Снова пятёрка очень разных отечественных детективов на любой вкус - ретро из Российской империи начала XX века, медицинское расследование с уклоном в мистику, политический шпионский детектив из РФ и США из начала нулевых, холодный арктический нуар из Карелии и психологический или даже психиатрический триллер. Начнем же с врачебной мистики.
1. 13 клиническая
Талантливый хирург Кирилл Александрович Акиньшин (Данила Козловский) прямо во время операции словил такого глюка, что чуть не угробил пациента. В итоге всё обошлось, но при дальнейшим осмотре выяснилось то, что врач хотел бы скрыть – он неизлечимо болен и заболевание в последние месяцы резко прогрессирует. Коллега намекнул Кириллу, что есть некое закрытое учреждение, где смогут справиться с его недугом, попасть туда непросто, но он может похлопотать...
Так герой Козловского оказывается в 13-й клинической больнице, сразу понятно, что место это очень и очень странное. Внешне здание похоже на какой-то минималистичный вавилонский храм или даже зиккурат, а внутри почти везде кроме палат абсолютно советский интерьер, причем не больничный, а сильно смахивающий на какой-то обком КПСС из позднего СССР или на пелевинский Институт Пчеловодства.
После обследования Кирилл получает от главврача заведения Алексея Ивановича (Владимир Стеклов) довольно необычное предложение – влиться в "дружный" коллектив отделения хирургии, которым руководит Ирина Львовна (Виктория Исакова). Молодому доктору предстоит несколько пересмотреть свои представления о профессии и довольно близко познакомиться с N-явлениями, так тут называют потусторонние сущности.
Теперь о детективной составляющей этого фэнтези: история болезни каждого пациента это отдельное маленькое расследование – врачи выясняют что за сущность паразитирует на больном, причины её появления и разрабатывают методы борьбы. Снято всё это прямо очень хорошо. Актерский состав тоже подобран прекрасно. По ощущениям сериал даже немного напомнил "Ночной дозор" Лукьяненко и "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких, а местами их же "Сказку о Тройке". Это комплимент)
2. Замёрзшие
Действие этого арктического нуара происходит в полярном городке Костомукша и его окрестностях. Такой населенный пункт действительно есть на карте России, это Крайний Север, рядом с границей Карелии и Финляндии. В центре событий оказывается семья следователя местной полиции Евгения Рудина (Артём Быстров), он живёт с женой Ириной (Ирина Вербицкая) и приемным сыном Артёмом (Максим Карушев).
Отношения в семье скорее напряженные, ведь у её главы тяжелый характер, он много времени отдаёт работе и часто забывает о близких. Точку в отношениях ставит трагедия, которая потрясла маленький городок, свою вину в ней чувствует и Рудин. Он с головой уходит в расследование, справедливо полагая, что произошедшее может быть местью лично ему, ведь за годы службы полицейский успел нажить массу врагов. Раскрытые им дела занимают чуть ли не целую комнату в архиве и среди них нужно найти то единственное, в котором имя серийного убийцы или хотя бы намек на него...
Теперь о впечатлениях от "Замёрзших". Очень понравилась картинка – красоты суровой, северной природы, необычные ракурсы, отличная работа режиссера и оператора со светом, есть интересные находки по монтажу. Со сценарием сложнее, хотя присутствует пара интересных сюжетных арок, но порой появляется ощущение, что Александру Цекало (кино делала его студия) пора прекращать снимать фильмы про маньяков) Потому что всё что можно в этой теме он уже сделал...
3. Комплекс бога
Пока родители с друзьями сидели в ресторане, пропала девочка Соня, она дочь известного пианиста Константина Зобнина (Шамиль Хаматов). Он в фактическом разводе с женой Еленой (Ольга Лерман), которая теперь ждёт второго ребенка от нового мужчины. При этом бывшие супруги, "как цивилизованные люди" , продолжают общаться и даже изредка собираются вместе. У них есть общий друг по прозвищу "Бруно" (Николай Шрайбер), который испытывает плохо скрываемую симпатию к Лене, он тоже присутствовал на том роковом ужине. Короче, получается та еще "санта-барбара", которая изрядно усложняет работу полиции.
Ещё одна, и похоже основная, сюжетная линия – странные взаимоотношения психиатра из дорогой частной клиники Алексея Михайловича (Кирилл Кяро) и его богатого (и по всему видно, что отбитого на всю голову) клиента Владимира Александрович Нестерова (Даниил Страхов). После знакомства с навязчивыми фантазиями руководителя IT-компании герой Кирилла Кяро принимает решение начать собственное расследование исчезновения ребенка. Тем более, что это не единственное подобное происшествие...
Снято добротно, порой с выдумкой; актёры радуют, но не все - следователь Марат в исполнении Михаила Тройника получился какой-то агрессивно-бесноватый что-ли, а вот Даниил Страхов неожиданно раскрылся в своём демоническим образе, даже чем-то напомнил Григория Распутина из диснеевского мультика "Анастасия".
4. Безсоновъ
"Как неловко получилось, твою маман!", – так князь Безсоновъ в пылу страстей браниться изволит.
Молодой столичный повеса, выпускник юридического факультета (химического и какого-то ещё) Николя Безсоновъ (Денис Нурулин) арестован полицией по подозрению в убийстве важного свидетеля по делу маньяка Фёдора Крюкова. Позже выясняется, что задержание было недоразумением, князя отпускают с извинениями. Но от экзистенциальной дворянской скуки (так хорошо воспетой в русской классике) он решает присоединиться к расследованию и найти убийцу.
Сам маньяк давно пойман и препровожден в суд. В полиции уверены, что он как у Конан-Дойла в "Этюде в багровых тонах" разъезжал по городу на извозчичьей карете, тода сводил счеты с дамами. Только вот доморощенный "пинкертон" Безсоновъ считает, что это слишком просто и полиция снова взяла не того. Своими сомнениями князь делится с сыщиком со стажем и приверженцем новых научных методов Петром Романовичем Щукиным (Алексей Гришин), тот по-началу не верит, но постепенно убеждается, что неугомонный аристократ может быть и прав...
Актерский ансамбль сериала подобран достойно, артисты узнаваемые и играют хорошо – Владимир Виноградов ("Хрустальный", "Переговорщик"), Андрей Леонов ("Папины дочки"), Кузьма Сапрыкин ("1703", "Инсомния"), Ангелина Стречина ("Мир! Дружба! Жвачка!", "Пищеблок"), Владислав Котлярский ("Глухарь", "Карпов"). А вот декорации мне показались "картонными" – смотришь и не веришь, что это настоящий Санкт-Петербург, а не павильон Мосфильма.
Режиссура местами тоже весьма спорная (мало динамики и уже упомянутый павильон портит впечатление), съёмки гораздо лучше постановки, но тоже какие-то стерильные, по-классике и "без огонька". Итог: для телевизионной мыльной оперы на НТВ результат вполне годится ,(даже огого!), а вот для онлайн-кинотеатра уровня PREMIER уже как-то тухло. Но это моё предвзятое мнение.
5. Русские
Многие, наверное, помнят штатовский шпионский триллер "Американцы" про "семью" советских агентов-нелегалов, которые уютно расположились в милом домике с белым заборчиком в пригороде Вашингтона и выдают себя за обычных американских граждан. Сериал выдержал аж 6 сезонов и вот спустя 10 лет после его запуска выходит "наш ответ Чемберлену" – отечественный многосерийный фильм "Русские'.
Завязка двух проектов в целом похожа - шпионская "семья" с двумя детьми живёт под прикрытием в округе Колумбия недалеко от американской столицы, но действие российского сериала происходит не в 1981-м, а 20-ть с лишним лет спустя. Главные герои – Кэтрин и Жорж Готье ("Фея" и "Философ"), она - фотограф, он - университетский преподаватель. Живут - не тужат, возят детей в школу, работают, налаживают контакты с соседями.
Уже в самом начале фильма супруги-разведчики из-за этих самых соседей оказываются на грани провала и эпизод за эпизодом их положение только ухудшается. Ещё и потому, что Москве хочется узнать больше подробностей об операции американских спецслужб "Зона влияния", её цель взять под контроль природные ресурсы России. А добыть такие сведения незаметно крайне сложно. К тому же в Центре завёлся "крот", сливающий "нашим западным партнёрам" информацию о резидентуре в Америке. Теперь задача "Феи" и "Философа" выжить и помочь вычислить предателя...
Картинка в сериале отличная – красивая, яркая, сочная; интересная работа оператора; видно, что на экшн-сценах и массовке не экономили. Сценарий же с изрядной долей лубка, характеры без полутонов, как в советском кино про шпионов) И ещё озвучка бесит - американцы почему-то говорят по-русски, а не по-английски с русским переводом. Это какая-то дичь, как в фильмах времен СССР когда не было возможности найти для съёмок достаточно носителей языка. Может сейчас так специально и сделали, как-бы подражая прошлому? Не знаю, но с моей точки зрения, выглядит это грустно и может перечеркнуть все остальные достоинства "Русских". А может и нет – как посмотреть...
Первую часть обзора новых российских детективных сериалов можно посмотреть тут.
Друзья, если статья была полезна, то, пожалуйста, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на мой канал.