Дуальная линейная логика в действии.
Несмотря на то, что этот принцип тщательно разбирается в нескольких (относительно толстых) книжках, он простой, но при этом – крайне опасный. Не сказать, конечно, что именно из-за него мир катится в пропасть, но он, несомненно, принимает в этом самое непосредственное участие.
«Принцип Питера» сводится к тому, что очень многие люди находятся именно там, где они некомпетентны. И всё это из-за линейной логики.
Наиболее показателен, на наш взгляд, пример с военными. Там «карьерный рост» особенно нагляден. Сначала ты – лейтенант (после военного училища или, не дай бог, военной кафедры) и командуешь взводом. Если ты показал себя с лучшей стороны, тебя повышают (в звании и в должности – даже у военных не всё так просто, как кажется на первый взгляд) и передают под твое командование роту. Дальше, если всё хорошо, по нарастающей - батальон и полк. Если удачно справился и с этим – тебя направляют в военную академию. Казалось бы всё логично, не так ли?
Но это в рамках дуального мира и линейной логики.
И чтобы это понять, просто подумайте – сколько вы знаете гениальных футбольных тренеров, которые были в свое время – гениальными футболистами? Крайне мало. Отчего же так? Вроде, сам бог велел. Но это РАЗНЫЕ виды деятельности. Принципиально.
Стандартный менеджер по продажам, коих легион. Ключевой «боец» в самом низу пирамиды мира «торговцев». Его задача коммуницировать с потенциальными покупателями и впаривать им свою продукцию. Тем или иным образом. И если он преуспевает в этом нелегком деле, его что? Правильно, повышают. Он становится начальником отдела продаж (например). И вот тут уже могут начаться проблемы. Потому что коммуницировать с покупателями и с коллегами/подчиненными – не всегда одно и то же. Но вот если его снова повысят за особые заслуги до «коммерческого директора», например, то тут-то с ним и случится тот самый «Принцип Питера». Даже если его отправят на «курсы повышения квалификации».
Командование солдатами (в любых количествах) и разработка СТРАТЕГИИ ведения военных действий – принципиально РАЗНЫЕ виды деятельности. Так же как «играть в футбол» и «быть тренером футбольной команды».
Но СИСТЕМА устроена так, что все немногочисленные потенциальные «стратеги» (которые решились по какой-то причине пойти служить Родине) отваливаются, в основном, уже на первом уровне (командира взвода). Они (как правило) не способны эффективно управлять людьми. Они, чаще всего, из тех, кто «не от мира сего» и «витает в облаках. Дальше по карьерной лестнице идут отличные командиры, но ужасные стратеги. В итоге, в генеральном штабе (в полном согласии с «Принципом Питера») царит полная некомпетентность. И тут надежда только на то, что и в ДРУГИХ генеральных штабах (наших противников) то же самое.
А мы, истинные сыны и дочери дуального мира, продолжаем искренне удивляться многочисленным примерам «сапожников без сапог». И спрашиваем у очередного бизнес-тренера – «а сколько Вы зарабатываете?». Потому что как он может нас учить тому, в чем сам не преуспел? Нонсенс! Есть куча «народных» поговорок типа – «ума нет – иди в пед» (имеется ввиду ВУЗ, который готовит педагогов).
«Быть мастером» в каком-то деле и «эффективно обучать этому делу» - это совершенно РАЗНЫЕ виды деятельности. Требующие разных способностей, навыков и талантов. Хотя, конечно же, случаются и исключения.
И, всё же, на ум приходит тренер олимпийского призера по прыжкам в воду, который НЕ УМЕЕТ ПЛАВАТЬ (!!!). Дико звучит, не правда ли?
Или крайне неэффективная восточная система обучения, когда Мастер буквально живет вместе с учеником десятилетиями, чтобы тот перенял его мастерство. Потому что просто не знает, КАК он это делает. Поэтому одна надежда на «силу подстройки» - ученик копирует своего Мастера во ВСЕМ – как он ест, как спит, как хмурится, как чихает. Ну и, если повезет, вместе со «всем» к нему перейдёт и "то самое" неуловимое мастерство. Так называемое имплицитное обучение, на которое требуются десятилетия (естественно, без гарантии результата).
В итоге (согласно «Принципу Питера») подавляющая часть человечества останавливает свою карьеру в том месте, где у них перестало получаться. Другими словами, подавляющая часть человечества – некомпетентна (не соответствует «занимаемой должности», говоря бюрократическим языком).
По-хорошему, получается, что военных стратегов необходимо готовить ИЗНАЧАЛЬНО. А не пропускать через сито 30 лет военной службы «в поле». Но это звучит дико – не правда ли?
Для этого необходимо, во-первых, преодолеть ограничения «двоичного мышления», а, во-вторых, четко понимать, какие нужны способности для той или иной деятельности, выявлять их на ранних стадиях и соответствующим образом развивать.
Зато какой простор для получения КОНКУРЕНТНОГО преимущества!
P.S. СПИННЫМ МОЗГОМ - ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО
После просмотра фильма «Игры разума», ничего кроме восхищения игрой Рассела Кроу не возникает – он почти безупречно сыграл гениального математика-шизофреника. Придраться, вроде бы, не к чему. Но что-то всё время мешает, что-то подспудно диссонирует. Как будто спинным мозгом чувствуешь - что-то не так. Может быть, это оттого, что не бывает гениальных математиков – «качков»? В нашем подсознании какой-то другой образ и это не случайно.
А теперь давайте (с этой точки зрения) посмотрим на начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерия Васильевича Герасимова. Что говорит ваш «спинной мозг»?
Гармонирует ли он с вашим подсознательным образом «стратега»? Согласен, чуть больше, чем генерал Лебедь, например. Но только – «чуть»...