С возвращением в подвальчик ужасов Скара, дорогие друзья!
А вы знаете, что такое безумие? Ну-ка попробуйте-ка угадать, чей портрет висит в почетном "красном углу" моего ужасающего киноподвала вместо вождей и святых угодников? Охотник на ведьм, могущественный чародей, призрачный гонщик, искатель сокровищ нации, мистер Гримаса, гениальный повар-отшельник; человек, несгибаемый под невыносимой тяжестью собственного огромного таланта, и даже бывший зэк-курьер, у которого взорвалось яичко - все это ОН. Великий и ужасный старожила всея Голливуда - Николас, мать его, Кейдж. Несмотря на то, что неугомонный дед уже почти разменял шестой десяток, останавливаться он явно не собирается, попеременно снимаясь то в гениальном артхаусе, то в лютом трэше категории C-. Зачем он это делает? Да, честно говоря, черт его знает) Впрочем, Ник уже давно вписал свое имя в историю мирового кинематографа, поэтому никому и ничего доказывать не обязан. А вот я прямо сейчас попытаюсь доказать вам, что, помимо всего прочего, эксцентричный племянник Копполы успел оставить яркий след в жанре ужасов, снявшись в нескольких знаковых картинах последних лет. Предлагаю начать с конца топ-5, и к финалу добраться до одного из самых любимых фильмов в киноколлекции Скара. Итак, поехали!
5. Безумные родители (Mom and Dad, 2017)
Режиссер: Брайан Тейлор
Рейтинг: Кинопоиск - 5,6/IMDb - 5,5
Совершенно безумный (подстать заглавному актеру) комедийный хоррор от режиссера "Адреналинов" про сложные отношения отцов и детей на фоне локального зомби-апокалипсиса в идиллической американской глубинке. Ну ладно, приврал - зомби тут ни при чем. Просто по сюжету в городке, где живут главные герои, внезапно начинается трансляция странного теле-сигнала неизвестного происхождения, услышав который, все родители немедленно нападают на собственных детей с целью как можно быстрее их умертвить любыми доступными способами. Выглядит как остроумная издевка над теорией влечения к смерти Фрейда вкупе с безжалостной деконструкцией американской мечты. Впрочем, и без всяких сигналов отношения в киношной семье Кейджа довольно напряженные - у главы семейства жёсткий кризис среднего возраста, а его жена (Сэльма Блэр) судорожно пытается всеми способами сохранить увядающую красоту и не разругаться окончательно с дочерью-тинейджером, ворующей деньги из кошелька и сливающей их на легкую наркоту. Более-менее адекватным в этой семейке выглядит только младший сын - шалопай, но и ему по ходу сюжета тоже достанется.
Если задуматься, Николас Кейдж - идеальный актер для Брайана Тейлора, ибо их коллективное безумие ломает все мыслимые рамки, и выводит происходящее на экране действие до высот какого-то поистине небывалого абсурда. Припадочно трясущаяся за спинами толпы осаждающих школу озверевших родителей камера, резкие переходы от странноватого синт-попа к бодрому рок-шлягеру Roxette "It Must Have Been Love" в уморительно ужасной сцене в роддоме, где маниакальная роженица пытается задушить только появившегося на свет младенца, и "отец года" Кейдж, с выпученными глазами гоняющийся за собственными детьми с кувалдой на перевес - от такого зрелища даже сам Тургеньев перевернулся бы в гробу. Самый необычный взгляд на отношения отцов и детей, и пятая строчка нашего рейтинга.
4. Плетеный человек (The Wicker Man, 2006)
Режиссер: Нил Лабут
Рейтинг: Кинопоиск - 5,5/IMDb - 3,7
Этот фильм довольно неожиданно в принципе видеть в каком-либо топе - ремейк классического британского фолк-хоррора 1973 года о практикующей человеческие жертвоприношения островной секте с треском провалился в прокате и удостоился аж пяти(!) номинаций на анти-премию "Золотая малина". Но! Во-первых, картина в силу некоторых факторов уже успела стать культовой и регулярно цитируемой в жанровой среде и масс-медиа. А во-вторых, ее стоит хотя бы раз увидеть из-за совершенно неподражаемого и уморительного Кейджа в роли отставного полицейского Эдварда Мэйлуса, разоблачающего феминистический культ матери-природы.
По сюжету Мэйлус получает от старой знакомой, с которой не общался много лет, странное письмо с просьбой найти ее пропавшую дочь. Решив, что он, как старый конь, борозды не испортит, бывший полицейский отправляется на уединенный остров Саммерсайл, где изолированно от остального мира процветает состоящая из женщин языческая секта во главе с сестрой Саммерсайл (в оригинале 1973-го года вместо сестры был лорд Саммерсайл в исполнении фактурного Кристофера Ли). Они вроде бы славные девчата - занимаются сельским хозяйством, разводят пчел и особо никого не трогают. Но на деле это то еще змеиное логово, и детективу предстоит-таки узнать страшную тайну его коварных обитательниц.
К "Плетеному человеку" вполне применим принцип "настолько плохо, что даже хорошо". Явное переигрывание каста и топтание сценария на одном месте затмевает интересное смещение акцентов оригинального фильма на проблему отношений полов, и уморительные нелепые кривляния Кейджа, который здесь и смеется, и плачет, и даже бегает по острову в костюме огромного медведя, лупя по лицу местную настоятельницу в лучших традициях песни "я бью женщин и детей, потому что я красавчик". И ведь действительно красавчик, поэтому заслуженное четвертое место топа. Настоящее guilty pleasure, которое не стыдно поругать на людях, и приятно посмотреть в одиночестве "для души".
3. Страна чудес Вилли (Willy's Wonderland, 2020)
Режиссер: Кевин Льюис
Рейтинг: Кинопоиск - 6,2/IMDb - 5,5
Плавно переходим к тяжелым наркот... то есть, к тяжелой артиллерии) Есть такая популярная серия инди- игр Five Nights at Freddy's (сокращенно FNAF), в которой игроку нужно прятаться ночью в пустой пиццерии от одержимых маскотов-аниматроников. Франшиза обрела культовый статус и огромную фанбазу практический с выхода самой первой части, а планы на экранизацию вынашивались много лет. Наконец в этом году официальному экранному воплощению "Пяти ночей у Фредди" дали зеленый свет, но ребята из Screen Media и режиссер Кевин Льюис решили так долго не ждать, и в 2020-м сняли свой FNAF с блэк-джеком и Николасом Кейджем в главной роли. И хотелось бы написать, что вот это вот и есть экранизация "Five Nights at Freddy's" здорового человека, но дело обстоит с точностью до наоборот. В хорошем смысле.
Вместо пиццерии тут теперь детский центр для праздников "Страна чудес Вилли" в забытом богом городке без названия. Одинокий молчаливый мужик в черных очках случайно пробивает колесо своей роскошной спортивной машины на окраине города, и чтобы отработать ремонт (в этой пятой точке мира не принимают карты) соглашается провести ночную уборку в "Вилли". Который, как выясняется впоследствии, пользуется у местных ооочень дурной славой. Да и заржавевшие аниматроники на главной сцене выглядят как-то подозрительно зловеще. Вот только они еще не поняли, что в роли молчаливого мужика у нас тут Николас Кейдж под годовым запасом местного Рэд Булла...
«Страна чудес Вилли», простите за каламбур, действительно чудесная. Сразу видно, что для ее создания собрались люди, готовые за мизерный бюджет выложиться на все сто процентов, просто для того, чтобы от души поугарать и весело провести время. Куча пасхалок и гэгов, ядерный мачизм не произносящего за весь хронометраж ни единого слова Кейджа, немотивированное брутальное кукольное насилие, и уникальный танец-импровизация с банкой энергетика у пинбольного аппарата, давно ставший мемом - этот нелепый на первый взгляд фильм моментами дарит ощущения какого-то совершенно детского восторга, когда ты не можешь подобрать происходящему на экране безумию других слов, кроме как "круто". Кстати, центральный персонаж писался специально для Кейджа, который давно мечтал о фактурной безмолвной роли в каком-нибудь хорроре, а здесь выступил еще и в качестве продюсера. Снобы, конечно, будут воротить нос, но если вы "попадете в струю", то поймете, что это 10 пустых банок из-под энергетика из 10, не меньше.
2. Цвет из иных миров (Color Out of Space, 2019)
Режиссер: Ричард Стэнли
Рейтинг: Кинопоиск - 6,0/IMDb - 6,2
Триумфальное возвращение на большие экраны классика рубежа 90-х Ричарда Стэнли ("Железо", "Остров доктора Моро") с экранизацией адаптированного под современные реалии знакового произведения классика сверхъестественного ужаса Говарда Лавкрафта и "классическим" Николасом Кейджем. Когда-то подобный кино-винегрет казался просто невозможным, но он состоялся и, как бы абсурдно это не звучало, на данный момент является лучшей, на мой взгляд, экранизацией Лавкрафта (об остальных попытках перенести вселенную Ктулху на кинопленку я обязательно напишу в будущих материалах, так что не забудьте подписаться на канал).
Довольный жизнью фермер Нэйтан Гарднер живет на ферме вдали от городской суеты. Они с женой и детьми разводят альпак, и пытаются заниматься овощеводством. Но идиллии Гарднеров приходит конец, когда однажды прямо рядом с фермой с неба обрушивается похожий на метеорит загадочный объект внеземного происхождения. Со временем все вокруг начинает преображаться - рядом с колодцем недалеко от места падения небесного тела разрастаются необычные болезненные цветы, а животные и люди ведут себя странно. Посетивший окрестности молодой гидролог находит нечто пугающее в местной воде, и спешит предупредить обитателей фермы, но, похоже, уже слишком поздно...
Экранизировать самый страшный рассказа мэтра космического ужаса об инопланетном цвете, которого не существует в природе - задача почти непосильная по очень многим причинам. И тем отраднее, что кто-то наплевал на трудности, и хоть отчасти с ней справился. Стэнли переносит время действия из Массачусетса 20-х в наши дни, и вводит сомнительную по отношению к творчеству Лавкрафта надстройку в виде навязчивой экологической повестки, но улавливает и пытается передать самое главное - абсолютную чуждость прибывшей извне скверны, которая насылает безумие и инициирует распад личности, а в последствии и тел попавших под ее влияние людей. "Цвет из иных миров" - отличный современный боди-хоррор, снятый с должной серьезностью и большой любовью к оригиналу, при наличии собственных интересных и свежих идей. И, к тому же, это одна из самых серьезных, сдержанных, и трагичных ролей Николаса Кейджа в рамках данной подборки - ему удалось отлично передать подступающее безумие и необратимые чудовищные изменения главы когда-то счастливого семейства, погибающего в медленных жутких мучениях. Как говорится, must see!
1. Мэнди (Mandy, 2017)
Режиссер: Панос Косматос
Рейтинг: Кинопоиск - 6,3/IMDb - 6,5
"Мэнди". Как много в этом слове для сердца синефильского слилось... Тот редкий случай, когда о киноленте совершенно бесполезно писать - её нужно смотреть. Не отвлекаясь, залпом, от начала до конца. Желательно на максимально большом экране, с наилучшим звуком. При том, что у кого-то после просмотра она совершенно точно вызовет раздражение. Непонимание. Даже настойчивое отторжение. Но зато тем, кто поддастся на ее чары, "Мэнди" подарит самый невероятный, неповторимый и даже магический киноопыт в их жизни. Фильм-фантазия. Фильм-безумие. Кинотрип, который выбивает из вас дух и уносит в какие-то неведомые кислотные дали. Чистая эстетика, совершенство формы, доминирующей над содержанием, но не затмевающей его. Таких мультижанровых стилистических упражнений нет, и больше не будет. Короче говоря, одним словом - Косматос чертов гений.
Условный 1983. Время кислоты, неона и металла, безграничной свободы и разгула сект и проповедников всех мастей. Живущий в глухом лесу фермер Рэд без ума влюблен в свою загадочную подругу Мэнди (Андрэа Райсборо). Но на беду влюбленных неподалеку обосновался извращенный культ, проповедующий хиппи-музыку, экзотические наркотики, инцест и полигамию. Глава культа, Иеремия, как-то раз случайно увидел прекрасную Мэнди на прогулке в лесу, и возжелал ее. Прислужники Иеремии похищают девушку, и накачивают наркотиками, но она лишь насмехается над тщеславным иерофантом, который в отместку предает ее ритуальному сожжению прямо на глазах обездвиженного Рэда. Дровосек не может смирится с убийством возлюбленной, а значит скоро реки и небо окрасятся красным, а Иеремию и всех его приспешников ждет ад на земле...
Бесполезно что-то конструктивно говорить об этом фильме, так как брутальную блэк-поэзию его образов не передать словами. Банда чудовищных байкеров-наркоманов; Кейдж в одних трусах, пять минут истошно орущий и выпивающий залпом бутылку водки в туалете; отлитый вручную фэнтези-топор из жидкого хрома и перетекающая в лютую резню битва на бензопилах. Все это "Мэнди". И гораздо больше.
Лучшая роль Николаса Кейджа. Лучший фильм в кинокарьере Николаса Кейджа. Всё.
..................................................................................................................................................................
Друзья, пишите, какие фильмы из этой подборки вы смотрели, какие добавили бы, и как вы вообще относитесь к актерскому таланту Николаса Кейджа)
Сладких всем кошмаров!
Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями!
Ваша поддержка крайне важна для развития канала!