Когда пожилые люди вспоминают о прошлом, нередко можно услышать, что все было лучше и качественнее. Особенно это касается тех, кто жил в советское время и часто смотрит на него с ностальгией. Можно спорить о некоторых аспектах того времени, но в целом советское жилищно-коммунальное хозяйство было на хорошем счету.
Человеческая память может быть избирательной и склонна концентрироваться на положительных моментах, но советское жилищное хозяйство имело и ряд отрицательных сторон. Несмотря на это, система в целом была хорошо организована и регулировалась, поэтому хорошее перевешивало плохое.
Жилищное хозяйство СССР
Создание структуры власти в СССР привело к формированию органов управления, от Верховного Совета до местных советов. Для управления повседневной деятельностью были созданы исполкомы на уровне областей, городов и районов. Этим комитетам было поручено управление жилищным фондом, а в 1930-х годах были созданы районные жилищные управления (РЖУ) для решения таких вопросов, как содержание жилья, ремонт, устранение аварий и регистрация жилья.
У РЖУ было много обязанностей, и они были разделены на жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭКи), которые были основными игроками в секторе жилищно-коммунального хозяйства. ЖЭКи представляли исполнительную власть, в отличие от современных управляющих компаний, и были потомками жилищных отделов НКВД. При царском правительстве управление жилищным хозяйством также находилось в ведении Министерства внутренних дел.
Работа советских ЖЭКов
Все здания принадлежали государству, поэтому ЖЭКи действовали как часть правительства. Они имели тесные связи с рядом других министерств, включая Министерство внутренних дел (паспортная служба), Министерство обороны (гражданская оборона и учет призывников), Министерство спорта (спортивные сооружения во дворах и клубах) и Министерство культуры (досуг граждан и культурные мероприятия). ЖЭКи также следили за моральным состоянием жителей своего района через мировые суды. Жители часто активно участвовали в работе ЖЭКов, о чем свидетельствует легендарный персонаж М. Булгакова председатель Швондер в своем домкоме.
Можно рассматривать работу ЖЭКов в положительном или отрицательном свете, но положительных моментов было больше, чем отрицательных. Слесари получали низкую зарплату, что иногда заставляло их облагать жильцов "данью" в обмен на быстрое обслуживание. Однако они все равно обязаны были выполнять сантехнические работы в квартирах бесплатно, а "дань" была лишь бонусом за скорость. Даже если жители не платили дань, работа все равно выполнялась хорошо.
Во дворах всегда было чисто, и жители не хотели мусорить или выбрасывать мусор неправильно из-за строгости дворников. Зимой с центральных улиц убирали снег, а летом поливали и чистили дороги, газоны и грязь по ночам, не мешая движению транспорта.
Высокоэффективной была и работа аварийных служб, которые быстро справлялись с любым необходимым ремонтом. Например, после замены труб "Горводоканалом" траншеи оперативно засыпались, а если в районе было асфальтовое покрытие, то наносился свежий асфальтовый слой. Таким образом, улицы оставались чистыми и без грязи.
Советские начальники были уважаемыми людьми, чей авторитет был непререкаем, а решения принимались безоговорочно. Но надо сказать, что и работали они добросовестно.
Хотя отношения между ЖЭКами и жильцами в разных городах Советского Союза были разными, в целом в них царило чувство порядка и сотрудничества с государственными органами и партийными организациями, что способствовало лучшей работе. Работники боялись плохой работы, потому что это привело бы к неизбежному наказанию.
Коммодитизация отношений в постсоветской России оказала большое влияние на деятельность современных компаний по управлению недвижимостью. В этой отрасли все имеет свою цену, и сотрудники не сделают ни шагу без оплаты своих услуг. С арендаторов теперь взимается ежемесячная плата за различные вещи, включая, якобы, содержание жилого фонда, что приводит к изъятию у них большого количества средств.
При таком количестве офисов и множестве задач, которые необходимо решать, часто трудно определить, кто за что отвечает. Поэтому люди, помнящие советские жилищные конторы, с ностальгией и грустью оглядываются назад, желая, чтобы жизнь по-прежнему была такой же простой и доступной, когда любой человек, даже бабушка, мог рассчитывать на достойное обслуживание, не требующее больших затрат.