Найти в Дзене
Байки про педальки

Гармоническое тремоло

Исторически тремоло - это один их первых эффектов модуляции. Он встраивался в комбоусилители ещё в те времена, когда гитарных эффектов в виде педалей не существовало. Напомню, что тремоло - это циклическое изменение громкости. Громче-тише, громче-тише. И вот в один прекрасный день в усилителе Fender появилось тремоло, да не простое, а гармоническое. Что это такое? Да с точки зрения схемотехники почти то же самое. Только с подвывертом. У обычного тремоло Есть блок генерации управляющего сигнала (выделен розовым), который как раз определяет как быстро и как сильно будет изменяться громкость и блок, пропускающий аудиосигнал, к которому в одном месте подсоединяется управляющий сигнал, тем самым меняя коэффициент усиления и модулируя громкость. Весь аудиосигнал как зашел так и вышел (все частоты). У гармонического тремоло изначально полноспектровый аудиосигнал (выделен зелёным) делится на две части - отдельно высокие (выделен синим) и отдельно низкие (выделен голубым) частоты, громкость ко

Исторически тремоло - это один их первых эффектов модуляции. Он встраивался в комбоусилители ещё в те времена, когда гитарных эффектов в виде педалей не существовало.

Напомню, что тремоло - это циклическое изменение громкости. Громче-тише, громче-тише.

И вот в один прекрасный день в усилителе Fender появилось тремоло, да не простое, а гармоническое.

Что это такое?

Да с точки зрения схемотехники почти то же самое. Только с подвывертом.

У обычного тремоло

Схема с tonepad.com
Схема с tonepad.com

Есть блок генерации управляющего сигнала (выделен розовым), который как раз определяет как быстро и как сильно будет изменяться громкость и блок, пропускающий аудиосигнал, к которому в одном месте подсоединяется управляющий сигнал, тем самым меняя коэффициент усиления и модулируя громкость. Весь аудиосигнал как зашел так и вышел (все частоты).

У гармонического тремоло изначально полноспектровый аудиосигнал (выделен зелёным) делится на две части - отдельно высокие (выделен синим) и отдельно низкие (выделен голубым) частоты, громкость которых меняется в противофазе. Пока громкость высоких растёт - громкость низкий уменьшается, затем наоборот.

Схема с https://byocelectronics.com/
Схема с https://byocelectronics.com/

Причем видно, что фильтры низких и высоких частот - обычные фильтры первого порядка, про которые мы уже говорили.

-3

И состоят они из одних и тех же по номиналу резисторов 47килоом (R6 и R5) и конденсаторов 10 нанофарад (C2 и C4), так что частота среза у них одна и та же - 338 герц.

После модуляции громкости сигнал обратно смешивается в условно полноспектровый, в нём есть как низкие, так и высокие частоты, но соотношение их громкостей постоянно меняется.

Таким образом получается, что эффект слышимой пульсации присутствует, но при этом нет таких уж заметных перепадов громкости и есть фазовые сдвиги (поскольку фильтры высоких и низких частот сдвигают фазу сигнала). В итоге эффект звучит больше похожим на фэйзер или юнивайб, чем на просто тремоло.

Так что если хочется какой-то необычной модуляции - то есть повод попробовать гармоническое тремоло. Кстати, поскольку оно содержит в себе все необходимые части для обычного тремоло, то можно сделать переключатель, который выключит из сигнальной цепи второй участок параллельной модуляции и одновременно отключит частотный фильтра на первом.

Одна из современных коммерческих педалей гармонического тремоло - это Harmonious Monk. У него как раз предусмотрено переключение режимов обычное (они его называют амплитудным) и гармоническое.

Если собирать своими руками, то есть как вариант на основе оптопар: Cardinal Harmonic Tremolo, так и чисто транзисторный вариант BYOC Brown Face Harmonic Tremolo.

У меня пока так и не дошли руки попробовать данный эффект, хотя одно время очень даже собирался.