Найти тему
Совкомблог

Сломался счетчик электроэнергии: что делать и к кому обращаться

  • Зачем нужен электросчетчик
  • Обязанность установки в домах и квартирах
  • Типы устройств
  • Проверка корректной работы
  • Поломки
  • Что делать, если счетчик сломан
  • Другие причины замены
  • Кто должен менять устройство
  • Как заменить счетчик электроэнергии
  • Кто платит за работу
  • Хочу смарт-счетчик
   Сроки работы счетчика указаны в паспорте устройства
Сроки работы счетчика указаны в паспорте устройства

Зачем нужен электросчетчик

Прибор помогает контролировать объем использованного коммунального ресурса – электроэнергии. На основании показателей счетчика вы получаете счета от коммунальщиков и можете вычислить, сколько энергии расходуется за сутки, неделю, месяц.

Счетчики электроэнергии есть не только в частных домах или квартирах, но и в помещениях промышленных организаций, коммерческих компаний и крупных заводов. Такой прибор встречается и в коммуналках.

Обязанность установки в домах и квартирах

Лучше всего обзавестись индивидуальным счетчиком и следить за потреблением самостоятельно, чтобы не переплачивать за соседа по квартире или за территории, выделенные под организацию.

Избежать установки прибора не получится, поскольку процедура регулируется законодательством: оно обязывает каждого собственника недвижимости монтировать счетчики не только для учета электроэнергии, но и для воды и тепла.

Правила и нормы предоставления коммунальных услуг пользователям и собственникам квартир и помещений в многоквартирных домах (МКД) указаны в постановлении Правительства № 354. Обязанности по установке счетчиков прописаны в ст. 157 Жилищного кодекса РФ.

Типы устройств

В помещениях МКД или частных домах устанавливают трехфазные приборы учета, а в промышленных зданиях с мощными источниками электроэнергии – однофазные. Устройства делят на две группы по количеству тарифов: однотарифные и двухтарифные.

В первом случае счетчик фиксирует показания в течение 24 часов, поэтому стоимость киловатт-часа не будет меняться в зависимости от времени суток. Во втором – устройство запоминает объем потребления за определенный промежуток времени:

  • с 07:00 до 23:00 (обозначается Т1);
  • с 23:00 до 07:00 (обозначается Т2).

В домах и квартирах чаще всего можно встретить электронные многотарифные счетчики, которые соответствуют современным требованиям. При этом ГОСТы часто меняются, чтобы производители могли совершенствовать приборы и упрощать их работу. С 2022 года потребителям доступны счетчики, самостоятельно передающие показания управляющей компании.

Установить многотарифные устройства можно не во всех субъектах Федерации. Муниципалитеты самостоятельно регулируют требования, а о допусках тех или иных моделей собственникам недвижимости сообщают управляющие компании или товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Если вы хотите сделать ремонт, купить новую мощную технику и параллельно обновить все приборы учета, воспользуйтесь кредитом в Совкомбанке на выгодных условиях.

В Совкомбанке можно оформить кредит наличными на любые цели до 5 млн рублей со ставкой от 6,9%. Выберите удобную программу и рассчитайте ежемесячный платеж на кредитном калькуляторе. Деньги нужны срочно? Достаточно паспорта и любого второго документа. Нужна крупная сумма? Вы можете взять кредит под залог автомобиля или недвижимости. Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение. Есть доставка!

Проверка корректной работы

Слишком высокий расход, скачки показаний и повышенная стоимость электроэнергии – первые признаки неисправности счетчика. В этом случае следует проверить корректность работы и вызвать специалиста из управляющей компании.

Из очевидных проблем также можно выделить следы гари, разгерметизацию корпуса, деформацию оболочки: вмятины, трещины, поврежденные контакты.

   Счетчик должен осмотреть специалист
Счетчик должен осмотреть специалист

Поломки

Многочисленны и не всегда на поверхности. Счетчик может выйти из строя из-за постоянных перегрузок, перегрева и оплавления контактов, выгорания проводов, контактных площадок, корпуса, механических повреждений, сбоя в работе внутренних деталей.

Во всех случаях нужно обращаться за помощью и консультацией к специалистам, а не пытаться отремонтировать прибор самостоятельно!

Что делать, если счетчик сломан

Чтобы убедиться в неисправности, свяжитесь с поставщиком: его контакты указаны в паспорте прибора. Либо позвоните представителю ТСЖ или управляющей компании. Специалисты осмотрят прибор, выявят причину неполадок и проведут замену.

Ответственность за исправную работу электросчетчиков лежит на энергоснабжающих компаниях (ст. 543 ГК РФ). Если счетчик сломался не по вине собственника или арендатора, то ресурсоснабжающая компания пересчитает объем потребленного ресурса и стоимость в квитанции.

Другие причины замены

Также важно учитывать межповерочный интервал, то есть период, в течение которого техник дает заключение о беспроблемной работы прибора. Каждому счетчику выделен свой промежуток времени (вся информация прописывается в паспорте устройства).

Об этом мы уже писали в статье.

Как только интервал подошел к концу, свяжитесь с энергетической организацией и вызовите электрика. Специалист проверит счетчик и продлит срок работы исправному устройству, указав в паспорте новый временной интервал. Неисправный заменит на новый (п. 136 постановления Правительства № 554).

Требования к счетчику:

  • сила тока в соответствии с мощностью бытовых приборов;
  • класс точности не меньше 2%;
  • срок службы до 16 лет;
  • отсутствие механических повреждений.

Любые отклонения, в том числе запах гари, треск, гул, громкий шум, задымление, указывают на срочность обращения к специалистам.

Кто должен менять устройство

Приборы учета в помещениях МКД – зона ответственности поставщиков по гарантии. За счетчики в частных домах отвечают сетевые организации. Узнать, к кому именно надо обратиться в случае поломки, можно из квитанции или в реестре поставщиков на сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Как заменить счетчик электроэнергии

Отправляйтесь в офис компании, которая присылает вам квитанции об оплате электроэнергии. Там получите бланк заявления и укажите в нем причину обращения, данные своего паспорта, номер телефона, адрес, где установлен счетчик, и схему энергопринимающих устройств (бытовых приборов, электроники, техники).

Управляющая компания рассматривает заявление в течение 7 дней. За это время подумайте, когда вам удобно принять электрика, и согласуйте дату. Работы специалисты должны выполнить за 10-15 дней.

По закону организация имеет право проводить замену намного дольше: в течение 6 месяцев. Временной разброс связан с графиком, который составляют на основе данных обо всех счетчиках в обслуживании. Даты работ зависят от сроков поверки приборов в каждой квартире или доме.

Все это время за электроэнергию придется платить по установленному тарифу, без учета показаний прибора. Выберите прибор учета самостоятельно или все же положитесь на коммунальщиков.

Но помните, что счетчик, который вы покупаете, должен соответствовать законодательным и техническим требованиям. Приобрести его можно в специализированных магазинах, гипермаркетах и строительных супермаркетах в рассрочку с картой Халва и получить кешбэк.

Карта «Халва» – универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 12%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку 10 месяцев или больше, если оформите подписку «Халва.Десятка». Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!

После замены требуйте от специалиста акт допуска, в котором будут указаны: наименование прибора, класс точности, серия, номер, год выпуска, показания нового и неисправного счетчиков, дата установки, периоды предстоящих проверок, информация с пломбы, название компании, Ф.И.О электрика или техника, причина поломки и подтверждение того, что пломба не сорвана.

Подробный документ и опломбировка нового счетчика избавят вас от вероятных споров с ресурсоснабжающей или управляющей организацией из-за обвинений в повреждении старой пломбы и прибора. К тому же, заполучив копию акта, вы исключите штрафы.

Кто платит за работу

Замена прибора учета не ляжет на вас финансовым бременем, поскольку оплачивает ее ресурсоснабжающая компания (ст. 543 ГК РФ). Если организация настаивает на том, что платить должны вы, не соглашайтесь с требованиями, поскольку они неправомерны.

   Не отпускайте электрика без акта
Не отпускайте электрика без акта

Каждый потребитель имеет право заменить прибор раньше плановых сроков не только в случае поломки, но и при желании его обновить. Сделать это можно силами специализированной компании с допуском к таким работам. Однако в таком случае заплатить за замену придется из своего кошелька.

Хочу смарт-счетчик

Устройства, самостоятельно передающие показания, внедряют в дома с 2022 года (постановление Правительства № 890). Ими уже оснащены практически все квартиры в новостройках, а до 2038 года такие приборы появятся во всех жилищах россиян.

Заменить старые приборы учета на новые реально за свой счет уже сейчас. Но чтобы не переплачивать 5-9 тысяч рублей, дождитесь регламентированного срока: обновление счетчиков происходит после выхода из строя и окончания межповерочного интервала.

Вы можете заранее узнать график работ в ресурсоснабжающей или управляющей компаниях и сделать выбор: поторопиться с выбором прибора или подождать бесплатной замены.