Обзор книги Валентины Антипиной "Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е годы", серия "Живая история: Повседневная жизнь человечества", Москва, Издательство "Молодая гвардия", 2005, тираж 5000 экз.
Раз, два, три, четыре, пять,
И в порядке дисциплины
Бабы, школьники, мужчины,
Сядем повести писать.
Из Материалов к Первому съезду писателей, с. 12
Вильфредо Парето: в чьих руках всегда больше богатств
У всех на слуху словосочетание "Закон Парето" ("Принцип 80/20"), говорят, что в нём скрыт "секрет того, как достигать большего посредством меньшего".
На самом деле, итальянский экономист Вильфредо Парето каких-то 126 лет назад, в 1897-м году изучал экономику Англии девятнадцатого века и обнаружил, что тогда основная часть богатств находилась у нескольких людей, а большинство населения было куда как беднее их. Тогда Парето стал проверять статистику по разным странам и эпохам, и снова увидел, что 5% населения имеют 50% материальных ценностей, тогда как 95% населения получает на всех другие 50% богатств. Иначе говоря, распределение богатства среди населения предсказуемо несбалансировано. О том, чтобы работать мало, а зарабатывать много Парето не говорил)
Несколько лет назад, по итогам 2016-го года самых богатых людей в мире был 1% населения (37 миллионов человек с состояниями от 1 миллиона долларов) и они владел 50,1% мирового богатства (в разгар финансового кризиса 2008 года у самых богатых было 42,5% мирового богатства). Для сравнения: 70% трудоспособного населения владели 2,7% совокупного мирового богатства.
И вот вы скажете: так это же при феодализме и капитализме так, и старик Вильфредо только 75 лет прожил и умер в 1923-м, не успев оценить преимуществ развитого социализма в СССР и плановой экономики. Опять же, ему только владельцев собственности и активов было интересно изучать, а вот есть категория творцов слова и музыки, они свои богатства зарабатывают благодаря вдохновению и усердию, и спрос на их произведения в СССР был колоссальный (спасибо культурной революции!), у них же были стотысячные и миллионные тиражи, у них точно всё было!
И я отвечу вам: давайте посмотрим на статистику и налогообложение творческой интеллигенции, а книга Валентины Антипиной нам в помощь
Советские творцы прекрасного: сколько богачей и нищих
В этой таблице приводятся данные о композиторах и драматургах, - они традиционно зарабатывали больше, чем писатели-прозаики.
По данным таблицы, в 1937-м году только 22 из 4815 человек (0,5% от общего числа творцов) в год зарабатывали свыше 120 000 рублей
Жизнь при Сталине в рублях и копейках (статья на канале в Дзен "Ю. Тарасов. История от историка")
Чтобы перевести те деньги в наши сегодняшние, возьмём за эквивалент розничную стоимость сахара-песка: в 1937-м году 1 кг стоил 3,80 рубля, в 2023-м году 1 кг стоит 60 рублей (в 16 раз дороже). Значит, самые богатые двадцать два композитора и драматурга зарабатывали в условном пересчёте 1 920 000 рублей в год (по 160 000 рублей в месяц). Тогда как основная масса их коллег зарабатывала в год до 19200 рублей (по 1600 рублей в месяц).
При этом писатели платили подоходный налог с гонораров по ставкам более высоким, чем были у рабочих и служащих.
Успех пьесы у советского зрителя при огромном культурно-политическом посте нашего народа может и должен служить основной оценкой художественно-политических достоинств произведения.
Лернер, директор Управления по охране авторских прав, с. 87
❓Вам это не напоминает ситуацию с начислением и распределением доходов в Дзене?
Ставки гонораров за переиздания регулярно снижали, причём существенно: за переиздание платили 60% от первоначальной суммы, а после того, как общий тираж всех переизданий достигал одного миллиона, гонорар выплачивали по ставке 5% от первоначального.
К слову, после Второй мировой войны всемирно известная прима детективного жанра Агата Кристи в Великобритании тоже платила подоходный налог по ставке более 90% и это ставил её на грань выживания, несмотря на любовь читателей и огромные тиражи её книг, поставновки пьес в театрах и экранизации. Везде было трудно.
Дополнительные заработки советских писателей
В послевоенный период важным источником дохода для писателей были выступления по путёвкам Бюро пропаганды и агитации художественной литературы при Союзе советских писателей, были определены ставки гонорара.
Дороже всего оценивались индивидуальные творческие вечера (от двух до двух с половиной часов) лауреатов Сталинской премии и ведущих писателей (творческие беседы, впечатления о путешествиях и встречах, литературные воспоминания, чтение новых произведений, разговор с читателями, литературные портреты, устные рассказы) - гонорар от 1500 до 3000 рублей. Выезды с докладами и лекциями на периферию оплачивались на 50-100% выше указанной ставки.
Валентина Антипина использовала для своей книги архивные материалы, справочники и статистические сборники, дневники, письма, воспоминания писателей, материалы съездов, ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике, газеты за 1932-1954 гг., исследования, авторефераты и диссертации - огромное количество источников.
Какой вывод она делает:
Литераторы как профессиональная группа советского общества оказались не способными продуцировать новые, более эффективные модели поведения. Для улучшения своего материального положения и решения социальных проблем они пытались использовать способы, появившиеся в дореволюционную эпоху и в период нэпа, - организацию литературных вечеров, поездки с выступлениями, проведение неформальных литературных вечеров на дому. Действуя по правилам, не ими установленными, литераторы не стремились их менять, но при этом стремились, и часто не безуспешно, активно использовать власть в своих интересах. С. 358
Очень интересная книга, в которой собраны уникальные исторические материалы и проделана колоссальная работа. Рекомендую книгу к изучению!
Благодарю Библиотеку имени А.М.Горького в Красноярске за возможность прочитать эту книгу! 💞
Подборка статей "Обзоры книг и журналов" (ссылка)