Найти в Дзене
NEOkortex (Ясен-пень)

"Принцип Питера": а ты уже достиг уровня своей некомпетентности?

Дуальная линейная логика в действии.

Несмотря на то, что этот принцип тщательно разбирается в нескольких (относительно толстых) книжках, он простой, но при этом – крайне опасный. Не сказать, конечно, что именно из-за него мир катится в пропасть, но он, несомненно, принимает в этом самое непосредственное участие.

«Принцип Питера» сводится к тому, что очень многие люди находятся именно там, где они некомпетентны. И всё это из-за линейной логики.

"В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до уровня своей некомпетентности".
"В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до уровня своей некомпетентности".

Наиболее показателен, на наш взгляд, пример с военными. Там «карьерный рост» особенно нагляден. Сначала ты – лейтенант (после военного училища или, не дай бог, военной кафедры) и командуешь взводом. Если ты показал себя с лучшей стороны, тебя повышают (в звании и в должности – даже у военных не всё так просто, как кажется на первый взгляд) и передают под твое командование роту. Дальше, если всё хорошо, по нарастающей - батальон и полк. Если удачно справился и с этим – тебя направляют в военную академию. Казалось бы всё логично, не так ли?

-3

Но это в рамках дуального мира и линейной логики.

И чтобы это понять, просто подумайте – сколько вы знаете гениальных футбольных тренеров, которые были в свое время – гениальными футболистами? Крайне мало. Отчего же так? Вроде, сам бог велел. Но это РАЗНЫЕ виды деятельности. Принципиально.

Стандартный менеджер по продажам, коих легион. Ключевой «боец» в самом низу пирамиды мира «торговцев». Его задача коммуницировать с потенциальными покупателями и впаривать им свою продукцию. Тем или иным образом. И если он преуспевает в этом нелегком деле, его что? Правильно, повышают. Он становится начальником отдела продаж (например). И вот тут уже могут начаться проблемы. Потому что коммуницировать с покупателями и с коллегами/подчиненными – не всегда одно и то же. Но вот если его снова повысят за особые заслуги до «коммерческого директора», например, то тут-то с ним и случится тот самый «Принцип Питера». Даже если его отправят на «курсы повышения квалификации».

Командование солдатами (в любых количествах) и разработка СТРАТЕГИИ ведения военных действий – принципиально РАЗНЫЕ виды деятельности. Так же как «играть в футбол» и «быть тренером футбольной команды».

Но СИСТЕМА устроена так, что все немногочисленные потенциальные «стратеги» (которые решились по какой-то причине пойти служить Родине) отваливаются, в основном, уже на первом уровне (командира взвода). Они (как правило) не способны эффективно управлять людьми. Они, чаще всего, из тех, кто «не от мира сего» и «витает в облаках. Дальше по карьерной лестнице идут отличные командиры, но ужасные стратеги. В итоге, в генеральном штабе (в полном согласии с «Принципом Питера») царит полная некомпетентность. И тут надежда только на то, что и в ДРУГИХ генеральных штабах (наших противников) то же самое.

А мы, истинные сыны и дочери дуального мира, продолжаем искренне удивляться многочисленным примерам «сапожников без сапог». И спрашиваем у очередного бизнес-тренера – «а сколько Вы зарабатываете?». Потому что как он может нас учить тому, в чем сам не преуспел? Нонсенс! Есть куча «народных» поговорок типа – «ума нет – иди в пед» (имеется ввиду ВУЗ, который готовит педагогов).

-4

«Быть мастером» в каком-то деле и «эффективно обучать этому делу» - это совершенно РАЗНЫЕ виды деятельности. Требующие разных способностей, навыков и талантов. Хотя, конечно же, случаются и исключения.

И, всё же, на ум приходит тренер олимпийского призера по прыжкам в воду, который НЕ УМЕЕТ ПЛАВАТЬ (!!!). Дико звучит, не правда ли?

Или крайне неэффективная восточная система обучения, когда Мастер буквально живет вместе с учеником десятилетиями, чтобы тот перенял его мастерство. Потому что просто не знает, КАК он это делает. Поэтому одна надежда на «силу подстройки» - ученик копирует своего Мастера во ВСЕМ – как он ест, как спит, как хмурится, как чихает. Ну и, если повезет, вместе со «всем» к нему перейдёт и "то самое" неуловимое мастерство. Так называемое имплицитное обучение, на которое требуются десятилетия (естественно, без гарантии результата).

В итоге (согласно «Принципу Питера») подавляющая часть человечества останавливает свою карьеру в том месте, где у них перестало получаться. Другими словами, подавляющая часть человечества – некомпетентна (не соответствует «занимаемой должности», говоря бюрократическим языком).

По-хорошему, получается, что военных стратегов необходимо готовить ИЗНАЧАЛЬНО. А не пропускать через сито 30 лет военной службы «в поле». Но это звучит дико – не правда ли?

Для этого необходимо, во-первых, преодолеть ограничения «двоичного мышления», а, во-вторых, четко понимать, какие нужны способности для той или иной деятельности, выявлять их на ранних стадиях и соответствующим образом развивать.

Зато какой простор для получения КОНКУРЕНТНОГО преимущества!

P.S. СПИННЫМ МОЗГОМ - ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО

После просмотра фильма «Игры разума», ничего кроме восхищения игрой Рассела Кроу не возникает – он почти безупречно сыграл гениального математика-шизофреника. Придраться, вроде бы, не к чему. Но что-то всё время мешает, что-то подспудно диссонирует. Как будто спинным мозгом чувствуешь - что-то не так. Может быть, это оттого, что не бывает гениальных математиков – «качков»? В нашем подсознании какой-то другой образ и это не случайно.

-5

А теперь давайте (с этой точки зрения) посмотрим на начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерия Васильевича Герасимова. Что говорит ваш «спинной мозг»?

-6

Гармонирует ли он с вашим подсознательным образом «стратега»? Согласен, чуть больше, чем генерал Лебедь, например. Но только – «чуть»...