Найти тему
Евгений Разумный

ПСИХОЛОГИЯ ЖЕРТВЫ. Какая жертва живет в тебе?

Оглавление

А какая жертва живет в тебе? Напиши в комментариях :)


1. ЖЕРТВА ВЕЧНОЙ ВИНЫ – постоянное ощущение, что ты виноват перед кем-то перед чем-то и за что-то. Самоуничижение, принижение себя. Берут на себя излишнюю ответственность, злятся, но чувствует вину за злость. Такие жертвы могут стать АГРЕССИВНЫМИ ОБВИНИТЕЛЯМИ – якобы желая кого-то изменить, вешают ВИНУ на другого человека, бывают злыми и изобретательно оправдывают свой “праведный гнев”, виноват всегда кто-то, но не он.

2. АГРЕССИВНАЯ ЖЕРТВА – занимается нападками, агрессией, причинением боли другим, клевете, провокациях, за что получает КУЛАК СПРАВЕДЛИВОСТИ, что опять разжигает агрессию и так бесконечно. В итоге этой бессмысленной агрессией ведет себя к самоуничтожению.

3. ТРЕВОЖНАЯ ЖЕРТВА – базовое чувство страхи, тревоги, беспокойство перед будущим. Могут заниматься самозапугиванием себя разными страшными историями. Боятся выдуманных страхов. Поиск повышенной безопасности, избегание трудностей жизни. Мнительность, трусость. Притворная жертва – своим нытьем и страхами притягивает беду. Такая жертва мучает себя страхами, боится сделать шаг вперед.

4. ПРОВОКАТИВНАЯ ЖЕРТВА – внешним видом, образом жизни, провокативным поведением вызывает к себе нападки, например, истероид, который раздражает, привлекает внимание таким образом. Такая жертва провокациями усложняет себе жизнь на ровном месте.

5. ПАССИВНАЯ, ДОБРОВОЛЬНАЯ ЖЕРТВА – впадение в ступор, защита глупостью, отупение в момент, когда нужна мобилизация, потеря способности к сопротивлению, “застревание” и неосмотрительность. Регрессивная жертва – воспроизведение депрессивных чувств, состояний, при этом детское нежелание что-либо исправлять, а есть только желание играть роль жертвы и ныть. Коллекционирование своей беспомощности, прямое открытое принятие себя как жертвы: опять я беспомощный, как всегда, я слабый, несостоятельный, ну а чего я ожидал, я же всегда такой. Синдром Авеля, который пошел за Каином. Жертва, идеальная для притеснителя.

6. НЕКРИТИЧНАЯ ЖЕРТВА – не способны верно оценить жизненную ситуацию, преувеличивающие свои возможности, неосмотрительность, игнорирование угрозы, слепая вера. Люди, рискующие своей жизнью, не понимающие своих и чужих чувств, поэтому недооценивают себя и других, отрицая страх они рискуют жизнью, что ведет к саморазрушению. Стремление к бездумному риску.

ПСИХОЛОГИЯ ЖЕРТВЫ.

• Подавляя себя, жертва чувствует себя любимой. Это
псевдолюбовь.
• Жертва всегда
ОТРИЦАЕТ что она жертва. Это жесткая игра. Тыканье в жертву вызывает боль, что перерастает в ответную агрессию (сами вы жертвы!). Жертва больна и пытается получить любовь, по ее мнению, любовь – это потакание.
• Жертва
неосознанно играет в беспомощность и глупость. “Я не управляю происходящим”, “со мной это случилось”, “я же старался, не критикуй, а люби меня”.
• В связи с этим, жертва
опирается на внешнее – на людей и обстоятельства, а не на себя. И когда что-то идет не так, жертва борется с внешними обстоятельствами вместо внутренней перестройки.
• Если принять силу, то возникает полная
ответственность за себя и отказ от любого чувства вины, переноса ответственности, есть только Я. “Я отвечаю за все происходящее, мои реакции – это мои реакции”. Жертве трудно это признать, потому что нужно научиться любить и прощать.
• Выход из жертвы – это позиция силы и любви. Это внутреннее самоощущение и самопринятие. Внешнее тут не важно. Выход из жертвы – это отказ реагировать на чужие неврозы и психозы, критику.
• Жертва – это не признание глубинного чувства любви к себе, силы, своего могущества и величия.

Борьба. Хитрая и скрытая форма жертвы.

-2


Про ноющую и просящую помощи жертву мы очевидно знаем. Но, если человек будучи самозагнобленный, плюс получивший предписание “
будь сильным” превращает это в хитрую игру, где жертва не может даже признать свою боль, а должен и обязан быть сильным, волевым.

Все это приводит к тяжелейшим внутренним напряжением, к борьбе и самогноблению, как с собой, так и с окружающими. Возникает острая реакция на критику, борьба
"за справедливость".

Модель, построенная на жертвенной беспомощности. Глубинная жертва внутри заточена на видение только этого. И психика постепенно настраивается только на этот процесс. На процесс
борьбы.

И имея внутреннюю отчаянность и некоторую агрессивность, и мужество, психика
ищет источник дерьма чтобы срочно начать с ним бороться и искоренить. Такой человек, если он не задрочен, просто радостен без причины – то он чувствует себя не в порядке.

И длительная настройка психики перестает видеть счастливые возможности, а видит
только пути с препятствиями, геморроем, в момент, когда можно выбрать более легкий путь, возникает отказ, амнезия, тупость. Возникает борьба ради борьбы, человек закапывает сам себя.

Что делает жертва: ощущая, что "я несчастный", сверху еще будет себя за это корить и гнобить. А когда я стану "идеален", так вот тогда, именно тогда я признаю и полюблю себя. Смысл в том, что это мышление не сделает его счастливым никогда.
Это петля. Нужно парадоксальное разрешение.

Кстати такая стратегия приводит людей в
психологию и эзотерику, и часто цель подменятся средством, человек вместо изменений занимается вечным самокопанием и поиском чего бы еще такое в себе проработать. Самогнобление, перфекционизм.
• Вместо вечного самосовершенствования – полюби себя.
• Вместо самоограничения – самораскрой себя.

Принятие, а не протест.

Жертва, априори осознающая себя как жертва, всегда осознает себя с
позиции снизу, и начинает борьбу и протест с теми, кто сверху (обстоятельства и люди) – это вызывает перманентное напряжение и боль.

Это не свобода. Свобода – это подняться над “притеснителем” и делать то, что хочется, а не делать через борьбу “назло маме и папе”.

Простыми словами,
протестующая жертва постоянно осознает свою униженность и начинает ее проецировать на все окружающее и пытаться с этим бороться (что бесконечно и бесполезно).

За таким видом протеста часто прячется некий вечный поиск
справедливости и правильности, острая реакция на это, что бессмысленно.

Переходить нужно к
принятию. Мир не идеален. Мир такой, какой есть. Ты становишься гибкий и принимающий.

Начать любить себя просто так и исцелить себя в этом.
Принятие и прощение. Сначала принять и простить себя, а потом подняться над родителями, над матерью и отцом мира, над людьми, полюбить их сверху, своим великодушием и перестроиться.

Это единственный выход, который я нашел. Если вам не повезло, и вы накопили тело боли, в вас пророс вирус жертвы, то выход из этого не легок, но возможен и он называется…
перерождение.

Истории из жизни.

-3

Был у меня в юности близкий друг, человек-неудача, магнит для проигрывания жертвы. Вместе мы собирали лягушек и пиявок по канавам, шарахались целыми днями по стройкам, дворам, лесам, впервые попробовали алкоголь.

Еще тогда я увидел странную закономерность. Где бы мы не оказались, он каким-то магическим образом навлекал на себя
неудачи. При этом, я стоял рядом в двух шагах и с удивленными глазами наблюдал, не участвуя в этом.

Озеро.
Однажды мы поехали далеко за город купаться на озера. Сняв одежду и заплыв далеко в озеро, мы увидели как группа явно гоповатых парней бесцеремонно копается в наших вещах. Выйдя на берег, мы на русском матерном языке услышали, что этим ребятам понравилась наша одежда. Так как друг мой был крупнее, чем я, и вещи он купил как раз новые (получив от матери наставление держать их в чистоте), его наглым образом обчистили, оставив только то, в чем не стыдно доехать до дома. А меня не тронули. Далее, мы решили попросить какой-то помощи. Было лето, жара, стрекотали кузнечики. Через минут пять мы набрели на какого-то здорового качка без футболки, который во дворе рубил дрова топором. Объяснили ситуацию. Представьте картину: два малолетних пацана в незнакомом лесу идем с потным накачанным мужиком с топором в руке искать обидчиков. Не нашли. И слава богу.

Главный.
Однажды, гуляя по двору, на нас наехала местная "братва". Мы были еще в том возрасте, когда половые гормоны еще не включились. В нашем мире мы жили вокруг игр, стрелялок, рогаток, всяких шуток, поджигания петард и прочего. Более взрослые пацаны, как принято было тогда в 90-е, начали организовывать повсеместно мелкие банды и с помощью тупорогой силы отстаивали свое лидерство. Один такой бык, с группой поддержки, явно выше, старше и сильнее нас, начал нам предъявлять странные заявки в стиле: "Вы в курсе, кто тут главный?". Мы были не в курсе. Точнее, нам было совершенно пофигу на все эти группировки, мы еще жили в реальности игры. Получив отрицательный ответ, явный лидер принялся избивать моего друга. Это произошло как-то быстро, что я не успел ничего подумать. Друг мой не отличался спортивными данными, поэтому сразу упал. Далее он посмотрел на меня, но что-то его остановило. Его взгляд сместился на моего друга. И дальше, получив указание о том, что "главного надо знать", братишки ушли, оставив нас размышлять о случившимся.

Серьга.
Был летний солнечный день. Хорошее настроение. Мы решили прогуляться, но в последний момент у меня появились небольшие домашние дела (родители умели их высосать из пальца). Поэтому я сказал, что присоединюсь позже. По телефону я услышал, что дружище мой проколол себе ухо и вставил серьгу, чему невероятно рад. В то время это было нереально модно. Мне захотелось разузнать, как он это сделал, сколько это стоит и, может быть, я бы тоже вставил серьгу, подумал я. Закончив дела, мы встретились в назначенном месте. Издалека я увидел опечаленный силуэт. Видимо, как обычно, что-то произошло. Да. Друг мой, по своей глупой неаккуратности шел через соседний двор. А в то время каждый двор был чей-то. И зайти в чужой двор, не имея там знакомых - это как зайти в чужую квартиру. Ну и как объяснил мой друган, серьга его блестела ярко своим серебром и приглянулась одному пацантре. А так как он находился на чужой территории, он получил ультимативное предложение: либо сорвать сережку, порвав ухо, либо отдать просто так. Вот так он и отдал долгожданную серьгу.

Кроссовки.
Сидели мы втроем во дворе, занимались какими-то очередными глупостями, типа поджигания селитры. И неожиданно неоткуда к нам подлетел уверенный в себе мужчина, который своим видом напоминал то-ли мента, то-ли следователя. Начал он сразу с наезда, мол "тут у нас на районе драка случилась, и по описаниям очевидцев вы на них очень похожи". Долго и муторно он нам втирал эту идею в духе: "я конечно верю что вы не виновны, но надо проверить, дело важное". Ладно, раз дело важное мы выслушали. Он начал задавать "следовательские" вопросы: где учились, где живете, чем занимаетесь. Когда он узнал, что я дзюдоист и самбист, то как-то странно отреагировал. Буд-то какой-то план в его голове изменился. Разговор он подвел к тому, что надо бы сходить в соседний двор, на опознание очевидцев. Причем меня он попросил остаться, мол я не подхожу (те два друга были действительно высокими). Ребята ушли на "опознание". Я продолжил ждать в беседке. Через некоторое время возвращаются мои друзья. Одни. Без кроссовок. Босиком. Он завел их за дом и сказал: снимайте обувь или убью! Видимо, я, со своим спортивной подготовкой показался ему трудной жертвой.

За хлебом.
Магазинов было мало. Один рынок и несколько ларьков, до которых идти минут 10-15. Контркультура тогда процветала и будучи одетым в определённую одежду с надписями, тебя сразу причисляли к определенной группе. Ты рэпер? Киноман? Продиджист? Рокер? Узнали мы от местных пацанов что скоро начнется великая битва, великая сходка двух ненавидящих друг друга группировок: рэперов и рокеров. Причем происходить это должно было эпично и глобально. Мелкие стычки происходили постоянно и везде, во дворах, в лесах, на стадионе. Назначали стрелки, дрались, выясняли отношения. Но такое было впервые. И пропустить это эпичное зрелище было нельзя. Мы отпросились у родителей в магазин "сходить за хлебом" и двинулись к месту. Действительно рядом был ларек. И действительно хлеба мы купили. А что происходило дальше - это сюрреализм. Пришли мы значит к реке. А выглядело это как ледовое побоище. Сотни людей с цепями на руках, с палками в которые воткнуты гвозди спускались с двух берегов в центр речки (дело было зимой), чтобы устроить там бойню. Мы мирно наблюдали. Но лед не выдержал и начал трескаться! Народ начал отступать, с криками и проклятиями, искать обходные пути. Но тут случился шухер, милиция, к берегу начали подъезжать ментовские "козелки" и загребать народ. Каким-то чудом я выбрался, очутился возле ларька, показал менту пакет с хлебом и сказал, что из магазина иду и мама дома ждет. Меня пропустили. Я пришел домой. С другом мы потерялись. Звонит телефон. Меня спрашивают: где вы были, что случилось. Я думал, что друг мой побежал окольными дворами домой. А нет, его забрали как соучастника битвы. Так он и просидел несколько часом в метовке с хлебом в пакете, пока его не забрали родители.

Отец.
Иногда жертвенный магнетизм моего друга носил идиотический характер. Мы просто играли на детской площадке, как делают это абсолютно все дети. Кидали палочки, гоняли машинки по поверхностям, похожим на горку, лезли в грязь и лужи. На одной такой горке мы познакомились с мальчиком чуть помладше, который одиноко играл сам с собой. Вместе мы разделили общую горку и в целом, неплохо веселились, как вдруг из окна мы услышали какие-то дикие мужские крики. Что-то вроде: "Отойдите! Отстаньте! Не трогайте!" Мы не придали этому значения, потому что ничего противозаконного не делали. Так вот через несколько минут, к нам спустился тот самый мужик, отец играющего с нами ребенка. По какой-то шизофренической причине он вдруг подумал, что мы ему как-то мешаем или что-то отбираем (хотя мы наоборот вовлекли в общую игру). Но поток агрессии не прекращался, глядя на моего друга, его глаза словно раскалялись красным огнем и ни с того ни с сего, он начал его бить. Да. Взрослый мужик, бьет на детской площадке на наших глазах его по лицу несколько раз. Напомню, что нам было лет по 6-7. Друг мой, как в гипнозе, все принимает и терпит, но сжимается и превращается в апатичную лужу. Я наблюдаю, как дежавю. Опять происходит эта ситуация? Что самое интересное, после этих событий он просто смиренно, будто ничего не произошло, шел дальше, а в душе читалась печаль и нежелание злиться и давать хоть какой-то отпор...

Лунатик.
Друг мой страдал странными лунными расстройствами. Прямым текстом - лунатил. И в один из таких лунных приступов, он очутился в ванной, где просто мыл руки. Вот что может такого произойти с человеком, в теплой современной квартире? В ванной? А случилось следующее: он теряет сознание (на ровном месте), как-то странно бьется головой об раковину, что она падет, разбивается и режет ему ногу так, словно опытный хирург острым скальпелем хотел сделать глубокий надрез. Кровь, скорая, хирургия, много швов. Я сидел с ним перебинтованным и пытался понять, как ты так умудрился-то? Не хочу вызывать у вас отвращение, описывая телесные увечья, но порез оказался действительно серьезным и опасным. Состояние сознание у него было лунно-туманным. Меня удивляло только то, как он описывал происходящее: настолько безучастно, словно он сходил в магазин за холодцом. Ну да, упал, ну да, вот так порезал. Так получилось. И тут речь уже идет о какой-то зомбированности, потере воли, связанной, конечно же с матерью, которое имела довольно странно унижающе-подавляющее отношение к своему сыну.

Задница.
Это стыдно-забавный, но неприятный случай произошел зимой. Мы как обычно катались на большой горке возле реки. Спуск был длинный, извилистый, быстрый. Скатываться было страшно, но интересно. Специальных санок мы не имели, поэтому брали подручные средства: линолиум, картонные коробки. Ничего не предвещало беды, максимум, это можно было по дурости слишком разогнаться и слететь с обрыва, но мы всегда подтормаживали ногами и контролировали скорость. После очередного спуска ошарашенный друг подбегает ко мне и невнятно что-то говорит. Рукой он держится за зад. Ну ударился, подумал я. Он говорит, что вроде как порезался обо что-то. Порезался? Ну как это можно. На этой горке катаются десятки детей каждый день, не может там быть стекла, лезвия, тем более, когда мы уже скатились с десяток раз. Ну побрели мы домой. А время было такое, что за любую подобную оказию принято было скрывать от родителей, ведь заботы от них мы не получали, а наказание и запрет ходить гулять - спокойно. Пришли мы домой. Кровь не течет, ничего не болит. Штаны не особо дырявые, точнее не видно явных дыр. Выглядело это эпично. И стыдно и смешно и грустно. Ну давай, говорю другу, показывай свою задницу. Мы закрылись в комнате от родителей. Я пытаюсь не ржать. На задницу смотреть мне совершенно не хочется, но надо, вдруг там что. И, оказалось еще как что! Посреди ягодицы зиял огромный глубокий порез. Причем так деликатно порезан, что его почти и не видно, рана раскрывалась, очень глубоко, но крови не было. Я поржал, что у него теперь три жопы. Ну мы помычали, типа что делать? Решили не говорить взрослым. Вроде не болит, кровь не течет. Ну в общем, он сам себе помазал зеленкой и просто некоторое время ходил прихрамывая, пока все это не заросло само собой. Я с тех пор на эту горку не ходил. Так и не понял, как это случилось, катались мы по одной и той же накатанной колее.

Пожарная.
Поджигали мы все. От пластиковых бутылок, до сухих полей с травой. Огонь был спутником нашей детской жизни. Мы кидали в костер баллончики и даже один раз боевые патроны. Поджигали подаренные нам игрушки и кидали их в мусоропровод, чуть не устроив пожар. Но что было дальше, это апогей карьеры поджигателя.
В соседнем дворе стоит ЖЭК - типичное хозяйственное здание, где хранится уборочная техника. Здание большое, стоит на отдалении от домов. Много раз мы ходили возле него и видели одну большую черную штуку, которую вот очень нам хотелось попробовать поджечь. Это огромный маток гудрона. Знаете, которым латают крышу. Раньше стояли такие печки-горелки, где этот гудрон растапливали и дальше его полужидким наносили на протекающие места.
Была у нас идея его поджечь. Но я себя останавливал и говорил другу, что затея опасная. Моток этот стоял прямо облокотившись на здание, а размер его был огромен. Поэтому я довольствовался тем, что отрывал кусочек от большого мотка и дальше уже спокойно его поджигал.
Но в один день, когда я по какой-то причине не пошел гулять, я узнал, что в соседнем дворе сильный пожар. Горел ЖЭК. Я пришел, как наблюдатель и понял, что все-таки он это сделал, я увидел сгоревший гудрон. Огонь захватил почти все здание, сыпались стекла, работали пожарные машины, струи воды летели в окна, внутри в дыму стояла техника, вокруг собралось много зевак. Слава богу, пожар потушили и больших разрушений удалось избежать. Здание не обвалилось, а техника не загорелась.
Дома я узнал, что следователи вышли на поджигателя. Во дворе вообще сложно что-то было утаить. Это был мой друг. От тюрьмы их семью спасло только то, что его отец работал пожарным! Вот так совпадение.

Увольнение.
Как-то мы встретились уже будучи взрослыми. Наши пути давно разошлись, не виделись мы больше пяти лет. Стояли мы возле супермаркета. Интересно, как сложилась судьба. Я ушел из спорта, активно учился в институте, подрабатывал. Его судьба никак не складывалась. Он словно завис в этом безвольно-жертвенном состоянии, в котором мог только разрушать и уныло жить по течению. Уволили с завода, говорит он мне. Как уволили? Да не просто уволили, а как бы сам уволился. Выясняю подробности. Сидел он на унылой работе, да надоело как-то все это, родители подгоняют, а сил нет, а жить на что-то надо, а работать не хочется и все в таком духе. Воли на смену жизни просто нет, но зато есть воля к жертвенности. И в глазах улыбка читается. Говорит, я пришел и нажрался водки. Да. в принципе не критично, кто на заводе не пьяный? Не попадайся на глаза, отоспись, отделаешься замечанием. Но он не просто напился, а позвонил в охрану и сам на себя донес! Мол я тут пьян, а это грубое нарушение техники безопасности, заберите меня! Охрана его и вытурила. И самовольно он подписал акт об опьянении и во всем сознался. И вообще все это сделал специально. Зачем? А чтобы больше никуда не взяли на работу. Ведь даже если человека увольняют, даже если по пьянке, редко когда пишут в трудовой это, чтобы не портить жизнь человеку, а он захотел и испортил сам себе. Прочитал в его истории я глубинную радость. Какой-то мимолетный кайф. Как же хитроумно жертва играет с собой.

#жертва #психологияжертвы