Найти тему
Вести: Приморье

Метростроевцы в Приморье идут сквозь сопки

Тяжелая техника вгрызается в породу. Работа ювелирная. Пространство узкое, со всех сторон, вверху и внизу тоже, развернуться во всю ширь не дает нутро сопки. Но вариантов нет. Стрела экскаватора складывается и вытягивается, словно супергибкий гимнаст. Кажется, что это невозможно, но ковш загружает «хвосты» в кузов самосвала, и он увозит их прочь.

Спецреортаж Максима Каленника.

Тоннелей в крае будет больше. Между Шкотово и Смоляниново метростроевцы пробивают два параллельных прокола сквозь сопки. Когда все будет сделано, Приморье обретет великолепную десятку подземных железнодорожных магистралей. История некоторых начинается еще в императорской России и они по-прежнему надежно служат стране.

В августе 2022-го под Смоляниново стартовала одна из самых интересных строек современного Приморья. Кстати, даже в масштабах страны тоннели пробивают нечасто и, пожалуй, ничего более сложного, с инфраструктурной точки зрения, в крае не делали со времен подготовки к саммиту АТЭС.

Сергей Прокопенко, сменный макшейдер: «Это первый мой тоннель, но опыт работы в таких сооружениях был. Это очень интересный объект, здесь идет разработка по трем фазам, причем одновременно. Тут большой комплекс работ и для расширения кругозора, в плане специальности, это очень отличный объект. Тут у нас по проекту и кривые, и расчет их. Это очень большое развитие».

Проект сложный. Буквально, почти над головами проходит действующая ж/д магистраль, с очень оживленным движением. А здесь, в тоннеле, много грунтовых вод.

Максим Сидоренко, заместитель главного инженера «Мосметрострой»: «В целом, хорошо, но бывают капризы. Это непредсказуемость. Все-таки это природа, горная порода, ее досконально и точно изучить невозможно. Но надо отметить, что на данном объекте проектировщики постарались и изыскания сделали качественно. Поэтому нас легче работать и прогнозировать, что нас ждет впереди».

Зачем между Шкотово и Смоляниново строят тоннели, если по склону сопки проложена действующая магистраль? Объясняем наглядно.

Десятки тысяч тонн грузов в сутки везут в восточном направлении. Находка, Восточный, порт Вера и вот-вот заработает Суходол. Транссиб буквально задыхается, а нагрузка только растет. Шкотовский железнодорожный перевал одно из узких и проблемных мест. Даже самый мощный 4-х секционный «Ермак» не способен самостоятельно перетащить через него тяжелый состав, приходится прибегать к помощи локомотивов-толкачей. Это сильно замедляет процесс и удорожает его. Требует участия дополнительных электровозов и локомотивных бригад, пропускная способность снижается. Построенные с нуля туннели ликвидируют как минимум три проблемных, затратных пунктов. К тому же, на участке увеличится скорость.

Максим Сидоренко, заместитель главного инженера «Мосметрострой»: «У нас сейчас тут 750 человек работает. Помимо подземных работ, они идут еще вверху. Там объекты инфраструктуры, которые позволяют тоннелям нормально функционировать. В связи с этим и такое немалое количество людей. Чем меньше у тоннеля заложение, тем труднее его строить».

Пока работы идут с опережением графика, но строители не загадывают. Особенности подобных объектов таковы, что «не говори гоп, пока очередную стометровку не пройдешь». Кстати, общая длина каждого тоннеля - почти полтора километра.

Максим Сидоренко, заместитель главного инженера «Мосметрострой»: «Сейчас, кстати, предыдущее поколение тоннельщиков уходит и надо привлекать молодые кадры. Мы сейчас активно набираем студентов. Я с 2003 года в тоннелях работаю, это 20 лет».

У тоннельщиков есть золотое правило: если клад откопал, то закопай обратно и никому об этом не говори!

Помните детство, произведение Волкова «Семь подземных королей»? Кажется, «Вести: Приморье» узнали, где они живут, здесь, под Смоляниново.