“Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений”. В. А. Сухомлинский.
Признавайтесь, мамочки, сколько у вас детской литературы на полочке у ребёнка? Я как раз отношусь к тому числу мам, которые предпочитают купить книжку вместо игрушки. Как-нибудь сфотографирую внушительную полку с книгами моего почти 3х летнего сына
✅ Роль сказок:
Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Телепередачи и аудиосказки не способствуют расширению словарного запаса в раннем возрасте. Именно сказка расширяет словарный запас, учит строить диалог правильно, развивает связную логическую речь.
Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.
✅Когда читать сказку?
Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально.
По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев. Это относится уже к возрасту 2.5-3 года. В возрасте до 2.5 лет у вас будут другие вопросы: (например сказка теремок) - кто пришел первым в теремок? А как мышка говорит? А как лягушка говорит? А потом кто пришел? Дети все понимают и способны ответить на эти вопросы.
Как читать:
Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
Бич современность - неговорящие дети. Дети с общим недоразвитием речи.
Думаю, объяснять причины не нужно. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.
Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Стоит практиковать, когда ребёнок уже хорошо знает ту сказку, о которой сейчас пойдёт речь, ну и может свободно изъясняться.
Здесь можно проследить, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.
Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо.
✅Какие сказки выбирать?
Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова - простыми и понятными.
Деткам от 1-2.5 лет хорошо подойдут простые народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений (например, тянут - потянут; бил, бил-не разбил; катится колобок, катится и т. п.). Ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы.
Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Классно, если вы можете подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребенку очень понравится.
- теремок
- три поросёнка
- курочка ряба
- репка
- Маша и медведь
- лиса и петух
- семеро козлят
- баба яга
И др.
💜 Ваша главная задача в этот период – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам.
В этом возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Выбирайте яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.
Если вы уже переросли этот период и вам хочется большего, сейчас мы с сыном читаем (2.9 лет)
☀️ Чуковского
- Мойдодыр
- Тараканище
- Бармалей
- Муха цокотуха
☀️ стихи А. Барто, С. Маршака
☀️А.С. Пушкина
- золотая рыбка
- сказка о царе салтане
- сказка о семи богатырях
☀️ Г.Х. Андерсена
- снежная королева (в сокращении)
- гадкий утёнок (в сокращении)
☀️Шарль Перро
- Красная Шапочка
- кот в сапогах
Детские энциклопедии про динозавров и животных. Обратите внимание ‼️ это не замена сказкам, мол хочу умного ребёнка, чтобы все знал, поэтому ну его эти сказки, я лучше энциклопедию в трёх томах прочитаю. Нет. Сначала сказки. Энциклопедии детские потом, как дополнение к развитию, как разнообразие и знакомство с окружающим миром.
Продолжение следует.