Середина февраля не всегда была связана со цветами, шоколадом и любовными записками, как мы себе это представляем.
Днём влюбленных 14 февраля учредил Папа Римский на рубеже 6 века, имея одну цель – подменить настоящее предназначение праздника, пользующегося популярностью в античном обществе. Разберемся, какие на самом деле корни у празднества и при чем тут Валентин.
А пошло всё с римлян. Древние жители Апеннинского полуострова очень любили празднества, активно приправляя их особыми зрелищами, для современного человека с современной моралью, возможно, показавшимися бы дикими, но тогда воспринимавшиеся абсолютно нормально.
До прихода Христианства в Древнем Риме одним из любимейших был праздник «луперкалии», проводившийся в период 13-15 февраля (по юлианскому календарю).
Празднество проводилось в честь Бога Луперка, который у римлян отвечал за плодородие и размножение домашнего скота, а также защищал коз и овец от нападения волков.
Праздничные обряды проходили в Луперкальской пещере, где, по преданию, знаменитая волчица и выкармливала Ромула и Рема. С Ромулом и связана история возникновения ритуалов, которые римляне так чтили.
Согласно легенде, переданной Овидием, во времена первого царя Рима Ромула женщины страдали от длительного бесплодия. Отчаявшись, они пошли процессией к лесу богини Юноны у подножия Эсквилинского холма и простирались ниц в знак мольбы.
Через ветви дерева богиня ответила, что в женщин, должно быть, проник злой дух. Оракул истолковал это как необходимость принести в жертву животное, разрезать его кожу на полоски и хлестать ими женщин по спине.
Говорят, что после этой «операции» и десяти лунных месяцев женщины начали рожать. В память об этой легенде среди молодых патрициев (римских дворян) появился обычай приносить в жертву коз и собак.
Они мазали свои руки жиром, красили себя кровью принесенных в жертву козлов через шерстяную ткань, смоченную в молоке, которым был очищен жертвенный нож, и мазали лицо грязью.
Эта легенда вскоре стала основой для государственного праздника – «луперкалий». Каждый год в третий день после февральских ид (что приходилось как раз на 15 февраля) жрецы и группа молодых аристократов приходили к легендарной пещере, ведя с собой козлов и собак.
Жрецы убивали животных, наносили их кровь на лоб юношам и те должны были громко смеяться, как бы отпугивая демонов. После чего парни раздевались и облачались в шкуры животных.
Далее события принимали воистину романтический характер. Обмазанные кровью, одетые в шкуры животных юноши бегали по Риму с ветками и стегали ими всех женщин на пути.
Женщины, к слову, охотно принимали удары. Считалось, что это стимулирует зачатие и облегчает процесс родов. И эта вакханалия продолжалась целый день.
По некоторым версиям, во время церемонии мальчики, называемые фавнами, и девочки, называемые нимфами, писали и вкладывали свои имена в урну.
Один из молодых людей доставал имена из урны и определял пары, которые будут вместе в течение периода времени, который мог достигать года.
Посвященные ходили вокруг Палатинского холма и били ветками землю, чтобы гарантировать ее плодородие и женское чрево.
Луперкалии были последними языческими праздниками, которые были отменены папой Геласием I, вероятно, в 496 году н.э. Он понимал, что просто так он не смог бы запретить такой праздник, поэтому заменил их празднованием Дня святого Валентина 14 февраля.
Святой Валентин оказался самым подходящим вариантом для оглавления этого дня. На самом деле есть как минимум две разные истории о его смерти.
В первом говорится, что он был бы казнен за то, что обратил в христианство сына префекта Рима, но такая концовка не устраивала Папу.
Второй, интересующий нас, заключается в том, что он тайно женил римского солдата-язычника и христианку, что противоречило указу императора Клавдия, запрещавшему брак юношам призывного возраста.
В то время союз между язычниками и христианами был запрещен и возмутил Римскую империю. За это священник был схвачен и казнен. Более романтическую историю на замену луперкалиям Церковь не нашла.
Очевидно, что День Святого Валентина был нужен исключительно как замена популярного праздника, а также для приучения привыкших к языческим обрядам людей к менее жестоким празднествам.
Тем не менее сам Папа Римский в 1969 году убрал этот праздник из числа церковных, а самого Валентина из списка святых, так как о нём не сохранилось данных. А всё потому, что этот праздник просто перестал быть нужным.