На этот вопрос однажды ответил великий святой, который и при жизни был признан великим, основатель монашества – св. Антоний Великий.
Но прежде чем мы к нему обратимся, давайте порассуждаем.
Чисто психологически каждый из нас надеется на то, что добро по принципу бумеранга рано или поздно к нему вернется.
Если я буду относиться ко всем по принципу золотого правила – делать людям все то, чего хотел бы себе и соответственно, не буду делать того, чего не хотел бы себе, – то рано или поздно найдется человек, который и по отношению ко мне поступит так же.
Это такая врожденная подсознательная установка каждого человека… Скажем так, каждого нормального человека, которого возмущает зачастую царящая вокруг несправедливость.
Однако же, будем помнить о том, что христиане живут в иной реальности, чем неверующие люди.
Они уже при жизни становятся причастными к внутреннему Царству Небесному, и на них уже начинают распространяться законы его жизни.
И тут выясняется интересная картина.
Итак, что же сказал о воздаянии св. Антоний Великий:
«Господь наш не сказал, что здесь будет воздаяние, но что здесь будут искушения, тесноты, нужды и скорби. Эта жизнь есть путь подвигов и искушений».
Вот так. Сразу – как говорится: обушком да в темечко!
А мы губы развесили в ожидании манны небесной. Не будет здесь никакого воздаяния.
И все логично – если впереди только «искушения, тесноты, нужды и скорби», значит, чтобы их преодолеть нужно «подвиги». Просто так преодолеть не получится.
Нужен именно подвиг, нужно именно смертельное напряжение, напряжение всех сил – физических и духовных в полном соответствии с принципом: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11. 12).
Что ж, раз уж мы начали цитировать слова Спасителя, нужно к ним внимательнее присмотреться.
Что же Он обещает своим последователям?
Увы – на первый взгляд, тоже ничего хорошего:
«Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город». Лк. 23. 35.
Это Христос обращается к своим современникам-фарисеям, гнавшим Его самого и предсказывает, что то же случится и с теми, кого Он будет посылать и в будущем, то есть с нами.
Вы скажете, какие мы – «пророки», «мудрые» и «книжники»? Это все не о нас…
Да нет – именно о нас. Ибо если мы действительно верующие в Христа Его последователи, то в нас поселяется Святой Дух, и именно Он делает нас «пророками», «мудрыми» и «книжниками» по сравнению с теми, Кто не причастен к этому Духу.
Так что – впереди нас ждет именно такая судьба, что описал наш Господь – гонения, преследования и смерть.
И ведь не один раз Он предупреждает об этом:
«Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Ин. 16. 2.
Обидно, однако. Будут убивать, да, видимо, еще и приговаривать, что убивают дьявольское отродье…
Итак – что? Мы выяснили интересующий нас вопрос.
Никакого воздаянии здесь на земле мы не получим. Наша награда – только в Царстве Небесном, куда мы можем попасть только совершив настоящий подвиг борьбы со всеми скорбями, искушениями и гонениями…
Однако не будем все-таки торопиться. Не все, оказывается, так однозначно.
Присмотримся к еще одному высказыванию Господа нашего Иисуса Христа. Кстати, Христос говорит эти слова, отвечая Петру, высказавшему недоумение в том, что неужели же они, оставивши все ради Христа, ничего не получат взамен.
Прислушаемся к ответу Спасителя:
«Иисус же сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
И не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». Мк. 10. 29-30.
Обратили внимание? Христос подчеркивает, что все это будет получено еще здесь – «во время сие, среди гонений». То есть еще в этой жизни, а не в будущей вечной жизни, о которой Он тоже упоминает.
Удивительно! А мы совсем было отчаялись… А оказывается – не все потеряно еще и в этой жизни.
Нет – именно все должно быть потеряно.
Чтобы получить «во сто крат» - нужно сначала оставить все свое «ради Меня (Христа) и Евангелия».
И тогда ты получаешь все уже не по плоти – а по духу.
Все эти «во сто крат» умноженные «дома», «братья», «сестры», «отцы», «матери», «дети», «земли» - это все теперь ты разделишь вместе со своими духовными братьями, точно так же отдавшими все свое по плоти.
И ведь действительно – вступая еще при этой жизни, «среди гонений» в Царство Небесное – ты разделяешь вместе со всеми теми, кто вступил в него до тебя и вступит после – все его имущество, а все его насельники становятся твоими родными по духу «братьями» и «сестрами», «отцами», «матерями» и «детьми».
Сказки, пустая болтовня, фанатизм и обольщение!?..
Не торопитесь клеймить то, что не вмещается в обычное понимание.
Чтобы узнать это на практике, нужно на практике сделать то, к чему призывает Христос – все оставить ради Него.
Тогда можно будет вернуться к продолжению разговора.