Такое суровое время в преддверии окончании Второй мировой войны. С одной стороны - вот она Победа, близкая и долгожданная. С другой стороны - миллионы нерешенных вопросов: погибшие, военнопленные, беженцы, разоренные земли, подорванная экономика. Что делать дальше? Каким будет мир? Все эти вопросы решала «Большая Тройка» - СССР, США и Великобритания, два государства из которых вскоре получат статус СВЕРХДЕРЖАВ.
Самым значимым итогом взаимодействия Большой Тройки в преддверии окончания Второй мировой войны стала Ялтинская конференция победителей в феврале 1945г., на который были приняты важнейшие решения по послевоенному устройству мира.
Сталин, Рузвельт и Черчиль, как истинные дипломаты, вели переговоры, находили компромиссы, обходили «острые углы», чтобы утвердить мир на выгодных условиях для всех трех сторон.
В литературе есть опубликованные документы Ялтинской конференции, где представлены тонкие диалоги руководителей государств, ответы с перчинкой и легкий юмор по отношению друг к другу. Предлагаю вам прочитать некоторые из этих диалогов:
1.Обсуждается вопрос о репарациях (возмещения разрушений и потерь, нанесённых Германией СССР и другим странам в период Второй мировой войны:
Черчилль: Кроме того, что будет с Германией? Кто будет ее кормить? И кто будет за это платить? Не выйдет ли, в конце концов, так, что союзникам придётся хотя бы частично покрывать репарации из своего кармана?
Сталин замечает, что все эти вопросы, конечно, рано или поздно встанут.
Черчилль говорит, что если хочешь ездить на лошади, то надо ее кормить сеном и овсом.
Сталин отвечает, что лошадь не должна бросаться на нас.
Черчилль признает неудачность своей метафоры и говорит, что, если вместо лошади для сравнения подставить автомобиль, то все-таки окажется, что для его использования нужен бензин.
Сталин отвечает, что аналогии нет. Немцы не машины, а люди.
2.Обсуждается вопрос о возможности вступления Франции в «Большую Тройку - Совещание Трех Держав» (как мы знаем, ее не впустили).
Черчилль замечает, что совещание трех держав представляет собой очень привилегированный клуб. Вступительный взнос в этот клуб – равен 5 миллионам солдат или соответственному эквиваленту этого.
Маршал Сталин вставляет: хотя бы 3 миллиона солдат.
3.Обсуждается вопрос о Греции:
Сталин говорит, что он просил бы Черчилля информировать СССР о том, что происходит в Греции?
Черчилль отвечает, что ему пришлось бы очень долго рассказывать о Греции, и он боится, что этот рассказ испортил бы вкус предстоящему обеду у Маршала Сталина.
Сталин соглашается отложить вопрос о Греции до другого раза.
4.Подписание итогового коммюнике (итоги встречи) Ялтинской конференции.
Рузвельт отвечает, что коммюнике следует подписать главами правительств, и он, Рузвельт, предлагает поставить первой подпись Сталина.
Сталин возражает, что в США имеется «зубастая пресса», которая может изобразить дело так, что Сталин повел за собою Президента и Премьер-Министра. Поэтому Сталин предлагает подписать коммюнике в алфавитном порядке, т.е. первая подпись Рузвельта, вторая – Сталина, третья – Черчилля.
Черчилль заявляет, что, если руководствоваться английским алфавитом, то его подпись будет первой.
Сталин отвечает, что он готов принять предложение Черчилля.
Ничто человеческое не чуждо и этим суровым представителям власти.