Найти тему
Life-on-earth.ru

Водяной дракон Пуймур с только что родившимся ребёнком - вырезка из бересты нанайской художницы-мистика Светланы Ходжер.

Водяной дракон Пуймур с только что родившимся ребёнком - вырезка из бересты нанайской художницы-мистика Светланы Зарасьевны Ходжер. конец 2020 г. - начало 2021 г.. Приамурье, Дальний Восток России.
Водяной дракон Пуймур с только что родившимся ребёнком - вырезка из бересты нанайской художницы-мистика Светланы Зарасьевны Ходжер. конец 2020 г. - начало 2021 г.. Приамурье, Дальний Восток России.

Материал научно-популярного проекта life-on-earth.ru

Нанайцы - коренной народ Приамурья (подробнее: Народы России. Энциклопедия, главный редактор В.А. Тишков. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва 1994, стр. 239-242 - https://life-on-earth.ru/images/Uni/Nanaytsy.pdf).

Светлана Зарасьевна Ходжер - художница-мистик, сказительница, носитель «живого» нанайского языка из села Нижняя Манома (Нанайский район, Хабаровский край): https://www.google.ru/maps/@49.327271,136.6322897,6948m/data=!3m1!1e3. Её духовный мир и искусство настолько же глубоко традиционны по своей сути, как творчество традиционных шаманов прошлых лет, создававших орнаменты на одежде и предметах шаманской практики, отличавшиеся яркой индивидуальностью. Светлана Зарасьевна занимается традиционными видами нанайского искусства: вышивкой цветными нитками на ткани и вырезкой узоров из бумаги и бересты, а с некоторого времени в качестве творческого эксперимента пишет картины маслом.

Пуймур - водяной дракон - сложный образ, представления о котором у нанайцев отличались в зависимости от региона, исторического временно'го периода и даже индивидуальных представлений конкретного человека или группы людей. В дошедших до нас рассказах и фольклорных записях Пуймур предстаёт, то в виде "реально" существующего чудовищного водного существа, нападающего на людей и пожирающего их, то в виде духовной субстанции - хозяина воды, обережного существа, персонифицированного в образе дракона, как воспринимает его Светлана Ходжер, получившая такое представление, вероятно, в дни своей молодости от своей мамы - художницы и сказительницы Анны Денисовны Оненко. Тогда они жили в селе Верхний Нерген, расположенном на берегу Амура: https://www.google.ru/maps/@49.8453052,136.8119003,19017m/data=!3m1!1e3.

Очевидно, что такой сложный образ Пуймура у нанайцев, связан со сложным восприятием водной стихии, с одной стороны дающей баго в виде обильных уловов рыбы, а с другой - представляющей опасность, как любая природная стихия.

В своей вырезке Светлана Зарасьевна, которая воспринимает водную стихию, как благую и обережную, выразила своё индивидуальное лирическое и трогательное ощущение Пуймура в образе дракона-матери и её только что родившегося ребёнка. Эта вырезка передана Светланой Ходжер в этнографический музей Института этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН), г. Москва - iea-ras.ru) при посредничестве Алексея Черняка.

Другие представления о Пуймуре у нанайцев изложены в статье Татьяны Владимировны Мельниковой - главного хранителя Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова (https://hkm.ru/) в региональном культурно-просветительском журнале "Словесница искусств", № 12, 2003 г., стр. 38-39 (этот номер журнала можно скачать в формате pdf по ссылке: http://www.slovoart.ru/sites/default/files/images/pdf/SI_12.pdf . Прочитать статью можно также в интернет-версии журнала по ссылке: http://www.slovoart.ru/node/1574).

В дополнение к этой статье приведу выдержки из книги известной исследовательницы культуры народов Приамурья, Сахалина и Севера, писательницы Алины Яковлевны Чадаевой (1931-2022 гг.) "Вселенная нанайских сказителей" (Глава 4. Чёрный дракон – Сахарин Дябдян), опубликованной на нашем сайте с уникальными иллюстрациями мамы С.З. Ходжер - Анны Денисовны Оненко, которая была близкой подругой Алины Яковлевны: https://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/vselennaya-nanajskikh-skazitelej-a-ya-chadaeva

В приведённых ниже выдержках речь идёт о ещё одной близкой подруге Алины Яковлевны - нанайской сказительнице и шаманке с Верхнего Амура Дачи Удинкан (село Улика-Национальная на реке Кур (рядом со слиянием с рекой Урми, откуда термин "кур-урмийские нанайцы): https://yandex.ru/maps/?l=sat%2Cskl&ll=134.235728%2C48.760014&origin=jsapi&z=16).

"Регион, в котором жили  Дачи Удинкан и её брат Тиха Ахтанка, считается Кур-Урмийским.  Лексика и фонетика кур-урмийских нанайцев  во многом отличается от терминологии и произношения  жителей среднего Амура. Так, звук «п» ими заменяется на «ф»: «мафа» - вместо «мапа» («старик», «медведь»),  «фудин» вместо «пудин» («девушка») и т.д.

У меня записан рассказ, как Дачи впервые увидела озеро лотосов недалеко от её родного  селения. «Издалека-а заметила: озеро, а посредине как будто вода горит, алым полыхает. А это цветы – оказалось. Лотосы. Лотос у нас называется «симундюфукчини» - еда крокодилов. Симун – не знаю, как сказать по-русски, - то ли змей, то ли крокодил. Он, как рыба, длинный, на сома похож, пасть большая, зубы здоровые и частые, как пила. На голове – шишка красная. Только если по ней ударишь – убьёшь. Четыре лапы есть у него. И озеро, где он живёт – непростое, под землёй с двумя другими сообщается. Муж с братьями ездили туда, на берегу ночевали. Ночью слышат: шум, плеск в воде. Утром смотрят – между озёрами – след не след, а будто кто оморочку по траве тащил. Наверно, это Симун хвост свой тащил, по траве полз. Говорят, где лотосы растут, там обязательно Симун живёт».

Читаю в нанайско-русском словаре:

«симун. миф. змея (крупная, пятнистая, с большой головой)».

«симур. рел. фигура змеи ( на которой изображены мухи, кружочки, полоски; по мнению старых нанайцев, помогает от болей в спине)».

Последнее замечание – о «целебном» изображении Симуна – очень важно и вписывается в идею осмысления образа змея, несущего в себе смерть и исцеление одновременно. У древних греков бог врачевания Асклепий изображался с жезлом, обвитым змеёю. Асклепий «обладал силою молодить старых и воскрешать мёртвых. Такому искусству научили его змеи». Яд змеи, как  известно, и смертоносен, и целебен.

Раздвоение «личности змеи» прослеживается в нанайском мировоззрении противопоставлением  «солнечного змея Мудура»  чёрному Дракону Сахарин  Дябдя. Вероятно, мифологический  нанайский  Пуймур – Дракон – синоним Чёрного Змея. Он живёт в озёрах с чёрной водой. Покрыт чешуёй, на спине – плавники, сверкающий хвост. Наступит ночь – пасть его огнём светится. Пуймур умеет плавать, бегать, летать. По земле пройдёт – за ним река останется. В воде разыграется – поднимаются огромные волны".

Примечание: "Мудур" - небесный дракон у нанайцев - важнейший благой и обережный образ.

Материалы научно-популярного проекта life-on-earth.ru о Светлане Ходжер:

Сказки С.З. Ходжер: https://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/skazki-s-z-khodzher

Искусство С.З. Ходжер: https://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/nizhnyaya-manoma-nanajtsy-iskusstvo-s-z-khodzher

Некоторые работы С.З. Ходжер, переданные в ИЭА РАН: https://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/tvorchestvo-s-z-khodzher-raboty-peredannye-v-iea-ran

Преемственность в культуре и мировоззрении нанайцев (А.Д. Оненко - С.З. Ходжер): https://life-on-earth.ru/dalnij-vostok-rossii/preemstvennost-v-kulture-i-mirovozzrenii-nanajtsev-tvorchestvo-a-d-onenko-s-z-khodzher