«Уезжая из Даржилинга весенним свежим утром, когда розовые тучки окутывали горы, могла ли я предвидеть, какие необычайные последствия будет иметь эта поездка? Предвкушала только краткую прогулку и интересное интервью. На самом деле для меня начались странствия, и мне суждено было остаться в Азии более чем на десять лет». (А. Дэвид-Нил. «Мистики и маги Тибета»)
Александра Дэвид-Нил (1868-1969) – автор нескольких популярных книг по эзотерике, самая известная из которых – «Мистики и маги Тибета» (1931). В ней описано множество удивительных феноменов, связанных с магическими и духовными практиками тибетцев.
Поворот судьбы
Но начать следует, пожалуй, с личности этой удивительной женщины. Александра родилась в Париже, под знаком Скорпиона. Под этим знаком рождаются люди с непростым характером и судьбой. Наша героиня не оказалась исключением.
У девочки рано проявились музыкальные способности. Став взрослой, она быстро прославилась как певица и блистала на сцене Парижской оперы. Потом удачно вышла замуж. Но в 43 года жизнь Дэвид-Нил круто изменилась: у нее обнаружили рак горла. Врачи объявили смертный приговор.
В надежде обрести если не физическое, то хотя бы духовное исцеление, женщина решила посвятить себя буддизму. Оставив семью, сцену и друзей, она отправилась в мистическое путешествие по Востоку. Александру сопровождал тибетский мальчик Ионгден, впоследствии ставший ее приемным сыном.
Чтобы избежать опасностей путешествия и беспрепятственно передвигаться по стране, обоим пришлось переодеться налхор-па – нищими странниками-пилигримами. Но все-таки это не гарантировало защиты от бродячих разбойников и полиции. К тому же, британское правительство объявило розыск Дэвид-Нил, стремясь выслать ее из Тибета.
Ей удалось пешком, с котомкой за плечами, преодолеть полный лишений путь в Лхасу, где она, первая из всех западных женщин, удостоилась приема у Далай-Ламы.
В монастырском университете Ташилумпо близ города Шигадзе Александра изучала тибетскую культуру и язык. Ее наставником стал настоятель монастыря Панчен-Лама. По окончании обучения Дэвид-Нил получила тибетский эквивалент степени доктора философии в изучении буддизма. Кроме того, ее наградили почетным одеянием ламы, что было большой редкостью для представителя Запада, тем более для женщины.
Тумо
Но вернемся к книге «Мистики и маги Тибета», которую Александра написала по возвращении. Так, в главе «Как согреваться без огня среди снегов» автор рассказывает о тумо – особом виде дыхания, практикуя который можно генерировать внутреннее тепло и не замерзать даже при очень низких температурах. При помощи этой практики монахи могут сидеть на заснеженных вершинах в одной лишь легкой одежде из хлопка, растапливать лед и превращать ледяную воду в пар, таким образом высушивая мокрые одеяла. Снег вокруг них тает на глазах… Некоторые особо продвинутые отшельники даже отказываются от одежды и всю жизнь проводят в горах совершенно обнаженными.
Самой Дэвид-Нил тоже удалось овладеть тумо с помощью своего учителя-ламы. «Он просто приказал мне отправиться в одно пустынное место, искупаться там в ледяном потоке, а потом, не вытираясь и не одеваясь, провести, не двигаясь, в таком виде всю ночь в медитации. Было начало зимы, высота местности достигала 3000 метров. Я преисполнилась невероятной гордости, так как не схватила даже насморка».
Лунг-гом-па
Еще один любопытный феномен, описанный Дэвид-Нил - лунг-гом (хождение в трансе). Обладатели этого умения способны совершать многодневные пешие переходы, не останавливаясь для приема пищи и воды. При этом со стороны кажется, что они как бы летят над землей. Дэвид-Нил пишет, что мастера лунг-гом-па отождествляют себя с воздухом и приобретают все качества этой стихии.
«Моя первая встреча с “лунг-гом-па” произошла в пустыне трав на севере Тибета. На склоне дня мы медленно ехали по обширному плато. Наши лошади шли шагом. Вдруг далеко впереди, немного левее тропы, я заметила крошечное черное пятнышко, при рассмотрении в бинокль оказавшееся человеком. Меня это очень удивило: в этом крае трудно кого-либо встретить. За десять дней мы не видели никого. Кроме того, одинокие пешеходы никогда не отваживаются странствовать по необъятным тибетским пустыням. Что это за человек? Один из слуг высказал предположение - путник, должно быть, отстал от купеческого каравана, спасаясь от напавших на него разбойников, и теперь заблудился в пустыне. Это было правдоподобно. Если дело действительно обстояло так, мы захватим беглеца с собой и довезем его по пути до стойбища пастухов или куда он попросит. Продолжая смотреть в бинокль, я заметила, что человек передвигается удивительно быстро и какой-то очень странной поступью. Хотя вначале мои слуги могли различить только двигающуюся в траве черную точку, очень быстро они тоже увидели, с какой необычайной скоростью эта точка перемещалась. Я передала им бинокль. Один из них, посмотрев в него в течение нескольких минут, пробормотал: “По-видимому, это лама лунг-гом-па”.
Слово “лунг-гом-па” сразу пробудило во мне любопытство. До сих пор мне еще никогда не удавалось видеть настоящего “лунг-гом-па”, совершающего один из невероятных переходов, о которых столько рассказывают в Тибете. Неужели мне так повезло?
Человек приближался, и становилось все заметнее, как быстро он шел. Что мне следует предпринять, если это действительно “лунг-гом-па”? Мне хотелось рассмотреть его поближе, поговорить с ним, расспросить и даже сфотографировать... Желаний у меня было много. Но стоило мне только об этом заикнуться, как слуга, первый узнавший в путнике “лунг-гом-па”, воскликнул:
- Почтенная госпожа, вы не остановите ламу и не заговорите с ним! Ведь он умер бы от этого. Этим ламам нельзя прерывать медитацию во время ходьбы. Если лама перестанет повторять магические формулы, вселившееся в него божество ускользает и, выходя раньше положенного срока, так сильно сотрясает тело ламы, что убивает его.
Предостережением, выраженным в подобной форме, пренебрегать не следовало, хотя по содержанию оно и казалось абсурдным. Из того, что мне было известно о явлении “лунг-гом”, я могла предположить, что этот человек шел в состоянии транса. Значит, вполне вероятно, что если внезапно и насильственно вывести его из этого состояния, он, хотя и не умрет, но испытает мучительный нервный шок».
Тульпа
В своей книге Дэвид-Нил пишет, что тибетские маги способны создавать тульпа - нематериальных двойников. Вот один из эпизодов, засвидетельствованных ею лично:
«В то время мой лагерь был разбит недалеко от Пунаритед в Кхаме. Однажды днем я разговаривала с поваром в хижине, служившей нам кухней. Юноша попросил выдать ему провизию. Я сказала: “Идем ко мне в палатку, там ты возьмешь из ящика все, что тебе нужно”. Мы вышли. Подходя к палатке, полы которой были откинуты, мы оба вдруг увидели сидевшего за моим столом на складном стуле главного ламу рите. Мы не удивились - этот лама навещал меня довольно часто. Повар тотчас же сказал: “К вам пришел “римпотше”. Мне нужно вернуться приготовить для него чай, провизию я возьму потом. - Хорошо, приготовь поскорее чай, - ответила я. Слуга ушел, а я поспешила к палатке. За несколько шагов до нее мне показалось, будто перед палаткой клубится и медленно от нее удаляется пелена прозрачного тумана. Лама исчез. Очень скоро вернулся слуга с чаем. Не застав ламу, он очень удивился. Не желая пугать его, я объяснила – “римпотше” нужно было только сказать мне два слова. Он занят и не мог остаться дольше. - Я не преминула рассказать об этом происшествии самому ламе, но он только ехидно захихикал и не захотел ничего мне объяснить».
Помимо собственных двойников, овладевшие тибетскими духовными практиками способны творить и другие сущности.
«Как-то днем, - вспоминает Александра, - меня посетил один тибетский художник, с увлечением писавший ужасных тибетских богов и усердно им поклонявшийся. За художником я разглядела немного туманный силуэт по одного из его фантастических персонажей, так часто фигурирующих на его полотнах.
Я была так поражена, что невольно сделала резкое движение, и художник направился ко мне, без сомнения, с намерением спросить, что со мной случилось. Я отметила, что призрак за ним не последовал. Быстро отстранив моего гостя, вытянула руку и сделала несколько шагов к призраку. Я ощутила прикосновение к чему-то неплотному, уступающему нажатию. Призрак рассеялся.
В ответ на мои вопросы художник признался, что он уже несколько недель вызывал виденное мной существо, а в тот день долго работал над изображавшей его картиной. Словом, все его мысли были сосредоточены на божестве, которое он мечтал изобразить. Сам тибетец призрака не видел».
«Подлинный аромат Тибета»
Александра Дэвид-Нил провела в Тибете около 12 лет. Тибетские ламы научили ее тантрическим обрядам, а кроме того, ей удалось развить в себе магический дар. К примеру, после того как умер ее приемный сын Ионгден, она научилась входить с ним в контакт, произнося заклинание, после которого на ее ладони появлялся… цветок лотоса.
Дэвид-Нил не только была причислена к высшей касте тибетских мистиков-красношапочников, но и возведена на Западе в ранг ученых с мировым именем. Ее наградили Золотой медалью Королевского общества Бельгии, званием командора Почетного легиона.
К необычным явлениям, с которыми ей доводилось сталкиваться, Александра относилась с точки зрения исследователя. «К изучению явлений психики, - писала она, - нужно подходить так же, как и к любой другой науке. Возможные в этой области открытия не содержат ничего сверхъестественного, ничего такого, что могло бы оправдать суеверия и распространяемые некоторыми безответственными людьми бредни. Напротив, цель таких исследований – выявить механизм так называемых чудес, а объясненное чудо – уже не чудо!»
А как же смертельная болезнь? Она бесследно прошла! Дэвид-Нил прожила долгую жизнь – почти 101 год, в полном здравии и рассудке. Последние годы она провела в своем имении на юге Франции, которое назвала Самтен-Дзонг – «Обитель размышлений». Согласно завещанию, прах этой удивительной женщины был развеян над священной рекой Ганг.
По словам Четырнадцатого Далай-Ламы, Александра Дэвид-Нил была «первым человеком, который представил Западу настоящий Тибет» и «передал подлинный аромат Тибета таким, каким он его ощутил».
Из книги Ирины Шлионской
"50 Великих книг, содержащих послания человечеству. Мифы и реальность"
Публикуется с разрешения автора