11 февраля труппа Мариинского театра порадовала зрителей балетом «Кармен-сюита» и дивертисментом, куда вошли не только фрагменты классических балетов, но и современные номера.
«Кармен-сюита»
Дебют Ренаты Шакировой в партии Кармен состоялся в 2021 году, фрагменты с премьеры можно легко отыскать в сети. Одно можно сказать точно: это одна из тех партий, которая идеально подходят Ренате не только задачами, но и хореографией. Несмотря на то, что артистка хорошо справляется с классическими партиями, ей ближе другая пластика, свойственная в том числе Кармен. Да и внешность Ренаты Шакировой сыграла не последнюю роль в формировании образа. Словом, перед такой гремучей смесью и цепкими обольстительными взглядами сложно устоять.
Кармен Ренаты Шакировой стала раскованнее, из мимики ушла излишняя напряженность, нет мелких суетливых движений, подчеркнуты все музыкальные акценты, что особенно приятно. Кармен-Шакирова честна в своих проявлениях, но в то же время образ создан без тени вульгарности, кое-где даже сквозит благородство. Захотелось пересмотреть видеозаписи «Кармен» с Майей Плисецкой – совсем иное впечатление. Изменилось время, изменилась эстетика танца: сегодня всё должно быть выше, точнее, сильнее, при этом эмоционально выразительно, как у Плисецкой, что само по себе недостижимо. К счастью, и в нашем поколении есть артисты, способные сочетать и то, и другое.
Кармен в XXI веке молода, полна сил и может позволить себе говорить танцем «громче», что, кстати, Рената Шакирова смогла сделать без ущерба для внутреннего наполнения. «Кармен-сюита» определенно состоялась, хороши были Руслан Стенюшкин и Андрей Ермаков, но остались вопросы к тореро, как однажды после «Дон Кихота» неприятный осадок оставил Эспада. И даже как-то неудобно упоминать об этом, поскольку Евгений Иванченко - заслуженный артист России, а в сети полно видеозаписей его танца на пике возможностей. Но в тореро не было точности и силы, которых невольно ожидаешь.
Adagio из балета «Лебединое озеро»: Анастасия Плотникова, Антон Осетров
Насколько стало известно, это было первое выступление молодых артистов кордебалета в белом адажио. Антон Осетров – выпускник АРБ-2021, танцевал сольную партию в «Коппелии» на выпускном спектакле. Анастасия Плотникова – обладательница самой что ни на есть балетной фигуры, начиная от аккуратных ног и завершая спокойной внешностью. Именно спокойной: едва ли мы можем представить Анастасию в образах Кармен или Китри. Зато вполне гармонично она смотрелась в образе Одетты.
Были попытки вывести наружу душевные перипетии белого лебедя, но все-таки иногда они подменялись волнением совсем не по причине свидания с Зигфридом. Да и Зигфриду Осетрову не всегда хватает надежности. Одетта несколько раз сходила с ноги и возвращалась обратно, что не прошло бесследно для образа обоих. Но от этого было никуда не деться: выход в шедевре классической хореографии, и надо сказать, довольно чистый и старательный за исключением некоторых моментов. Но вот лебединые руки – дело непростое. Казалось, что лебединая линия рук Анастасии вот-вот завершится на кончиках пальцев, но она то и дело обрывалась. Но это поправимо, а в целом Анастасия Плотникова может стать прекрасным лебедем.
Кто знает, возможно, это была проба пера артистки перед большой премьерой (вспоминается заход Марии Ильюшкиной на «Жизель»).
Pas de deux из балета «Талисман»: Анастасия Нуйкина
Анастасия Нуйкина с первых шагов захватила пространство, была лучезарна, сразу видно – солистка, и всегда ею была. Умение подавать себя на сцене иногда решает очень многое в балете, а у Анастасии с этим всё в порядке. Она не скрывает своенравности и даже в хорошем смысле сценической наглости.
И всё бы ничего, но показалось, что артистка немного вышла из формы. Все-таки интересно, куда деваются хрупкие выпускницы и когда начинаются взрослые артистки. Некоторые движения в исполнении Нуйкиной выглядели намного тяжелее, чем это было даже два года назад. С другой стороны, кому когда это мешало? Если артист отлично владеет собой, в балете найдется партия для любой фактуры (почти).
БАЛЕТ 101: Владимир Шкляров
Весьма любопытный номер продолжительностью около семи минут, раскрывающий 101 позицию классического танца. В центре сцены обозначены границы рабочего пространства танцовщика – квадрат. Интересно, что номер исполняется почти без музыкального сопровождения, но присутствует сопровождение голосовое: на английском языке произносятся числа от 1 до 101, обозначающие номера поз классического танца, которые должен изобразить танцовщик.
Владимир Шкляров появился на сцене, выбежав из-за кулис в репетиционной одежде (белая футболка, черные шорты, без трико). Артист поприветствовал зрителя первым, помахав рукой, и публика охотно ответила ему теплыми аплодисментами. Танцовщик здесь предстает чем-то вроде глины в руках мастера: голосу, доносящемуся сверху, нельзя не повиноваться. Иногда в этом образе даже просматривается несмышлёный ученик, который изо всех сил старается угодить учителю.
Задача главного героя – быстро выполнять озвученные в полной тишине голосовые указания. Разумеется, в классическом танце не 101 поза ног и рук, поэтому после шести позиций последовали все возможные и невозможные варианты постановки корпуса и рук, в том числе присущие женской пластике. Основная сложность в том, что голос «диктует» задания всё быстрее, а исполнитель должен успеть выполнить каждое максимально верно. Вскоре это становится невозможно, поэтому очень логично выглядел отдых танцовщика в позе загнанного виллисами Альберта. Ученик на пару секунд притворился спящим, чтобы его оставили в покое. Но голос не терпит простоя и заставляет двигаться дальше. Когда танцовщик перебрал все возможные варианты, он обратился к финальным позировкам мужских вариаций, которые смотрелись в непрерывном исполнении очень забавно.
В конце появляется заметный ритм и музыкальное сопровождение, которые усложняют задачи танцовщика. Теперь это уже небольшие комбинации, которые исполняются в быстром темпе, что еще больше утомляет. В конце концов изможденный танцовщик не выдерживает давления классического танца, и от нечеловеческих усилий его тело в прямом смысле разлетается на части.
Такая ирония в отношении классического танца стала глотком свежего воздуха в череде строгих па-де-де и вариаций, где под пристальным вниманием - каждое движение давно знакомой всем хореографии. Владимир Шкляров своим выступлением в «Балете 101» показал, как важно иногда сбросить груз классики и уметь посмеяться над собой вместе со зрителем.
Pas de deux из балета «Дон Кихот»: Мария Хорева, Евгений Коновалов
Совсем недавно Мария Хорева вернулась на сцену спустя восемь месяцев перерыва. Последняя большая премьера артистки состоялась в конце апреля 2022 года в партии Ширин. Тем интереснее наблюдать за возвращением: это был третий выход на сцену после травмы. Пока Хорева не танцует полнометражные спектакли, а возвращается острожными шагами, например, в знакомом па-де-де из «Дон Кихота».
Конечно, волнение просвечивало на лице артистки на протяжении всего па-де-де, что вполне объяснимо. Если во время взаимодействия с Евгением Коноваловым еще удавалось сохранять образ и дарить красноречивые взгляды, то наедине с собой побеждала тревожность. Сложилось впечатление, что Мария прислушивалась к себе и проверяла пространство на наличие угроз. Похоже, вместе с Хоревой тревожился весь зал: один раз ей даже поаплодировали даже в середине адажио, когда момент особо этого не требовал.
В первой части фуэте Мария Хорева чередовала двойные и одинарные туры, а завершила в V позицию на пальцах. В техническом плане в адажио и вариациях все было исполнено, как раньше, поблажек не наблюдалось. В ближайшее время артистка снова выступит в дивертисменте 18 февраля – пока без больших балетов.