Найти тему
Прикосновения

Геннадий Гладков: «До 43 лет я пил, гулял, скандалил и дрался как сумасшедший»

Народному артисту России композитору Геннадию Гладкову исполнилось 88 лет.

Геннадий Гладков. Фото из открытых источников
Геннадий Гладков. Фото из открытых источников

«Ничего на свете лучше нету», «Я на солнышке лежу», «Уно моменто», "Бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк»" - уже за эти вечные хиты из мультфильмов и кино хочется снять перед Маэстро шляпу. Равно как и за музыку к таким киношедеврам, как «12 стульев», «Джентльмены удачи», «Обыкновенное чудо», «Собака на сене», «Формула любви», «Человек с бульвара Капуцинов».

В музыкальных кругах хорошо известно, что Геннадий Игоревич необычайно разносторонен и фантастически плодовит: до сих пор сочиняет симфонии, классические квартеты, оперы, балеты. Его «перу» принадлежат, например, опера «Старший сын» и балет «Вий». Но не все знают, что его дед был аккомпаниатором певицы Лидии Руслановой, отец - работал в джазовом оркестре Александра Цфасмана. А сам Геннадий Гладков начинал с того, что играл на аккордеоне «Мурку» друзьям-уголовникам.

- В нашем дворе жил главный уркаган округи Коля Кандауров, - рассказывал Геннадий Игоревич автору этих строк. - К нему постоянно ходили в гости блатные, а я им играл на аккордеоне «Цветущий май», ну и, естественно, «Мурку». Они же не умели делать то, что умею я, поэтому уважали. Даже защищали. Хотя считалось, что я - интеллигент, артистов сын, драться не умею, и поначалу меня даже жестоко били. Но и мне удалось у них кое-чему научиться.

Г. Гладков и В. Ливанов. Фото из открытых источников
Г. Гладков и В. Ливанов. Фото из открытых источников

ПОДМОЧЕННАЯ РЕПУТАЦИЯ

- Геннадий Игоревич, про вас и про вашего друга детства Василия Ливанова шутят, что вы познакомились чуть ли не в роддоме.

- (Смеется.) Конечно, не совсем. Но мы дружим страшно сказать, сколько лет! (80 – авт.) Со второго класса школы. Между прочим, в нашей 170-й московской мужской школе учился и Андрей Миронов. Но он намного младше, и мы с Васей были для него «дедами».

После седьмого класса я из школы ушел. Отец с матерью развелись, и нужно было зарабатывать. Пришлось идти в химический техникум, где платили стипендию. А заодно я стал музыкой подхалтуривать: играл с ребятами на танцах в институтах, на заводах, рынках. Даже в пионерлагерях. И не считал это зазорным – любой опыт тоже школа. Именно там первые мелодии сочинял. Считаю, во многом только благодаря этому, музыкальную школу закончил на «отлично» - и как теоретик, и как композитор. Потом – консерваторию, аспирантуру.

Г. Гладков в юности. Фото из открытых источников
Г. Гладков в юности. Фото из открытых источников

- Как же получилось, что выпускник композиторского отделения консерватории стал сочинять музыку к мультфильмам и кинофильмам?
- Василий Ливанов, окончивший высшие режиссерские курсы, в качестве дипломной работы делал сказку «Самый-самый-самый-самый» по собственному сценарию. Ну и кто музыку будет писать? Конечно, его друг. Тем более, что я уже писал музыку к его актерской дипломной работе «Три толстяка» по Юрию Олеше. Он меня и привел в мультипликацию. Мне понравилось. А все потому, что мы с друзьями всегда очень весело жили: ни пионерских, ни комсомольских песен никогда не пели. Всю жизнь делали только то, от чего получали удовольствие. Точно также и «Бременские музыканты» родились. Там ведь мощная и веселая команда собралась – замечательный поэт Юра Энтин, с которым мы очень подружились, Олег Анофриев, режиссер Инесса Ковалевская.

- Мультфильм стал сенсацией 1969 года, пластинка была издана рекордным 28-миллионным тиражом. Тем не менее, критики обвиняли создателей в подражании Западу, называли «марихуаной для детей». За что?

- Успех был неожиданно бешеный! Начальство сначала не сообразило, какая там заложена бомба. Мы-то делали все интуитивно, а потом оказалось, что на экране чуть ли не программные заявления по подрыву устоев – про «дворцов заманчивые своды», «нам любые дороги дороги» и так далее. Нас ругали в основном за песни, которые бременские музыканты пели, изображая заезжую группу иностранных гастролеров. А мы вместе с режиссером отвечали чиновникам: «Ну что вы, ведь эти песни исполняет осел. Разве можно к нему серьезно относиться?» Спасло только то, что пластинки раскупались как свежеиспеченные пирожки. Но, несмотря на успех, от продолжения - «По следам бременских музыкантов» - тоже камня на камне не оставили.

- Что инкриминировали на этот раз?
- Власти разглядели в мультфильме политическую подоплеку: глупый Король
генсек Брежнев, Принцесса – его дочь Галина. Мы это не планировали. «Петь для детей про разбойников и покойников - это слишком!» - говорили нам «наверху». Исполнителю главных партий Муслиму Магомаеву тоже досталось по полной. Даже из ЦК звонили: «Как же мог певец такого уровня опуститься до столь низменных вкусов?»

Да и потом в нашей жизни почему-то так получалось, что даже лучшие фильмы никогда не имели молниеносного успеха. Нас всегда много ругали. Даже «Двенадцать стульев» Марка Захарова в свое время совершенно истоптали.

- Интересно, как к вашему творчеству относились в Союзе композиторов?

- Даже когда я пришел работать на «Мосфильм» и стали выходить музыкальные картины, были сняты «Пропажа свидетеля» (продолжение «Хозяина тайги»), «Джентльмены удачи», все равно достаточно косо смотрели на все эти забавы. Особо не ругали, но ворчали: мол, вместо того, чтобы писать сонаты, посвященные великим стройкам коммунизма, "Гладков занимается всякой ерундой". Словом, с самого начала у меня в Союзе композиторов была такая… подпорченная репутация. (Смеется.) Однако при этом там знали, что бороться со мной бесполезно. Я всегда делал то, что хотел. Что-то поощрялось, что-то нет. Бывало, что и договоры не подписывали, и денег не платили, и за границу не пускали. Но я - упрямый.

Г. Гладков и В. Ливанов. Фото из открытых источников
Г. Гладков и В. Ливанов. Фото из открытых источников

ДЕДУШКА УЧИЛ: «ВСЕГДА БЕЙ ПЕРВЫМ»

- Говорят, вы не только упрямый, но еще и страшный драчун. Это правда?

- Конечно! Я же на улице вырос среди дворовой шпаны, а там без этого было не выжить. К тому же я очень вспыльчивый, безумно раним к оскорблениям. Поэтому, особенно в детстве и юности, если кого-то из моих друзей трогали, сразу лез драться. Из-за этого в 16 лет получил сильнейший удар ножом... Жена моя первое время даже боялась со мной ездить в транспорте: не дай Бог ее толкнут. Я же набрасывался как фокстерьер, сколько бы их не было. Меня дедушка так учил: “Всегда бей первым. А если их много, бей и беги!”

- Невероятно это слышать из уст первого лирика и нежнейшего романтика от музыки…

- В наше время высшим пилотажем считалось – одновременно быть отличником и драчуном, писать стихи, музыку и петь девочкам серенады. Всеми этими «искусствами» мы владели сполна.

- Не было случая, когда вас могли посадить в тюрьму?

- Помню, в питерском ресторане один человек страшно обидел меня. Я тут же швырнул ему стакан в лицо, тот разбился, было море крови. Алиса Фрейндлих от ужаса, что у него вместе с кровью вытекают мозги, а меня сейчас посадят в тюрьму, упала в обморок...

- Ваш самый сумасшедший поступок в жизни.

- Мы поспорили на ящик шампанского с актером Анатолием Равиковичем, что я вместо него сыграю роль дедушки в спектакле ленинградского театра имени Ленсовета. Я вышел на сцену - без грима, сорокалетний “дед” в модном костюмчике, не зная ни текста, ни сюжета, понятия не имея, что вообще там надо делать. А до этого мы прилично выпили, поэтому я к тому же был не очень трезв...

Первым меня увидел радист Валера. По залу пронесся его истошный вопль и страшный грохот, потому что он упал. Вторым - актер Розанов, который сидел на сцене, читал газету и ждал появления Равиковича. Он оторвался от газеты, лицо пошло пятнами, глаза вылезли из орбит. “Только молчи, - прошептал, - не единого слова. Умоляю!” Тем временем я начал ходить по сцене, делать какие-то нелепые телодвижения. Когда я перепутал бабушкину спальню с внучкиной, зал стал «реагировать». Вдруг вижу: уже владею публикой. Слышу, как за сценой просто лежит от смеха Алиса Фрейндлих. Помреж Лена Майорова за кулисами в истерике. После первой сцены она, зная, какие кары ее в последствие ждут, взмолилась: “Только больше не пей! Еще четыре выхода!” Закончилось все тем, что, выйдя на прощальный поклон, я чуть не свалился в оркестровую яму. А зал посчитал это очередной необычной задумкой режиссера и аплодировал стоя. Короче, я победил. Шампанское в тот день лилось рекой.

ЖИЛ НЕПРАВИЛЬНО

- В 70-80-е годы один за другим выходили фильмы с вашей музыкой. Вы чувствовали себя богатым человеком?

- В советские времена у меня были огромные заработки. В среднем за месяц я получал по 5-6 тысяч рублей авторских, то есть сумму эквивалентную стоимости «Жигулей».

- На что тратили?

- Да ни на что! Пил, гулял, покупал вещи... В моей жизни только один раз было совсем плохо материально: когда в 1991-м Гайдар с Чубайсом обобрали меня как липку. В тот год, помню, если мой сын резал колбасу толще, чем лист бумаги, у меня сердце екало, потому, что завтра ее не на что было купить. Я бегал по каким-то радиопередачкам, брался за любую работу...

Сейчас композитор Гладков живет нормально. Но я в принципе не люблю деньги - они жгут руки. Знаете, почему русские так гуляют? Потому что у нас в крови: от «презренного металла» срочно нужно избавляться. Ведь, например, как кутили наши купцы! С цыганами, пьют всю ночь, все побьют, переломают... Я однажды приценился: сколько стоит перебить зеркала в ресторане. Мне сказали: “Вообще-то недорого. Только милиция придет, вас судить будут”. (Смеется.)

- Поэт Геннадий Шпаликов сказал о вашем поколении: “Мы все ушиблены Хемингуэем”, имея в виду, что все герои его романов только пьют и дерутся. Вас это коснулось?

- Признаюсь: я долго жил неправильно - буянил, скандалил. Понимаете, бурный композиторский успех, постоянные банкеты... Что живу, как свинья, я понял в 43 года. Тогда все разом навалилось: у меня умер отец, сгорела только что построенная дача вместе с любимым роялем, купленным у аккомпаниатора Ростроповича. Не перенеся этого, я впал в черное пьянство - пил с утра до ночи. И думал: все, пришел конец. Спас Василий Ливанов - он отвел меня к хорошему психиатру. Тот за неделю так капитально “прочистил мне мозги”, что 15 лет я не брал в рот даже пива. Стал читать книги умных людей, перечитал всю русскую классику, “серебряный век”. Потом русскую философию - Соловьева, Флоренского, Аксакова. Чуть позже - Библию. Сегодня без творчества, книг, друзей, хороших умных собеседников и семьи я своей жизни не представляю.

Геннадий Гладков. Фото из открытых источников
Геннадий Гладков. Фото из открытых источников

«НЕ ВЕРЮ, ЧТО Я ЭТО СОЧИНИЛ»

- Композиторы и музыканты, как правило, люди влюбчивые. К вам это относится?

- В принципе нет. Пожалуй, за всю мою жизнь серьезные чувства во мне просыпались дважды. В 16 лет мне очень нравилась девушка, мы дружили. Однажды в компании она «как-то странно» посмотрела на Ливанова. Я ревновал дико, переживал. Утром она пришла просить прощенья, но у меня за ночь внутри уже что-то сгорело. Второй раз – когда я встретил свою будущую жену Светлану. Не скажу, что это была испепеляющая страсть, скорее, упертая влюбленность. Я за ней ухаживал три года. Живем вместе страшно сказать сколько лет (более 60, - авт. ).

- Василий Борисович Ливанов рассказывал как много лет назад вы, возвращаясь под утро с большой холостой гулянки, решали вопрос: «жениться Гладкову или нет». И вдруг возле ресторана “Астория” увидели жуткую драку: четверо здоровенных лбов били одного. Решили «несправедливо», вмешались, те лбы сбежали…

- А того парня звали - Юлик Семенов… Да, вскоре после этого я и женился.

С семьей. Фото из открытых источников
С семьей. Фото из открытых источников

- Геннадий Гладков - азартный человек? Бега, карты, казино.

- Нет! Пробовал, но сразу понял, что хочу принадлежать только самому себе. Я хочу все время быть в рабочем состоянии. Ведь годы идут.

- Может, тогда - авантюрист?

- Я авантюрист - в творчестве. Например, мой любимый писатель Гофман никогда не был в Италии, но так ее описывал, как будто прожил там всю жизнь. Вот и я тоже обычно сижу у своего окна и фантазирую. Я же сочиняю с пяти лет. Если мне не нравилась какая-то советская музыка, а нравились слова, я всегда ее «подправлял».

- У каждого композитора свой секрет создания музыки. Как пишите вы?

- Обычно я тихо сижу дома и работаю. Главное - поймать волну, которая идет не от меня. То есть я как приемник, если я поймаю эту волну, возникнет что-то интересное. Вот и все. А изобретать можно что угодно, хоть велосипед. Можно научиться переставлять ноты, но это уже будет не искусство. Здесь такая же разница как между обоями и высокохудожественной картиной. Музыка пишется либо сразу, либо никогда! Она приходит свыше.

РАЗЫГРАЛИ МАРКА МИНКОВА

- У вас есть любимая песня собственного сочинения?

- Самая-самая - из “Собаки на сене”: “Настанет день и час, любовь к тебе придет...”, которую поет Миша Боярский. Люблю “Давайте негромко, давайте в полголоса...” из “Обыкновенного чуда”. Когда я их слушаю, порой кажется, что они и не мои вовсе. Вот сейчас вспомнил, как однажды в зале Чайковского симфонический оркестр играл мою сюиту из балета «12 стульев», и во время исполнения номера "Мадам Грицацуева", народ смеялся. Согласитесь, редко бывает, чтобы на балетную музыку так реагировали. Значит, мне удалось передать юмор. Было приятно. Но больше всего я люблю слушать чужую музыку, если хорошая - аж мороз по коже...

- Говорят, вы хохмач и мастер розыгрыша. Разыгрываете друзей?

- Обязательно. Но у меня есть такая особенность – разыграю, и все эти случаи сразу же забываю. Когда собираемся втроем - с Ливановым и Энтиным, вообще гвалт стоит. Иногда жена спрашивает: “Над чем вы вчера смеялись до упаду?” А я уже не помню.

Пожалуй, хорошо запомнился один розыгрыш, потому что все происходило как раз в этой комнате. Композитор Марк Минков, автор песни “Наша служба и опасна и трудна”, давно ставшей гимном МВД, попросил помочь ему прорваться на “Мосфильм”, где я уже работал. Решили познакомить его с музыкальным редактором Минной Бланк. Накрыли стол, пригласили Минну Яковлевну, пришел Юра Энтин. А Марк чуть опаздывал. Ну и решили его разыграть. Спрятали ее в шкаф. Является Минков. Я говорю: “А может, не надо тебе с ней связываться? Капризная дама, всех авторов заставляет по нескольку раз переделывать музыку». Короче, провоцирую его на негативную реакцию. И разговор пошел таким образом, что еще секунда, и он сказал бы о ней та-кое... Энтин, видя это, с криком кинулся к шкафу и вытащил оттуда бедную Минну Яковлевну. Иначе не представляю, что было бы.

- Сейчас для кино пишите?

- Нет. Пока меня нет никакого желания связываться с современным кино. По разным причинам. В том числе потому, что оно не очень мне нравится. На экране сплошные кровь и насилие, герои озлобленны. Не хочу, чтобы все это было под мою музыку и счастлив, что я в этом больше не участвую.

- Геннадий Игоревич, как будете отмечать день рожденья?

- Конечно, раньше мы собирались в шумной компании друзей. Хохмили, музицировали. У нас даже было традиционное любимое блюдо - жареная колбаса с лимоном и луком. Пили “бургундское” вино собственного приготовления. Рецепт такой: смешиваются пшено, дрожжи и сушеная черника из аптеки. Получалось «красненькое», причем, довольно крепкое, потому что всю эту бурду мы выпивали сразу, и бродила она уже в наших желудках... Сейчас все праздники я отмечаю только дома или на даче, с семьей. Лучший подарок для меня – это, прежде всего, здоровье, тишина, прогулки на свежем воздухе, и, конечно же, возможность полностью сосредоточиться на работе.

Геннадий Гладков и его киномузыка. Фото из открытых источников
Геннадий Гладков и его киномузыка. Фото из открытых источников