В процессе своего репортерства чуть ли не еженедельно встречаю в селах Башкирии мужчин — разведенных или не создавших семью. У них просторные добротные дома с банями, скотина, машины, не бедствуют, одни выпивают, другие — по уши в работе. Все трудолюбивые, а дам сердца нет. «Познакомь, — говорят. — Может, в городе есть кто-то? Уже сороковник незаметно стукнул».
И вот как-то раз давний знакомый фермер посетовал на одиночество свое.
— Может, скучный я?
— И скучный тоже. Ты вот сядь, всмотрись в себя. Куда за бутылкой полез? Помню тебя веселым баянистом-зоотехником. Потом выпивать начал после работы, дальше — во время работы, а в итоге — вместо работы. После увольнения лошадей и коров завел, а невеста от тебя ушла. Ушла от твоих разговоров про корма, цены на мясо, ночных посиделок с друзьями.
Не те нынче сельчанки пошли. Не хотят они в горящую избу входить и коней на скаку останавливать, и коров доить в шесть утра. Они по вечерам в ресторанах и саунах с подругами собираются. Они стали дамами и кредо служанок многих больше не устраивает.
И дело не только в «зеленом змие». Многие дамы из Башкирии после ссузов и вузов стремятся закрепиться в городе, а к родителям приезжают только на побывку. Потому что с детства поняли, что значит жить в селе. Перекидывать по пять кубов снега зимой, принимать роды у коров ночью, таскать сено, мешки с картошкой и продавать молоко. В темень по грязи идти в полупустой вечно холодный клуб, а там «первые парни на деревне», пропитанные самогоном. За интернетом надо бегать на гору.
Это слова девушки-агронома, поработавшей год в Туймазинском районе и уехавшей куда-то в Краснодарский край собирать клубнику, а там — как бог даст. Трудно жить в селах Башкирии и главная проблема — невысокая зарплата. Ну... как невысокая? За 45 тысяч рублей в месяц доярками (300-500 голов дойное стадо, при доильных установках) работать не хотят.
А вот сложившиеся семьи наоборот стремятся прикупить и восстановить заброшенные дома в деревнях, чтобы на шашлыки и в баньку туда приезжать.
Сегодня не 90-е годы. У дам в головах давно сложился четкий стандарт уровня и условий жизни. А если говорить о требованиях к мужчине — список получится длинным. И там почти не встречается позиция: «душный мужик, живущий в родительском доме, упахивающийся до чертиков, с примитивным кругозором и способами расслабления». Это тоже цитата другой бывшей сельчанки.
Увы, нередко сегодня сельские женщины гораздо образованнее, интереснее, а в конечном счете, умнее мужчин. С ними есть о чем поговорить, их горизонт планирования дальше и оптимальнее. А свою независимость они ценят высоко.
— Да, скучный ты, — отвечаю фермеру. — Почти не пьешь, деньги зарабатываешь, но никуда не ходишь, мало с кем общаешься, ничем не увлекаешься. Короче, сапог деревенский. Даже шутить перестал. Где задор молодецкий? Баян где твой, а ведь ты на нем танго когда-то играл.
Но есть способ. Паблики знакомств. Там люди с фальшивыми аватарками, пообщавшись в тырнете, потом встречаются в кафе и убеждаются, что «заявленные характеристики» сильно приукрашены. Но постепенно, медленно и не спеша нащупывают что-то интересное в новом знакомом. Многие так сошлись и даже сельские с городскими и с детьми, и без, и общих уже настругали. Только не тащи сразу даму показывать свой табун. Это твой бзик, а не ее. Это твой навоз, а она на вайлдберис или озоне, или стрижкой может заработать.
В крайнем случае творог и сметану из молока будет делать. Это все разлетается в селах на раз, прямо с крыльца забирают.
И вот, если вместо барсука тугоухого она увидит веселого кабальеро, все может очень даже получиться. Но самое главное для одиноких женщин — это доброта и чуткость мужчины. Одинокие дамы неслучайно разведены: одни обожглись, другие сами были резкими, а сейчас сделали работу над ошибками.