Каждый из нас является свидетелем истории своего временного отрезка, в который ему пришлось жить. Я всегда с собой ассоциировал Советский Союз, и только сейчас понял, что в СССР я прожил неполных 23 года. В январе 1992 года мне было 22 с половиной года. Вот уже 31 год я живу в осколке распавшейся империи под название «Россия». Это другая жизнь, где тоже много хорошего и много плохого.
Я очень люблю советский период своей жизни, часто вспоминаю про него, хотя возвращаться в социализм, где плохие дороги, бесчувственные чиновники, низкий уровень сервиса и вечный дефицит на все и вся, не хочу. Я слишком долго выстраивал свою жизнь так, как мне хотелось бы ее выстроить (почти получилось), и возвращаться в прошлое уже не хочется. Идеализировать сегодняшнюю жизнь (тем более в свете последних событий), у меня тоже никакого желания нет.
А вот хорошие моменты из того времени вспоминать люблю. Долго пытался понять почему, потом дошло. В Советском Союзе остались мои студенческие годы, офигительтно-доброжелательная атмосфера во всех компаниях, в которых я был, первый выезд на футбол, первая дискотека, первая пьянка, первая любовь и первое неудачное признание в любви. В Союзе остался мой родной поселок, друзья, многим из которых уже нельзя написать, дозвониться и даже достучаться, соседи, земляки, что были ближе родных. Первая драка, первая заработанная зарплата, первый магнитофон и масса самых невероятных историй и приключений. Там остался ефремовский рынок, где можно было все купить, и чтобы попасть на который, нужно было вставать часа в 3 ночи, чтобы успеть на проходящий пятичасовой поезд.
Классики марксизма-ленинизма, история партия с трудами Ленина (вот эту фигню нужно было не только выучить наизусть, написать реферат на эти темы, но еще пытаться понять) тоже остались в той стране вместе с пятеркой по политэкономии. А еще там были поездки к бабушке в деревню на север Вологодской области всей семьей на «Москвиче», отдых на южных курортах (сейчас тоже периодически бываю на курортах, но там уже другая атмосфера – она не хуже и не лучше, она – другая), и много еще всего, что нельзя потрогать, нельзя понять, но можно вспомнить.
Как, например, не вспомнить «Волги Газ-24» такси с шашечками, которое ты хватаешь вечером в пятницу на автовокзале в Новомосковске, едва приехав с Михайлова, где учишься в техникуме, и мчишь за 2 рубля на вокзал в Узловую, чтобы успеть на ефремовский пригородный поезд (а стипендия всего 15 р.). Как там сейчас поется: «Ветер в голове, а ты такой счастливый!» Выходишь ровно в девять часов вечера с этого поезда в своей столице пыли и камней и не можешь надышаться воздухом родины – воздухом свободы, потому что сейчас домой вещи закинешь и весь вечер до утра твой. Я еще не знаю, в какую деревню мы отправимся сегодня, но уже, пока стучит поезд на стыках рельс, весь в предвкушении счастья.
Мне сейчас все равно хорош был или плох тот коммунистический строй, я не хочу его вспоминать и не хочу его повторения. У меня там остались лучшие в мире друзья, лучшие в мире девчонки и лучшие в мире родители, Высоцкий, Цой, «Кавказская пленница», сельский клуб. А вожди? Я их помню, конечно, но вспоминать не хочу.
Мой первый магнитофон «Соната-216» (из цикла «Вспоминая СССР»)
Как мы купили новый «Москвич» в 1978 году
Мой канал. Есть желание, подписывайтесь.