Найти в Дзене
Училкины заметки

Почему любовь невозможна без истории или немного об одной из моих любимых картин

С некоторых пор 14 февраля ассоциируется у меня именно с этой картиной. "Влюбленные". Вроде как по теме, правда? Но, таки, что-то с влюбленными на картине явно не то и не так. Казалось бы, объект твоих воздыханий так близок, что ближе не бывает. Люди вместе и, вероятно, даже счастливы. Но упиваться обществом друг друга им предстоит еще недолго: ровно до тех пор, пока не спадут простыни и не станет видно то, что лицом к лицу не увидать. Вот тогда то и наступает час Х и в силу вступают всякие россказни про то, что любовь живет три года... Да нет же. Просто со временем простыни начинают спадать и человек погружается в нутро/историю другого человека вне гормонального буйства. На мой взгляд, отношения человека со своей Родиной выстраиваются по той же схеме. Невозможно любить страну, довольствуясь лишь её прилизанным экстерьером. Возможно на какое-то время им очароваться, но невозможно по-настоящему любить свою страну, не вникая в её глубины, историю, то есть в саму её суть. Чем дольше я и
Рене Магритт "Влюбленные"
Рене Магритт "Влюбленные"

С некоторых пор 14 февраля ассоциируется у меня именно с этой картиной. "Влюбленные". Вроде как по теме, правда? Но, таки, что-то с влюбленными на картине явно не то и не так.

Казалось бы, объект твоих воздыханий так близок, что ближе не бывает. Люди вместе и, вероятно, даже счастливы. Но упиваться обществом друг друга им предстоит еще недолго: ровно до тех пор, пока не спадут простыни и не станет видно то, что лицом к лицу не увидать.

Вот тогда то и наступает час Х и в силу вступают всякие россказни про то, что любовь живет три года... Да нет же. Просто со временем простыни начинают спадать и человек погружается в нутро/историю другого человека вне гормонального буйства.

На мой взгляд, отношения человека со своей Родиной выстраиваются по той же схеме. Невозможно любить страну, довольствуясь лишь её прилизанным экстерьером. Возможно на какое-то время им очароваться, но невозможно по-настоящему любить свою страну, не вникая в её глубины, историю, то есть в саму её суть.

Чем дольше я изучаю историю и сравниваю нашу историю и прошлым сытых капиталистических стран - тем больше убеждаюсь в том, что мне не нужна сытость в той стране, чьи руки исторически по локти в крови, а ноги - по колено в говне. Не то что руки/ноги государства, но даже самой церкви (католической, уж извините).

Увы, но это прошлое никуда не девается. Оно так и остается существовать за прилизанным и роскошным экстерьером. А вся суть человека и страны лишь в том - что скрывается за фасадом. Как ни пытайся заткнуть щели неудобного прошло - но из них так и сквозит реальным положением дел.

Я не хочу обидеть людей или государства с неудобным прошлым.

Как-то после службы в день памяти Марии Египетской один замечательный батюшка сказал проникновенную фразу: мы все умеем грешить, как грешила Мария. Но кто умеет так каяться, как умела каяться она?

На всякий пожарный оговорюсь, что с юных лет Мария вела жизнь весьма развратную, даже по современным меркам. До поры, до времени, конечно.

Я знаю, кто умеет так каяться. Наш народ. Он даже святую Марию Египетскую переплюнул в этом самобичевании. И это тоже говорит о многом. То, в чем каемся мы - мизерная доля в сравнении с историческими изуверствами западных государств. Ну чтоб на Западе столько фильмов снимали про инквизицию или крестовые походы, как мы про 37-ой год... Они и думать об этом забыли, всячески стараясь создать из говна конфетку. Они и думать забыли каяться в своем страшном историческом прошлом. И это напускное забвение тоже о многом говорит...

Человек на Западе, и уж тем более иммигрант, любит свою страну примерно также, как любят друг друга герои картины Магритта. Эти люди предпочитают не снимать простыней и не смотреть правде в глаза. Так проще. Так легче. Но любовь ли это? Пожалуй, если только вопреки... ну или по расчету. Возможно, для кого-то - это весьма приемлемая форма существования. Дело сугубо личное и, видит Бог, судить таких людей я не берусь.

Я могу ответить лишь за себя лично. И только. Я люблю свою страну. И с возрастом люблю её всё сильнее. Я точно вижу, что её душа - это картины Левитана и Венецианова. Я прощаю свою страну за её ошибки - ведь разве можно не простить того, кто искренне кается. Я знаю, что у моей Родины хватит силы и смелости признать свою неправоту, и точно знаю, что за сброшенной простыней я никогда не обнаружу красивый и прилизанный экстерьер Дориана Грея.

Исаак Левитан "Над вечным покоем"
Исаак Левитан "Над вечным покоем"