В конце 70-х годов Российский флот пополнился четырьмя крейсерами, построенными в США. Три были переоборудованными коммерческими пароходами, а один был построен с нуля. Это был клипер «Забияка».
С 28 мая по 5 августа 1879 год крейсер «Забияка» перешел из Филадельфии в Кронштадт. После прибытия в Кронштадт первым заданием для крейсера стало сопровождение наследника цесаревича с миссией в Стокгольм и Копенгаген.
2 мая 1880 года клипер был зачислен в состав 1-го отряда судов эскадры Тихого океана под флагом контр-адмирала барона О. Р. Штакельберга. 1 июня 1880 года клипер (под командованием капитан-лейтенанта Л. Н. Ломена) ушёл из Кронштадта через Суэцкий канал на Тихий океан для присоединения к эскадре вице-адмирала С. С. Лесовского. 8 августа крейсер был в Нагасаки, преодолев 12 090 миль за 81 день со средней скоростью в 11,4 узла. Часть пути он прошел вместе с крейсером «Африка».
Первым поручением корабля на Дальнем Востоке стала доставка посла России в Японии К. В. Струве из Нагасаки в Йокогаму 30 августа. С 31 августа клипер определен стационером в Чифу. Корабль включили во второй отряд эскадры (крейсер «Азия», фрегат «Князь Пожарский», клипера «Крейсер», «Разбойник», «Абрек», «Забияка») контр-адмирала А. Б. Асланбегова во Владивостоке.
Первое пребывание на Тихом океане было недолгим. 22 марта 1881 года клипер ушел на чистку днища в Гонконг, а 17 мая отправился на Балтику. В Средиземном море его задержали срочные дела, связанные с очередным восточным кризисом. С июня он стоял стационером в Пирее, в ноябре отлучался доковаться на Мальту. В мае 1882 года крейсер посетил Венецию, Триест и Неаполь, но был отозван в Египет, где Великобритания мутила свои очередные интриги. 10 июня клипер присоединился в Александрии к крейсеру «Азия» для охраны Суэцкого канала и защиты русских подданных от британских пушек и массовой резни европейцев арабами. Резня оказалась английской пропагандой, а вот британские пушки, палящие по Александрии-вполне реальными.
24 июля крейсер отправился в Аден, забрать команду и пассажиров парохода Добровольного флота «Москва», который потерпел крушение у мыса Рас-Гафун. 13 августа «Забияка» зашел в Порт-Саид, где находился до подавления восстания, в ноябре-декабре он совершил поход в Александрию, затем в Пирей, Бриндизи и обратно в Пирей.
В январе 1883 года клипер принял участие в гонках для кораблей средиземноморской эскадры, организованных контр-адмиралом П. А. Чебышёвым на мерной миле у острова Фальконеро. Победил «Забияка» с 12,3 узла, «Джигит» с 11,32 узла занял второе место, третье досталось флагману, крейсеру «Африка» с его 11,3 узла.
Клипер по-прежнему был стационером в Пирее, отлучаясь для походов в ближайшие порты. 29 марта крейсер направился в Кронштадт. По дороге в Гибралтаре ему заменили железные дымогарные трубки, из-за которых текли котлы. В Кронштадт «Забияка» вернулся 22 мая 1883 года, пройдя за три года, без девяти дней, под парами и парусами 44830 морских миль.
Прибывшая на следующий день комиссия констатировала: «содержался в блистательном порядке и образцовой чистоте по всем частям».
15 июня 1885 года под брейд-вымпелом Великого Князя Владимира Александровича крейсер ( под командованием капитана 2-го ранга Ф. Н. Сильверсвана) начал плавание к Белому и Баренцевому морям. Первая остановка была у Соловецкого монастыря. Далее через Кандалакшский залив вдоль мурманского берега к норвежской границе, на Арский китобойный завод.
На обратном пути клипер посетил еще один китобойный завод, Германа Гебеля, на острове Шалим в губе Ура. Там Великий князь пожаловал новое название заливу и поселению -бухта Владимирская и Порт-Владимир. Затем Великий князь посетил Екатерининскую гавань и Кольскую губу. В Сумском посаде миссия закончилась, и Великий князь сошёл с корабля
В сентябре 1885 года под командованием контр-адмирала Н. И. Казнакова сформировали «отряд судов в греческих водах» («Забияка», «Дмитрий Донской», «Пластун» и «Сивуч»). На Балканах вновь запахло войной между Османской империей, Королевством Греция, Королевством Сербия и Болгарским княжеством, которое присоединило Восточную Румелию.
С 19 октября «Забияка» был назначен стационером в Пирее. Войны все-таки избежать не удалось. В ноябре прошла быстротечная война Сербии и Болгарии. Сербы проиграли, объединение Болгарии получило мировое признание, между братскими славянскими народами был вбит первый большой клин, а в европейской политике разошлись интересы трех империй-Германии, Австро-Венгрии и России.
В начале 1886 года клипер перешел на Черное море под предлогом крайне опасного технического состояния, в Севастополе прошел докование, замену котлов и модернизацию вооружения. После ремонта крейсер был отправлен в Батуми.
В Болгарии тем временем прошла попытка переворота группой офицеров-русофилов против германского князя Александра Баттенберга. Для поддержки в Варну были направлены «Забияка» (12 января был на месте) и «Память Меркурия» (прибыл 14-го). 26 октября крейсера перешли в Бургас, где провели демонстрацию против применения силы к мятежникам.
Но... Переворот не удался, офицеров повесили, а Баттенберг все же отрекся от престола. Легче от этого не стало.7 июля 1887 года в Болгарии был избран новый князь, Фердинанд I, представитель другой немецкой династии, Саксен-Кобург-Готской, племянник австрийского императора и офицер австрийской армии. Отношения с Россией были надолго испорчены.
В августе 1887 года «Забияка», «Память Меркурия», шхуна «Гонец», пароходы «Веста» и «Император Александр II», баржа «Волга» и два миноносца под командованием контр-адмирала М. Д. Новикова приняли участие в ежегодных учениях с артиллерийскими стрельбами по высадке десанта для занятия Босфора. Крейсер до февраля 1888 года находился на Черном море, а затем перешел стационером в Пирей. Новым (третьим) командиром с марта стал капитан 2-го ранга С. Ф. Бауэр. Изменился и штат корабля-стало 13 офицеров и 140 нижних чинов.
9 апреля 1888 года крейсер посетила Её величество королева Эллинов Ольга Константиновна, которая пригласила офицеров на празднование Пасхи в Корфу.
23 апреля клипер был срочно отправлен представлять Россию на международной выставке в Барселоне с 1 по 25 мая. Компанию ему составил клипер «Вестник». Корабли шли на всех порах, чтобы не опоздать к началу. 29 апреля, преодолев 938 миль со средней скоростью 10,7 узла, корабли прибыли. Во время выставки испанская королева-регент Мария-Христина устроила смотр «Вестника» и «Забияки».
После выставки «Забияка» вернулся в Грецию. В июле он обошел порты Малой Азии, в сентябре подбросил Великого князя Сергея Александровича до Палестины.По дороге в Александрию клиперу удалось спасти людей с потерпевшего бедствие английского парохода «Деспатч» (Despatch). 17 октября корабль вернулся в Пирей.
В феврале 1889 года «Забияка» совместно с пароходом русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) «Чихачёв» эвакуировал экспедицию Н. И. Ашинова из Абиссинии в Россию. К августу 1889 года «Забияка» пришёл в Россию и сменил командира, с начала 1890 года им стал капитан 2-го ранга Клеопин.
В 1891 году крейсер прошел докование, ремонт и перевооружение. С 30 июня 1891 года был назначен новый командир капитан 2-го ранга Б. К. Де Ливрон.
После ремонта крейсер вошел в состав временного отряда на Средиземном море из крейсера «Дмитрий Донской», фрегата «Минин», и черноморской канонерки «Уралец». Отряд был расформирован в марте 1892 года.
В соответствии с новой классификацией 1 февраля 1892 года «Забияка» стал крейсером II ранга.
Крейсер вновь был направлен на Дальний Восток для несения патрульной службы в водах Берингова моря с базированием на Петропавловский Порт.
В навигацию 1892 года крейсер занимался охраной промысла котиков в Беринговом море у Командорских островов от браконьеров. Параллельно вместе с «Крейсером» проводили гидрографические работы у островов в Петропавловской и Угольной бухтах.
22 сентября 1892 года кораблю был назначен новый командир- капитан 2-го ранга А. М. Доможиров.
В 1893 году крейсер посетил Нагасаки, Гензан и Владивосток, спасал севший на мель у Вонсана корвет «Витязь», провел гидрографические работы с транспортом «Якут» у Камчатки и Командорских островов и на зимовку ушел в Йокогаму.
7 февраля 1894 года командовать крейсером назначен капитан 2-го ранга Н. А. Гаупт, с 6 декабря 1894 года ему присвоено звание капитана 1-го ранга.
Очередная навигация крейсера прошла в Беринговом море, вместе с «Разбойником» он охранял промыслы котиков на Командорских островах. Во время крейсерства у острова Беринга были обнаружены два новых мыса, названных в честь корабля и его командира. В октябре клипер вернулся во Владивосток и был отправлен в Корею для обследования острова Каргодо (Коджедо).
Во время японо-китайской войны 1894-1895 годов русское командование на всякий случай собрало в Нагасаки все свободные корабли эскадры- «Адмирал Корнилов» под флагом вице-адмирала С. П. Тыртова, «Рында», «Адмирал Нахимов», «Забияка», «Бобр». Ожидалось прибытие броненосца «Император Николай I» с эскадрой Средиземного моря во главе с С. О. Макаровым.
В апреле 1895 года «Забияку» откомандировали стационером в Чемульпо, а эскадра перешла в китайский Чифу. 1 мая крейсер присоединился к эскадре, к которой одновременно подошли также канонерские лодки «Отважный» и «Манджур» с начальником эскадры в Тихом океане контр-адмиралом Е. И. Алексеевым на борту. Самая мощная русская эскадра, когда-либо до этого собранная на Тихом океане, должна была продемонстрировать непреклонную волю Российской империи охладить захватнический пыл самураев, заставить пересмотреть Симоносекский мирный договор с Китаем с учетом российских интересов.
7 мая сменился командир крейсера, им был назначен капитан 2-го ранга Э. Н. Щенснович, но ненадолго. Его вскоре сменил капитан 2-го ранга Г. Г. Кизеветтер. С 9 мая по 6 июня крейсер сопровождал переход после ремонта из Шанхая во Владивосток миноносцев «Борго» и «Ревель».
Число вымпелов Тихоокеанской эскадры достигла 24, её возглавил вице-адмирал С. П. Тыртов, поднявший флаг на крейсере «Память Азова». Контр-адмирал Е. И. Алексеев поднял флаг на крейсере «Владимир Мономах». Эскадра начала готовиться к возможной войне с Японией.
На «Забияке» спустили стеньги с верхними фока-реями и, вместе с эскадрой сменили окраску, перекрасив в серый цвет всё от ватерлинии до клотика (ранее был чёрным с белыми надстройками и дымовой трубой).
В июне «Забияка» использовался как посыльное судно при эскадре. В конце июня напряжённая ситуация разрядилась, японцы уступили.
Для наблюдения за ситуацией в июле был сформирован отряд в составе «Владимир Мономах», «Забияка», «Отважный» и «Бобр» под общим командованием контр-адмирала Е. И. Алексеева. Отслеживалось поведение японцев в Вей-Хай-Вее, Порт-Артуре и Чемульпо.
Когда напряжение спало, все стало почти по-прежнему. «Забияка» занялся осмотром корейского побережья, а в декабре отправился зимовать в Нагасаки. Командиры у крейсера продолжали меняться быстрее, чем погода. 6 декабря 1895 года назначение получил капитан 2-го ранга И. Н. Лебедев.
В мае 1896 года корабли эскадры собрались в оттаявшем Владивостоке. «Рюрик», «Адмирал Нахимов», «Память Азова», «Адмирал Корнилов», «Крейсер», минные крейсера «Всадник» и «Гайдамак», канонерские лодки «Манджур» и «Отважный», миноносцы «Уссури» и «Сунгари» и флагманский броненосец «Император Николай I». Российское правительство начало осознавать, что на Дальнем Востоке образовался плотный клубок противоречий. В конце августа эскадра провела учения по маневрированию и установке минных заграждений., боевой стрельбе и отражению атак миноносцев и минных катеров. Участвовали: броненосец «Император Николай I», крейсера «Рюрик», «Память Азова», «Адмирал Нахимов», «Дмитрий Донской», «Забияка» и канонерская лодка «Кореец», минный крейсер «Гайдамак». С этого времени маневры Тихоокеанской эскадры стали регулярными.
1 января 1897 года в очередной раз сменился командир крейсера, им был назначен капитан 2-го ранга М. И. Ван-дер-Шкруф. Крейсер использовали в основном для посыльной службы, а 20 апреля вновь приписан стационером к Чемульпо. Зимовка в Нагасаки прошла вместе с «Дмитрием Донским» и «Россией».
Тем временем царские дипломаты отжали у Китая спасенный от японцев Порт-Артур. 16 марта 1898 года состоялась торжественная церемония передачи России в аренду на 25 лет Ляодунского полуострова .
«Забияка» участвовал в церемонии вместе с другими кораблями эскадры («Отважный», «Гремящий», «Адмирал Корнилов», «Память Азова», «Россия», «Рюрик» и «Саратов») и охранял бухту на случай провокаций.
В 8 часов утра Великий князь Кирилл Владимирович поднял Андреевский флаг на сигнальной мачте Золотой горы, одновременно подняли флаги на кораблях. Корабли эскадры дали салют в 21 выстрел.
Зимовал с 1898 на 1899 год крейсер во Владивостоке, там же прошел капитальный ремонт (палубы, фальшборт и рангоут), при котором установили новые котлы Балтийского завода. Ремонт завершился в декабре 1899 года
15 ноября 1899 года новым командиром крейсера стал капитан 2-го ранга Н. А. Ивков.
С начала 1900 года «Забияка» перебазировался в Порт-Артур. Крейсер продолжал совершать рейды в ближайшие порты- Шанхай, Мозампо, Таку ( куда доставил продовольствие для эскадры и экипаж клипера «Разбойник» (мичман Матусевич и 56 матросов).
В 1900 году Россия приняла активное участие в подавлении великими державами боксерского восстания в Китае. Это с одной стороны было необходимо ( повстанцы в Манчжурии жгли православные церкви и убивали священников и прихожан), а с другой окончательно испортило отношения с Китаем.
«Забияка» использовался как посыльное судно между эскадрой в Таку и остальным миром. 23 июля клипер доставил главу Квантунской области вице-адмирала Е. И. Алексеева из Порт-Артура в Инкоу, где он поднял Андреевский флаг над китайской морской таможней после взятия крепости русскими войсками.
В августе-сентябре крейсер выполнял рекогносцировку китайских фортов Шанхай-Гуань и Цинвандао.
Осенью 1901 года эскадра в Порт-Артуре провела маневры по перехвату нападающей эскадры. После маневров, в конце 1901 года «Забияка» был выведен в вооружённый резерв с базированием в Восточном бассейне Порт-Артура. В декабре 1902 года крейсер перечислен из Балтийского флота в Сибирскую флотилию. 27 января 1904 года крейсер должен был занять место стационера в Чемульпо, высвободив первоклассный крейсер. Но все планы перечеркнуло нападение японских миноносцев.
После вероломного нападения японцев и начала войны, крейсер вернули в строй, включив в отряд береговой обороны.
28 января 1904 года отряд кораблей («Забияка», «Гайдамак», «Бобр», «Гиляк» и «Отважный») под флагом контр-адмирала М. П. Моласа вышел в район бухты Тахэ на разведку. По возвращении к отряду присоединились «Аскольд», «Баян», «Диана» и «Боярин». В ночь на 29 января сводный отряд занял позиции для охраны выхода на внешний рейд. «Забияка» в ночь на 11 февраля выставил паровой катер для сторожевой службы на входе в порт.
8 марта командование клипером принял капитан 2 ранга А. В. Давыдов, бывший командир канлодки «Отважный», но уже 16 марта по болезни был списан и его сменил капитан 2-го ранга А. П. Назаревский.«Забияка» использовался как штабной корабль, на нем держал флаг контр-адмирал М. Ф. Лощинский. В конце апреля десантная пушка Барановского была с крейсера передана в состав десанта морской пехоты. В начале мая на берег были сняты 9-фунтовые, 47-мм и 37-мм орудия для усиления крепости. Команда большей частью также перешла на усиление береговых позиций. Матросы с «Забияки» на форте № 2 установили четыре 37-мм пушки из запасов порта и два 47-мм орудия с «Лейтенанта Буракова». Также с «Лейтенанта Буракова» на укреплении № 3 было установлено одно 47-мм орудие, а на укреплении № 4 установлены два 47-мм орудия.
15 мая крейсер был полностью разоружен и окончил кампанию, а команда полностью вошла в состав гарнизона крепости. Корабль остался на внутреннем рейде. 9 августа 1904 года в боях за редут № 1 погиб командир корабля капитан 2-го ранга Александр Васильевич Лебедев.
Подвиг Лебедева был описан большинством иностранных газет.
"Форт был оставлен, на нем уже успели появиться японцы ... Узнав об этом, Лебедев стремительно двинулся на штурм, впереди своих морских батальонов ... Он ... влетел первым на форт и врубился палашом во вражьи ряды, левой рукой стреляя из револьвера. Когда патроны были расстреляны, револьвер продолжал служить в сильной руке боевой палицей ...
"Матросы не отставали ... неприятель ... был перебит, частью позорно бежал. Лебедев устал после этой сечи, снял фуражку и вынул платок, чтобы утереть обильный пот, выступивший после тяжкой лихой работы: лично им было убито 30-35 японцев. В этот момент над головою его разорвалась шрапнель, и, как подкошенный, рухнул Лебедев ... (Источник: Булгаков Ф.И. Порт-Артур Т. 2. Публикация 1906). По другим данным опубликованным в 7 вып. Иллюстрированной летописи русско-японской войны Лебедев уничтожил 20 японских солдат ...У героя в России осталась жена и пятеро детей.
После захвата японцами горы Высокая корабли в гавани Порт-Артура подверглись обстрелу 11-дюймовых осадных орудий. Получив несколько попаданий, «Забияка» затонул и лег на грунт.
Перед капитуляцией, в ночь на 20 декабря 1904 года корпус корабля был подорван боевыми частями торпед. От его восстановления японцы отказались. Корпус поднят японцами в 1905 году и сдан на слом.
В 1905 году «Забияка» был официально списан из состава Сибирской флотилии.
Память о крейсере увековечена в названии залива в Охотском море (с 1897 года), в названии мыса острова Беринг на Командорских островах. В честь «Забияки» назван эскадренный миноносец первой серии типа «Новик» (носил это имя до 31 декабря 1922). Модель крейсера «Забияка» работы А. Баранова в масштабе 1:48 выставлена в Nevskiy Palace Hotel в Санкт-Петербурге. На борту клипера «Забияка» происходит действие рассказа К. М. Станюковича «Максимка».
На крейсере «Забияка» служили будущие российские адмиралы Борис Карлович Де Ливрон, Александр Михайлович Доможиров, Николай Александрович Гаупт, Эдуа́рд Никола́евич Щенсно́вич, Влади́мир Влади́мирович Ше́льтинг, Ива́н Константи́нович Григоро́вич, Александр Николаевич Паренаго, Влади́мир Ива́нович Литви́нов, Александр Александрович Ирецкой (Ирецкий), Максимилиа́н (Михаи́л) Фёдорович фон Шульц, Андрей Парфёнович (Порфирьевич) Андреев, Михаил Владимирович Бубнов, Пётр Иванович Патон (с 21 марта 1901 года — Паттон-Фантон-де-Веррайон), Евгений Владиславович Клюпфель, Владимир Владимирович Трубецкой, Фёдор Эмильевич Боссе, Леони́д Лео́нтьевич Иванов, Роберт Николаевич Вирен, генерал-майор флота Российской империи Константин Александрович Панфёров и генерал-майор корпуса инженер-механиков флота Порфирий Александрович Мордовин, а также будущие первый советский адмирал Моде́ст Васи́льевич Иванов, командующий Рабоче-Крестьянским Красным флотом (апрель 1919 — февраль 1920) Евге́ний Андре́евич Бе́ренс и даже латышский адмирал граф Архибальд фон Кейзерлинг.
Крейсером в 1895-1896 годах командовал капитан 2-го ранга Иван Николаевич Лебедев 1-й, во время Цусимы капитан 1-го ранга и командир броненосного крейсера «Дмитрий Донской», скончавшийся от ран в японском госпитале 20 мая 1905 года.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам