Будущий Герой Советского Союза Семён Васильевич Коновалов был призван в ряды РККА в 1939 году. А начало войны встретил уже после окончания танкового военного училища, будучи лейтенантом и командиром танкового взвода.
Весной-летом 1942 года Красная Армия отступала под натиском немцев, рвущихся к Волге. 15-я танковая бригада несла тяжёлые потери. По состоянию на 13 июля во взводе лейтенанта Коновалова остался только его потрепанный в боях танк, остальные были уничтожены или выведены из строя. В экипаж «КВ-1», помимо командира, входили механик-водитель Козыренцев, младший механик-водитель Акинин, стрелок-радист Червинский, наводчик Дементьев и заряжающий Герасимлюк.
Рано утром бригаде был отдан приказ передислоцироваться на новый рубеж, чтобы остановить наступающих гитлеровцев. Посреди марша, в районе хутора Нижнемитякин Ростовской области, из-за отказа системы подачи топлива танк Коновалова встал. Ждать окончания его ремонта бригада не могла, поэтому комбриг Пушкин оставил в помощь техника-лейтенанта Серебрякова и повёл колонну дальше.
Когда танк Коновалова проявил признаки жизни, и экипаж собрался было двинуться догонять своих, на ближайшем пригорке показались два немецких бронеавтомобиля-разведчика. Командир понял, что вслед за ними обязательно появятся танки. Связи с бригадой не было, она ушла далеко, поэтому Семён Васильевич принял решение остаться и дать бой. Первым же выстрелом один из разведчиков был уничтожен. Второй успел уйти.
Грамотно выбрав позицию в лощине и укрывшись за её склонами, танкисты принялись наблюдать. Очень скоро на дороге показалась колонна, в которой шло 75 танков. Подпустив головную машину на 500 метров, «КВ-1» открыл огонь. Фактор внезапности возымел своё действие: 4 танка было подбито, остальные отступили. Фашисты решили, что их атаковало крупное танковое подразделение.
Передышка была недолгой. Развернувшись в боевой порядок, бронированные машины противника двинулись в сторону танка-одиночки. Прицельным огнём экипаж Коновалова остановил ещё 6 танков. Немцы перегруппировались и, увидев, откуда идёт стрельба, обрушили на советскую бронемашину град снарядов
Броня тяжелого танка выдержала, да и Коновалов старался маневрировать. Чтобы не только уйти от обстрела, но и создать видимость участия в бою нескольких наших танков. В этой фазе боя «КВ-1» подбил ещё 6 танков, САУ, бронеавтомобиль и 8 машин с личным составом противника. Но после одного из удачных вражеских попаданий потерял ход. Подошли к концу и снаряды. А немцы выкатили тяжелое артиллерийское орудие на расстояние меньше 100 метров от танка. И начали расстреливать его прямой наводкой.
На следующий день комбриг Пушкин, не дождавшись Коновалова, отправил на его поиски разведчиков. Перед их глазами открылась картина недавно закончившегося боя: искорёженный и обгоревший «КВ-1» с разорванными в клочья останками наших танкистов и поле, усеянное уничтоженной вражеской техникой.
Пересчитав её и опросив жителей хутора – свидетелей сражения, разведчики всё поняли. Они поручили крестьянам похоронить останки наших воинов и поспешили с докладом к комбригу. Потрясённое командование бригады отправило по инстанциям Представление о присвоении лейтенанту Коновалову звания Героя Советского Союза посмертно.
Через некоторое время в бригаду пришло письмо, автором которого был «воскресший» Семён Коновалов. Поведавший удивительную историю спасения.
Когда артиллерийское орудие только начало бить по «КВ-1», троим (Коновалову, наводчику орудия Дементьеву и технику-лейтенанту Серебрякову) удалось выбраться через нижний люк. Пользуясь наступившими сумерками и окутывающим окрестности дымом, беглецы ушли незамеченными.
Неделю они шли в сторону передовой, прячась от снующих вокруг гитлеровцев, питаясь травой и сырым зерном. Когда до линии фронта оставалось немного, им повезло наткнуться на мирно отдыхающих возле своего танка немецких «коллег». Которых пришлось уничтожить, а технику позаимствовать.
На вражеской машине воины и прорвались в стан советских войск, удивив, как немцев, так и советских солдат, которые даже обстреляли «заблудившегося фрица».
После полагающейся проверки всех танкистов зачислили в другую часть, поскольку родная бригада находилась далеко. А Коновалов ещё три месяца воевал на трофейном танке, закрасив кресты и нарисовав на башне красную звезду.
Семён Васильевич Коновалов ушёл в запас в 1956 году в звании подполковника. Работал на одном из заводов инженером, а после выхода на пенсию занимался общественной и военно-патриотической работой с молодёжью. Упокоился в 1989 году. Похоронен в Казани. В 2005 году его именем была названа одна из улиц столицы Татарстана