Календарь удивил сегодня утром. Не датой, нет. К тому, что после 16-го февраля сразу наступит 17-е, я была внутренне готова. Озадачило содержание даты. Представьте себе, сегодня День студенческих строительных отрядов. Не знаю, у кого как, а у меня стройотряд устойчиво ассоциируется с летом, солнцем, комарами и брагой. Зимой же то семестр, то сессия, некогда строить. Однако кто-то решил - в феврале празднику быть, с чем я всех и поздравляю. А почему нет?
Ведь кто есть студент? Это персона, занятая процессом познания. Любой мало-мальски опытный кошатник подтвердит, что учение является смыслом его жизни. Из года в год мы постигаем тонкую науку пофигизма и в-ус-не-дутельства. Учимся терпению и меткости. Под бдительным контролем своих мудрых наставников приучаемся вставать до петухов и бежать на лекции кухню. Что касается строительства. Попробуйте ка выстроить отношения со своим усатым коллективом так, чтобы хоть иногда получать право голоса. Они то строят нас как хотят, невзирая на возраст и заслуги перед Отечеством. Так что как ни крути, если посмотреть под правильным углом, к этой дате владельцы хвостов имеют прямое отношение.
Кошатники вообще живут от праздника до праздника. Только отгремит День стройотрядов, как вслед за ним грядёт 20-е февраля, День любви к домашним питомцам. Едва-едва пришли в себя, глядь - на календаре 22-е число, День кошки в Японии. Хочешь - не хочешь, а делай глазки щёлочкой и заказывая суши из курочки, рыбки, креветок, ну или кто там что любит. Я, например, крабов люблю, но с ними зимой в Сибири есть определённые проблемы.
Однако сегодня мы отмечаем День строительных отрядов. Наверняка есть те, кто эту школу прошёл. У нас в университете деятельность стройотрядов была поставлена на широкую ногу. Существовали элитные подразделения, например, отряд проводников поездов дальнего следования. Мечта каждого студента, потому что работали они исключительно на фирменном поезде "Томич", катались в Москву и ящиками привозили оттуда португальский пoртвейн. Попасть в этот отряд для нас, салаг, было практически невозможно, потому что места передавались по наследству и были расписаны на много лет вперёд. А вот пробку от пoртвейна иногда удавалось лизнуть, и я хорошо помню его клубничный вкус.
Было ещё направление по сбору ягод на югах. Не помню никого, кому бы удалось заработать на этом поприще хоть что-то, однако народ возвращался загоревший, отощавший и сразу на входе требовал картошки с салом, потому что "вот он где, этот ваш виноград".
Остальным приходилось довольствоваться севером Томской области, где из романтических атрибутов разве что запах тайги. Но это на первый взгляд. На второй, третий и двадцать пятый обнаруживалось, что там, в глуши лесов есть масса интересного.
Помнится, однажды нас закинули на ремонт узкоколейки. Как раз в том месте, где полагалось её ремонтировать, колея заканчивалась, упираясь в непролазную тайгу. Там, в этой глуши, временами ревел медведь, но к вагончикам не выходил, видимо, ему хватало пищи в лесу, или, может быть, отпугивал запах дыма. А комары, что это были за комары! Бройлерные. Прихлопнешь, и слышно, как у него кости хрустят. Выйдешь ночью из вагончика по надобности - Млечный Путь в половину неба...Сплошной романтИк.
Кстати, навыки чуткого реагирования на ночные шорохи очень пригодились для жизни с четырьмя хвостами. Если кто-то сделает внезапное "буэээ", уже по звуку легко определить, где и кто именно.
Возвращаясь к железнодорожно-ремонтной деятельности. Наша функция заключалась в подбивке грунта под шпалы и называлась "штопать". Рабочий инвентарь состоял из "штопки" - деревянной полу-лопатки с длинной ручкой. "Штопкой" занималась исключительно женская часть отряда, мужская чего-то там ковыряла лопатами и ломами. Наверное, тоже с пользой для общего дела. Хотя в задании было указано определённое количество километров, которые нужно было "проштопать" за две недели, не могу сказать, что мы сильно упахивались. Времени хватало на прогулки вокруг вагончиков и весёлые посиделки в дыму еловых веток, чтобы не быть съеденными заживо гнусом, от которого не спасали даже сетки накомарников. Через неделю мы как-то попривыкли, задубели кожами, а первые дни даже "за угол" ходили парами - один по делам, второй с опахалом, иначе можно было вернуться без седалища. Может быть, именно поэтому основным таёжным животным раз и навсегда для меня остался коренастый сибирский комар.
Но было весело. Приезжали рабочие на тепловозе, привозили продукты, пару раз даже свозили нас на пасеку. Таёжный мёд из первой качки, тёмный, прозрачный, ароматный, с лёгкой горчинкой, и ты макаешь в него белый горячий хлеб, который пасечник только что испёк... Мммм...
Посчитав, что студенты достойно потрудились на благо советских узкоколеек, совхозное начальство перебросило нас на стройку. Штукатурили то ли коровник, то ли общежитие. Романтики поубавилось, зато в рационе появились конфеты "Метелица", знаете, с солоноватой начинкой, и коровье вымя - почему-то именно оно было блюдом дня в местной столовой. Если удавалось захватить минтай, это было вау, праздник желудка.
Поскольку канал в первую очередь про хвосты, чувствую, настала пора каким-то боком тиснуть сюда кого-то из котиков. Так вот, нашу стройотрядовскую жизнь слегка портили два трудных подростка, которых прикрепили на перевоспитание, чтобы немножко уравновесить беззаботную студенческую вольницу. Один из них был тихим, сильно не отсвечивал, всю энергию оставляя в столовой. А второй попил немало крови за себя и за своего товарища. Славный такой, симпатичный, белобрысый, лохматый, как домовёнок Кузя, с большими и честными глазами. Ассоциации прямые, знаете ли, особенно харизма и открытый, честный взгляд, направленный прямиком в вашу душу.
В нём чувствовался большой потенциал предводителя молодёжной банды. Особенно много хлопот Лёша доставлял по вечерам, когда вместо того, чтобы бежать на танцы в местный клуб, приходилось разыскивать нашего малолетнего хулигана по всей деревне. Чаще всего он обнаруживался на чьём-нибудь огороде за копкой картошки. Первое время комиссар отряда (да, была такая должность, второй человек после командира) пытался вести воспитательные беседы, но потом, взглянув в прозрачные и абсолютно невинные Лёшины глаза, просто запирал его в вагончике.
Кстати, если уж речь пошла о котиках, на самую главную и ответственную должность поварихи я назначила бы Манечку. Вот уж у кого не забалуешь. "Куда руки тянешь! Положь пряник на место, а то поварёшкой сейчас! Хлеб не хватай, и вообще, пошёл отсюда, будет готово, позову". И грозно в твою сторону зырк, чтобы по спине холодок, а душа в пятку.
Собственно, всё. С Днём студенческих строительных отрядов)