Поэтому представляется целесообразном уста-

новить в законодательных актах Российской Фе-

дерации строго определенные сроки профессио-

нального обучения судей, в течение которых они

смогут усвоить минимально необходимую инфор-

мацию и выработать соответствующие професси-

ональные навыки.

Учитывая значение осуществляемых судьями

профессиональных функций и предъявляемых к их

профессиональным качествам повышенных требо-

ваний срок переподготовки должен быть не менее

шести месяцев.

Следующий вопрос, касающейся правого регу-

лирования дополнительного профессионального

образования судей, который не был затронут за-

конодателем, связан с особенностями разработ-

ки программ дополнительного профессионального

образования судей.

Согласно пунктов 2.4 и 3.3 Положения о про-

фессиональной переподготовке и повышении ква-

лификации судей федеральных судов, утвержден-

ного постановлением Президиума Верховного Су-

да Российской Федерации от 18 апреля 2018 года

(ред. от 22 июля 2020 года), программы професси-

ональной переподготовки и повышения квалифи-

кации судей федеральных судов разрабатываются

Российским государственным университетом пра-

восудия.

Полагаю целесообразным в целях повышения

качества дополнительного профессионального об-

разования судей закрепить в Законе «О статусе су-

дей в Российской Федерации» особенности разра-

ботки программ дополнительного профессиональ-

ного образования судей, предусмотрев для пред-

ставителей судебных органов, органов судейско-

го сообщества, учебных заведений юридического

профиля, научно-исследовательских организаций

и юридической общественности в целом возмож-

ность принимать участие в разработке указанных

программ.

На потребность привлечения к разработке про-

грамм дополнительного образования судей пред-

ставителей различных структур и юридических

профессиональных групп также указывают Сеня-

кин Н.Н. и Балашова И.Н. [10].

При этом закрепление подобной возможности

в законодательстве Российской Федерации полно-

стью согласуется с положениями Заключения № 10

(2007) Консультативного совета европейских судей

«О судебной системе на службе общества» (При-

нято г. Страсбурге, 23 ноября 2007 года) об учете

различных точек зрения, существующих в обще-

стве, в целях придания судебной системе большей

легитимности [11]. Другой проблемой является то,

что в соответствии с пунктом 4 статьи 20.1 Закона

«О статусе судей в Российской Федерации» допол-

нительное профессиональное образование миро-

вых судей осуществляется за счет ассигнований