Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть ЗДЕСЬ
После практически полного уничтожения боевой авиации Иордании в ходе операции «Мокед» король Хусейн ибн Талал, а также его высокопоставленные генералы оказались в затруднительном положении. Несмотря на общее минимальное количественное превосходство иорданских вооруженных сил, собранных для войны против Израиля, начинать вторжение на его территорию было весьма рискованно.
Во-первых, в воздухе полностью господствовали израильские ВВС; во-вторых, иракская бригада, только-только начавшая прибывать в Иорданию, ещё не готова была к полномасштабным боевым действиям. Более того, как выяснилось позже, у Генерального штаба вооруженных сил Иордании не имелось чёткого и детально разработанного плана на внезапно начавшуюся не по её инициативе войну. В-третьих, не была надлежащим образом отлажена и хорошо продумана система взаимодействия и координации между арабскими союзниками – штабами и командованием Египта, Сирии и Иордании.
Помимо всего перечисленного сама система воинской иерархии и управления войсками Иорданского королевства на поверку оказалась непрактичной, запутанной и сложноподчиненной. Как уже было сказано ранее в одной из предыдущих публикаций, Верховным главнокомандующим вооружёнными силами Иордании в условиях войны являлся король.
Должности министра обороны Иордании и начальника Генерального штаба занимал фельдмаршал Хабис аль-Маджали. При этом командование Иорданским фронтом (согласно предварительной взаимной договоренности между Гамалем Абделем Насером и Хусейном ибн Талалом) осуществлял египетский генерал Абдул Муним Рияд, занимавший в своей стране должность начальника Генерального штаба.
Негативное воздействие на общую объективную оценку сложившейся обстановки оказала информация (правильнее назвать её дезинформацией), переданная иорданской стороне утром 5 июня 1967 года правительством Насера. ВТО время, когда израильские танки успешно преодолевали первый рубеж египетской обороны на Синае и секторе Газы, президент Египта громогласно заявлял, что армия Египта перешла в решительное наступление, вторгшись на вражескую территорию, а его самолёты бомбят израильские аэродромы.
В свою очередь правительство Леви Эшколя, ещё не зная, как в конечном итоге сложится наземная операция на Синайском полуострове, обратилось к королю ибн-Талалу со следующим посланием: «Мы не предпримем каких-либо действий против Иордании. Но если Иордания начнет военные действия, мы ответим на них всей мощью, и он [король Хусейн ибн Талал] должен будет нести всю полноту ответственности».
У монарха ещё оставался мизерный шанс избежать масштабной войны, но в 08:30 иорданская артиллерия открыла огонь вдоль линии разграничительной границы в Иерусалиме. В 11:30 по местному времени интенсивная перестрелка шла уже вдоль всей линии израильско-иорданской границы. Кроме того, 40-я иорданская бронетанковая бригада выдвинулась в направлении Дженина, а 60-я бронетанковая бригада направилась к Иерусалиму.
В данных условиях сохранение мира было невозможным. Как уже говорилось ранее, иорданские войска, занявшие позиции вдоль израильской границы, состояли из 9 бригад, в составе которых насчитывалось около 56 000 человек, 287 танков и 72 орудия. Кроме того, к израильской границе уже выдвинулись передовые подразделения 8-й иракской механизированной дивизии, а также два отдельных иорданских танковых батальона, два батальона египетских «коммандос» и добровольческий «палестинский» батальон.
Этим силам противостояли части израильского Центрального фронта, включавшие 7 бригад (5 пехотных, 1 механизированную и 1 парашютно-десантную) – 35 000 человек личного состава, 220 танков и САУ, 270 артиллерийских орудий и тяжёлых миномётов. С воздуха Иорданское направление прикрывали 30 боевых самолётов ВВС Израиля. Возглавлял Центральный фронт генерал-майор Узи Наркис.
О том, что представляло собой Иорданское королевство как военный противник, подробно комментирует израильский военно-политический обозреватель Дов Конторер: «Статус Иордании как источника второй по значению угрозы Израилю был обусловлен не мощью иорданской армии (весьма ограниченной), а контуром "зеленой черты" [линия прекращения огня 1949 года], позволявшим противнику претендовать на достижение стратегического результата сравнительно малыми силами. Иорданские войска, базировавшиеся в Восточном Иерусалиме и в ближайших к нему районах, могли сразу же атаковать столицу Израиля.
Иорданские силы также могли угрожать главной автодороге, связывавшей Иерусалим с Тель-Авивом; оптимальные условия для этого были в районе Латрунского выступа. Далее, в районе Нетании и Кфар-Сабы иорданские силы были способны коротким рывком преодолеть 15-километровое расстояние от "зеленой черты" до Средиземного моря и рассечь территорию Израиля надвое. В угрожаемой зоне находились Тель-Авив и единственный международный аэропорт страны. Наконец, даже не начиная решительного наземного наступления, Иордания была способна поражать артиллерийским огнем важнейшие военные аэродромы и другие стратегические объекты Израиля»[1].
На случай войны против Иордании ещё в октябре 1965 года Генеральным штабом АОИ был разработан оперативный план «Пагроль» (в переводе с иврита – «Хлыст»). План этот был довольно прост и вытекал из географических особенностей линии и ландшафтного рельефа израильско-иорданской границы (смотри карты размещённые в начале текста). Внезапными и сконцентрированными ударами по сходящимся направлениям при активном использовании бронетанковых и десантных частей, а также при поддержке авиации в течение 72 часов предполагался захват восточной части Иерусалима, а также всего Западного берега реки Иордан (исторических областей Иудеи и Самарии).
Израильское командование действовало решительно, оперативно, тактически грамотно, идя на оправданный риск, если того требовала ситуация. Пока иорданские приграничные части занимались малоэффективной стихийной артиллерийской и пулемётной перестрелкой, находясь практически на месте, Генеральный штаб АОИ сумел сформировать ударный кулак для проведения решающего наступления в рамках оперативного плана «Пагроль».
Поскольку наступление Южного фронта на Синайском полуострове протекало гораздо успешнее и со значительным опережением графика, а сирийская сторона до сих пор не предприняла в отношении Израиля никаких активных враждебных действий, генералы Ицхак Рабин и Моше Даян провели перегруппировку сил, изъяв три бригады из состава Южного и Северного (Сирийского) фронта, а также задействовав резервы.
Из этих частей была сформирована 36-я дивизия, которую возглавил генерал-майор Эльад Пелед. Ему были подчинены три бригады – 37-я бронетанковая, 45-я механизированная, и 9-я пехотная. С этими силами Пелед после 16:00 начал решительное наступление на Дженин.
В то же самое время 10-я механизированная бригада «Харел» полковника Ури Бен-Ари двинулась на Иерусалим, обходя город с севера. В наличии у Бен-Ари имелось три резервных танковых батальона, два состояли из средних танков (первый – из американских «Шерманов», второй из британских «Центурионов»), а один полностью был укомплектован лёгкими французскими танками AMX-13.
Бригада «Харел» наступала вдоль так называемого «Иерусалимского коридора» – узкой полоски израильской территории, соединявшую западную часть Иерусалима с основной территорией еврейского государства. Перед полковником Бен-Ари стояли две важнейшие задачи – захватить дорогу Иерусалим – Рамалла, а также взять под контроль господствовавшие над местностью высоты (прежде всего Иудейские холмы и вершину Хар-Адар).
Совершив стремительный марш-бросок, 10-я механизированная бригада миновала «Иерусалимский коридор», вторгнувшись на Иорданскую территорию – Западный берег реки Иордан. Бен-Ари разделил свои наличные силы на четыре боевых группы, которые при помощи фланговых обходов устремились на штурм двух ключевых стратегических высот – господствовавших над местностью гористых холмов Хар-Адар и Тэль эль-Фуль. В помощь израильским танкам были приданы два моторизированных пехотных батальона из состава 16-й Иерусалимской пехотной бригады «Этони».
Части 10-й израильской механизированной бригады и приданная ей мотопехота вступили в бой с частями 2-й иорданской пехотной бригадой «Хашими». На помощь ей вскоре прибыла 60-я иорданская бронетанковая бригада, оснащённая американскими «Паттонами» М48, и пехотные подразделения, посаженные на американские бронетранспортёры М113.
Ещё на марше – прямо на шоссе Рамалла – Иерусалим иорданские колонны бронетехники подверглись мощному удару с воздуха, нанесенной израильской авиацией. Однако, несмотря на ощутимые потери и дезорганизацию походного строя, иорданские подкрепления в предзакатных сумерках вступили в бой с подразделениями полковника Бен-Ари.
Подробности этого, без преувеличения, эпического встречного танкового боя находим у российского военного историка Михаила Барятинского: «Разыгрался жестокий бой с участием более 100 "шерманов", "центурионов" и "паттонов". При этом, например, "шерманы" по отношению к М48 были, без сомнения, устаревшими танками. Но вооружены они были сильнее, так как в бригаде Бен-Ари все "шерманы" были модификации М51. Так что огневое превосходство было за танками Армии обороны Израиля. Тем не менее, сражение было ожесточенным. В течение нескольких часов обе стороны не могли ни вывести уцелевшие танки из боя, ни ввести в действие подкрепления, поскольку дорога оказалась запружена разбитой техникой, которую невозможно было оттащить из-за непрекращающегося обстрела. Спасением для израильтян стал батальон 120-мм минометов, установленных на полугусеничных БТР. Минометчики сумели организовать сплошную завесу огня и подбить 22 иорданских М48, пытавшихся пробиться к полю боя. Потеря еще не побывавших в бою машин подорвала боевой дух арабов. К утру 6 июня в 60-й бригаде осталось только 6 танков»[2].
6 июня в 09:30 по местному времени ключевой отрезок шоссе Рамалла – Иерусалим с прилегающими высотами был под полным контролем израильской стороны. К тому моменту 4-я резервная пехотная бригада (командир – полковник Моше Йотват) после непродолжительного, но упорного штурма овладела укреплениями Латурна – массивным и хорошо защищенным зданием полицейского форта, возведённым британцами ещё до начала Второй Мировой войны.
Развивая успех, полковник Бен-Ари организовал штурм холмов, возвышавшихся над северной частью Иерусалима. Сломив сопротивление частей 3-й пехотной иорданской бригады «Талал», 106-й механизированный пехотный батальон подполковника Аарона Галя при поддержке танков и тяжёлых миномётов захватил высоты. Теперь вся северная окраина Иерусалима, а также южные и западные окрестности Рамаллы были под контролем израильской армии.
В то время, когда бригада «Харел» вела упорные бои за ключевой отрезок шоссе Рамалла – Иерусалим, 36-я дивизия Центрального фронта развивала успешное наступление на главных направлениях Западного берега реки Иордан, последовательно преодолевая ожесточенное, но в целом разрозненное, плохо координируемое и управляемое сопротивление четырёх иорданских пехотных бригад – 1-й, 6-й, 25-й и 29-й.
Иорданское командование перебросило на помощь своей пехоте 40-ю бронетанковую бригаду. Однако сначала израильская авиация изрядно потрепала иорданские маршевые колонны бронетехники, а затем 37-я бронетанковая и 45-я механизированная израильские бригады при массированной поддержке артиллерии окончательно разгромили и рассеяли противника. Из 117 иорданских танков (в основном американские «Паттоны» М47 и М48) избежали уничтожения и выхода из строя по техническим причинам лишь 7 бронированных машин.
Важнейшая задача, имевшая не только военно-стратегическое, но историческое, политическое и национально-религиозное значение, была возложена на 55-ю парашютно-десантную бригаду. Этому элитному подразделению АОИ, которое возглавлял полковник Мордехай Гур, предстояло захватить восточную часть Иерусалима. Именно там находились главные иудейские святыни – Храмовая гора, Стена плача, Храм Гроба Господня, Гефсиманский сад, Часовня Вознесения и Елеонская гора.
Бои за северный сектор Иерусалима начались в ночь с 5-го на 6-е июня. Особенно ожесточенные сражения развернулись за Арсенальную гору, здания Академии иорданской полиции и арабский квартал Шейх-Джахар. Эти ключевые объекты контролировали оборонительный периметр Старого города. Поэтому именно эти ключевые позиции были оборудованы бетонными бункерами, несколькими рядами колючей проволоки и минными заграждениями. Оборона Восточного Иерусалима возлагалась на 3-ю иорданскую пехотную бригаду. Самое элитное её подразделение – 2-й батальон «Аль-Хусейни» защищал полицейскую Академию и Арсенальную гору.
В ходе боёв обе стороны проявили высокое мужество, отвагу, самопожертвование и упорство. Понеся тяжёлые потери – 75 человек погибшими и более 300 ранеными (из 500 имевшихся в строю) 66-й десантный батальон полностью овладел Арсенальной горой. Защищая позиции на её склонах, иорданские бойцы потеряли 106 человек погибшими и свыше 200 ранеными.
О том, насколько ожесточенным был этот штурм красочно и эмоционально повествует обозреватель Александр Соцкий: «Все участники боя в своих воспоминаниях признают, что это был ад. Бои шли в узких траншеях как во время Первой Мировой. Вести огонь мог только впередиидущий, а очередь в упор с такого расстояния пробивала сразу несколько тел. Трупы висели на колючей проволоке, израильтяне буквально грудью закрывали пулеметные гнезда иорданцев, а иорданцы, в свою очередь, отстреливались даже из уже подорванных бункеров до последнего патрона. …Бой был настолько тяжелым, что несколько отделений парашютистов погибло почти в полном составе. Обе стороны очень высоко оценили противников, так, один из пленных иорданцев сказал: “Наши солдаты дрались как герои, но ваши бились как "шахиды”»[3].
После полудня 6 июня иорданский король направил Насеру телеграмму следующего содержания: «Обстановка на Западном берегу на грани неминуемого краха… Концентрированное наступление ведется противником на всех важнейших направлениях. Авиационные удары следуют по нашим позициям и городам днем и ночью. Иорданские, сирийские и иракские ВВС практически уничтожены…».
Хусейн ибн Талал дал верную оценку сложившейся обстановке. Ведь к моменту отправки телеграммы ему уже было известно, что 55-я парашютно-десантная бригада при поддержке частей 16-й пехотной бригады вытеснила иорданские части из северного сектора Иерусалима и была готова приступить к штурму восточной части города. Разбитая и обескровленная 3-я иорданская пехотная бригада повсеместно оставляла свои позиции, отступив в Старый город.
В ответном послании египетский президент признался, что его армия также ведёт тяжелейшие бои на Синайском полуострове. Всё, чем мог помочь Насер своему союзнику, это пожеланиями победы над сионистами и напутствиями о важности сопротивления до конца, а также о единстве, силе духа и сплоченности арабского мира в борьбе против Израиля.
Вечером того же дня фельдмаршал Хабис аль-Маджали санкционировал начало организованного отвода иорданских войск на восточный берег реки Иордан. Однако было уже поздно. Ещё до захода солнца части 10-й механизированной бригады практически сходу овладели городом Рамалла, а в ночь на 7-е июня передовые подразделения 36-й дивизии вступили в Дженин.
7 июня в 5 часов утра генерал-майор Хаим Бар-Лев – заместитель начальника Генерального штаба АОИ, дал долгожданное разрешение на штурм Старого города. Израильское командование издало специальный приказ ни при каких обстоятельствах не причинять ущерба и вреда святым местам. Штурм восточной части Иерусалима оказался не таким кровопролитным, как ожидалось ранее. Вся операция заняла менее пяти часов и больше походила на зачистку жилых кварталов и подавление отдельных очагов разрозненного сопротивления.
В 09:00 при поддержке танков парашютисты в пешем строю и на бронетранспортёрах во главе со своим командиром – полковником Гуром ворвались в Старый город через ворота Святого Стефана. Чуть позже подразделения 16-й Иерусалимской пехотной бригады вступили в Старый город через Мусорные ворота.
К 10:05 израильские десантники и штурмовики добрались до главной еврейской святыни – Стены Плача. Единственным местом, где развернулся длительный и упорный бой, стала Храмовая гора, где в мечети Омара засели и неистово отстреливались несколько десятков иорданских и палестинских бойцов. Но и этот очаг стихийной обороны был вскоре подавлен.
В 10:15 по местному времени Мордехай Гур произнёс в эфире свою самую знаменитую фразу, которую израильтяне ожидали долгих 18 лет: ««Храмовая гора в наших руках! Повторяю – Храмовая гора в наших руках!» В 14:00 генералы Моше Даян, Ицхак Рабин и Узи Наркис посетили освобожденные кварталы Старого города, проследовав к Стене Плача. Вскоре к освобожденным святыням прибыл и главный раввин АОИ – Шломо Горен с шофаром и свитком Торы.
К исходу 7 июня Армия обороны Израиля заняла города Наблус, Хеврон и Вифлеем. На следующий день – 8 июня под контролем израильских частей было всё западное побережье реки Иордан. В 20:00 в силу вступило соглашение о прекращении огня между вооруженными силами Израиля и Иордании. Боевые действия на Центральном направлении (фронте) завершились.
В боях за Восточный Иерусалим и Западный берег реки Иордан израильская армия потеряла 250 (по другим данным – 180) человек погибшими и порядка 2400 ранеными. Также Центральный фронт лишился 112 танков (примерно половина из них в последствие была отремонтирована и возвращена в строй).
Вооруженные силы Иордании потеряли около 3700 солдат и офицеров – 696 погибшими, свыше 2420 ранеными и пропавшими без вести, 550 пленными. Кроме того, иорданская армия лишилась 179 танков (по другим данным – 187), 53 бронетранспортёров, 1062 орудий, 3166 автомашин различных классов и почти 20 000 единиц стрелкового оружия.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Конторер Д. Шестидневная война 1967-2017 // Интернет-портал Мadan. 06.07.2017. URL: http://madan.org.il/ru/blogs/shestidnevnaya-voyna-1967-2017 [дата обращения 13.02.2023].
[2] - Барятинский М. Б. Израильские танки в бою // Электронная библиотека «Арсенал-Инфо.РФ» URL: https://arsenal-info.ru/b/book/2830168654/16 [дата обращения 13.02.2023].
[3] - Соцкий А. Шестидневная война. Часть IV. Иорданский фронт // Информационно-развлекательный портал Пикабу (Pikabu). 19.11.2018. URL: https://pikabu.ru/story/shestidnevnaya_voyna_chast_iv_iordanskiy_front_6298263 [дата обращения 13.02.2023].
Полностью публикацию «Ближневосточный блицкриг или хроника "Шестидневной войны"» можно прочесть ЗДЕСЬ:
Часть 1-я. Битва дипломатий
Часть 2-я. Casus belli
Часть 3-я. Расстановка сил
Часть 4-я. Операция «Мокед»
Часть 5-я. Синайская кампания
Часть 6-я. Битва за Иерусалим и западный берег реки Иордан
Часть 7-я. Сражение за Голанские высоты и итоги противостояния
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)