Найти тему
Русский мир.ru

Поклон благословенной старине

Постоялый двор, мельница, старинная часовня Зосимы и Савватия Соловецких, крестьянские усадьбы разных веков. Все это – экспонаты Музея деревянного зодчества и народного искусства в Нижней Синячихе Свердловской области, созданного почти полвека назад.

Текст и фото: Максим Гусев

«Осторожно, не ушибитесь». – Экскурсовод Марина Махнёва приглашает в дом зажиточной крестьянской семьи XIX века, с которого мы начинаем знакомство с музеем. Дом – классический пятистенок под четырехскатной крышей, украшен богатой резьбой, свидетельствующей о том, что семья здесь жила не бедная. Дом делился на повседневную избу, где семья жила и работала, и на чистую комнату – «белую горницу», в которой отмечали праздники.

Часовня Зосимы и Савватия Соловецких — один из наиболее колоритных экспонатов музея
Часовня Зосимы и Савватия Соловецких — один из наиболее колоритных экспонатов музея

Проходим в низкий дверной проем и оказываемся в тесноватой избе. «Знаете, почему надо наклоняться при входе? Так строили неспроста: понимали, что связи между бревнами ослабевать не должны. Ну, и чтобы теплый воздух в избе держался, а не выдувался при открывании-закрывании дверей», – говорит Марина Ивановна.

По диагонали от входа – красный угол с иконами, первый взгляд входящего в избу падает именно на него. Вот голбец – деревянный пристрой у печи, отсюда спускались в подклет. Мужская боковая лавка при входе – окна от нее выходят во двор, чтобы хозяин в любое время мог наблюдать за происходящим. Поперечная лавка напротив двери – место для женщин, занятых рукоделием. Это же и место для сна. Марина Ивановна объясняет, что в крестьянском быту кровать появилась только во второй половине XIX века, а до того люди спали и на лавках, и на полу. В избе есть еще один предмет, знакомый и человеку XXI века: «стоячок», или «стоялка», – небольшой манежик для ребенка, который уже опирается на ножки, но ходить еще не научился.

А во дворе дома внимание привлекает двухэтажный амбар с воротами-завознями, в которых видно специально выпиленное отверстие для кошки. «Прямо в амбар заводили телеги с мукой или зерном и рассыпали в лари по сусекам… Я когда это рассказываю, слушают не только дети, но и взрослые. Люди смеются, потому что впервые в жизни увидели, что такое сусек», – улыбается Марина Ивановна. Затем подводит к кованым саночкам-салазкам. Оказывается, в детстве на них катался создатель музея – Иван Данилович Самойлов.

Коллекция детских саночек, на каких-то из них в детстве катался сам Ваня Самойлов
Коллекция детских саночек, на каких-то из них в детстве катался сам Ваня Самойлов

РАЗОБРАТЬ И СОБРАТЬ В ЧЕТЫРЕ РУКИ

Иван Самойлов родился в деревне Исаково в 1922 году. Прошел Великую Отечественную. После войны заинтересовался историей Урала, тогда же начал собирать коллекцию древнерусского и народного искусства. Задумал создать музей деревянного зодчества, чтобы сохранить образцы местной народной архитектуры. И реализовал свою мечту: музей заработал в 1978 году. Объекты архитектуры XVII–XIX веков были свезены в Нижнюю Синячиху из шести районов Свердловской области. Самойлов так радел за свое дело, что во время работы передавал часть зарплаты музею. То же самое он делал и на пенсии. Сам жил весьма скромно.

По словам директора музея Валентины Ращектаевой, Иван Данилович очень переживал из-за Спасо-Преображенской церкви – единственного «экспоната» музея, построенного непосредственно в Нижней Синячихе. Каменную церковь возвели в селе в первой трети XIX века, когда этот населенный пункт еще назывался Нижнесинячихинским заводом – здесь работал железоделательный завод, владельцем которого был представитель династии уральских промышленников Сергей Яковлев. Он и распорядился построить церковь, «краше которой нет в округе». В 1823 году она украсила село. Но через сто лет советская власть устроила в ней зернохранилище.

«Я не мог смотреть на памятник, который угасает и умоляет о помощи», – писал позже в своих воспоминаниях Самойлов. С 1968 года с бригадой местных плотников он лично занялся восстановлением церкви, вкладывая в работу свои средства. Со временем, несмотря на непопулярность такого дела в СССР, ему стали помогать и местные власти, и влиятельные лица со всего Урала и даже из-за его пределов. «За десять лет реставрация была закончена – Иван Данилович открыл в здании церкви народный музей с коллекцией уральской домовой росписи, сберечь которую он обещал себе, лежа в госпитале после ранения на фронте Великой Отечественной войны, – говорит Валентина Анатольевна. – Он рассказывал, что, закрывая глаза, вспоминал цветы, нарисованные на потолке родительского дома, которыми любовался еще мальчишкой. И дал слово: если выживет, то обязательно сохранит для потомков эту роспись».

Вернувшись на родину, Самойлов устроился землеустроителем и вскоре в одной из деревень натолкнулся на поленницу, в которой увидел расписные доски. Он их выкупил и с того времени стал коллекционировать уральскую роспись.

То, что в XVII веке считали усадьбой, в наши дни кажется лишь избушкой. Но от этого ценность объекта ничуть не меньше!
То, что в XVII веке считали усадьбой, в наши дни кажется лишь избушкой. Но от этого ценность объекта ничуть не меньше!

Сегодня в Нижней Синячихе собрана уникальная коллекция. «Это гордость не только нашего региона – всей России», – уверяет директор музея. По ее словам, Самойлов страдал от того, что видел, как умирали любимые им деревни и села, а люди уходили из своих домов и больше не возвращались. Иван Данилович понимал, что важно сберечь деревенские усадьбы, часовни, церкви, кузницы, мельницы. Со временем он собрал и привез в Нижнюю Синячиху все основные объекты, в том числе, к примеру, мельницу-шатровку из глухомани Гаринского района. Это один из самых колоритных экспонатов музея, хотя внутренний механизм мельницы пока не восстановлен. Долго искал он и водяную мельницу, и поиски эти в конце концов увенчались успехом. Еще один объект – 20-метровую сторожевую башню с фрагментом частокольной крепости – Самойлов, после длительной переписки с краеведами и сельсоветами, обнаружил в окрестностях города Артемовского. Валентина Ращектаева рассказывает, что Иван Данилович вывозил новый объект вдвоем с помощником на наемном транспорте. Сначала будущий экспонат, состоящий более чем из 50 венцов, две недели бережно разбирали, а потом так же аккуратно, в четыре руки, собрали на новом месте. «Это удивительно: они это сделали вручную, вдвоем, на голом энтузиазме», – говорит Марина Махнёва и отмечает, что по такому же принципу перевозили сюда и многие другие объекты.

Этот задор и самовольное поведение коммуниста Самойлова очень не нравилось высокопоставленным гостям. Много позже, когда создателя экспозиции уже не стало, некоторые из гостей музея наотрез отказывались слушать, когда им говорили что-то доброе про Ивана Даниловича. «Не надо нам про Самойлова рассказывать», – заявила мне как-то группа товарищей, которых я водила по музею. В другой раз мужчина тоже попросил не упоминать Ивана Даниловича, а увидев на втором этаже церкви коллекцию уральской домовой росписи, разбередившей, видимо, его душу, искренне извинялся за свои слова», – рассказывает Марина Ивановна...

Подлинным богатством коллекции музея является уральская домовая роспись
Подлинным богатством коллекции музея является уральская домовая роспись

ПРОТЕЗЫ ДЛЯ ДОМОВ

В избе XVIII века, в отличие от более поздних, всего одно помещение. Чтобы попасть в него, снова пришлось низко наклониться. Ловлю себя на мысли, что всякий, кто попадает сюда, словно отвешивает поклон этой благословенной старине. Взгляд притягивает настенная роспись.

Марина Махнёва показывает бабий кут – местечко у печи, где женщины стряпали, шили, пряли, хранили посуду и некоторые продукты. «Меня часто спрашивают: мол, как дети-то появлялись в старину, когда и кроватей-то в домах еще не было? – смеется Марина Ивановна и дает подсказку: дескать, все это часто происходило во время покосов или на сеновале. – В доме вообще уединиться было сложно, семьи-то большие у всех, да на печи еще обычно бабка старая лежит!»

Следующая остановка – усадьба XVII века. Она представлена со всеми типичными постройками того времени – колодцем, поилкой для скота, сделанной из 234-летней сосны, навесами для телеги и орудий производства, дощатым и бревенчатым сараями, колодцем с журавлем и низенькой баней всего с тремя венцами.

А это журавль — элемент легендарного колодца. В музее говорят, что пройти мимо него и не сфотографироваться мало кому удается
А это журавль — элемент легендарного колодца. В музее говорят, что пройти мимо него и не сфотографироваться мало кому удается

В избе – широкая массивная лавка и уже знакомый «стоячок» для детей. Внимание привлекает наклонный приступочек для непрошеных гостей. В те времена без приглашения в избу к хозяину можно было войти только до матицы – наклонной балки, под которой встать в полный рост было нельзя. Незваный гость мог немного посидеть на приступочке. Но если хозяин его не приглашал, то долго оставаться в избе не получалось...

К тому времени, когда Валентина Ращектаева заняла пост директора, музей в своей основе был уже сформирован. После смерти Самойлова выбор Министерства культуры Свердловской области пал на нее. Власти прекрасно знали, что в своем селе Костино она создала не менее уникальный историко-художественный музей колхозного дела.

«О том, чтобы занять место Ивана Даниловича, я вообще никогда не думала, потому что искренне любила свою работу, – вспоминает Валентина Анатольевна. – Видимо, во время министерской проверки наш сельский музей произвел впечатление – за пять лет работы мы собрали в фонд около 6 тысяч предметов. И когда власти начали искать директора в музей Нижней Синячихи, позвали меня».

У этой классической мельницы-шатровки туристы чаще всего делают селфи. Потому что удержаться невозможно!
У этой классической мельницы-шатровки туристы чаще всего делают селфи. Потому что удержаться невозможно!

От предложения Валентина Анатольевна отказывалась почти год, но после настойчивых уговоров согласилась. С тех пор каждый день она ездит сюда на работу, преодолевая 60 километров...

С Иваном Даниловичем она знакома не была. Знала лишь, что в Нижней Синячихе работает удивительный человек, который уже в 1980-х годах понимал, как и за счет чего должен будет расти музей. И сегодня работа здесь продолжается по его планам. «Музей ведет масштабную работу по сохранению всех деревянных экспонатов, – говорит директор. – У нас регулярно проводятся инженерные исследования, на каждый объект мы составляем план по сохранению. Недавно в районе дули сильные ветра – ущерб, конечно, был. В одном месте сорвало наличник. Для таких случаев у нас в штате есть плотники, которые оперативно устраняют последствия, не нарушая концепцию по сбережению. Выпал гвоздь? В запасниках есть кованые гвозди. Мы покупаем и складируем дерево, которое идет на замену выходящих из строя элементов. Чем-то смазывать, пропитывать свои объекты мы можем только по согласованию с управлением по охране объектов. Большой плюс, что наши здания не электрифицированы – это бережет их от попадания молнии. Впрочем, громоотводом здесь служит церковь, которая всегда принимает на себя удары стихии».

Разрушающиеся от старости элементы реставрируют, из-за чего часто консультируются со специалистами музея в карельских Кижах. Марина Ивановна показывает деревянный фундамент одного из объектов: «Коллеги нас научили, например, делать протезы домам – кусок дерева вырезать, и на пустое место вкладывать новую часть».

Марина Махнёва долго работала с Самойловым. Вспоминает, как еще в 1994 году пришла устраиваться в музей – готова была работать даже уборщицей. Но в музее тогда не было ставок, поэтому ушла ни с чем. Однако вскоре ее, учителя английского языка, попросили провести экскурсию для гостей из США. «Помню, иду, что-то активно рассказываю иностранцам, а Иван Данилович в это время работал у какого-то объекта и услышал меня, – улыбается Марина Ивановна. – Тем же вечером он взял меня на работу, а позже назначил хранителем всех музейных фондов».

В Нижней Синячихе прекрасно все — от расстановки экспонатов до рукотворной изгороди, которую сделали, чтобы животные не гуляли среди объектов
В Нижней Синячихе прекрасно все — от расстановки экспонатов до рукотворной изгороди, которую сделали, чтобы животные не гуляли среди объектов

Для полной реализации концепции Самойлова, которую он так и не успел воплотить в жизнь (Иван Данилович умер в 2008 году), музею не хватало конного (постоялого) двора. Его прототип разыскали в селе Лучинкино – до революции оно относилось к Тюменскому уезду Тобольской губернии. В Нижней Синячихе срубили точную его копию.

«Это двор, который содержали старообрядцы», – говорит Марина Ивановна, когда мы входим на территорию одного из самых поздних объектов музея под открытым небом.

Над воротами пучок соломы – подсказка для путников: здесь можно накормить лошадей. У входа гостей встречает хозяин. Сени были теплые – гости могли обогреться с дороги. Приезжим обязательно подавалась чарка вина, желающие заказывали горячий обед.

«Жила семья хозяина в избе, небогато, но добротно, – продолжает Марина Ивановна. – Здесь – моленная, в ней часто не было окна, чтобы люди, молясь, не отвлекались. Здесь матушка-свекровь – она же старшая хозяйка-большуха, а это скитница – товарищ по вере. В ее руках лестовка, то есть древнерусские четки».

Лукошки, корзины, лапти, прялки — этого добра здесь чуть ли не на каждом углу хватает!
Лукошки, корзины, лапти, прялки — этого добра здесь чуть ли не на каждом углу хватает!

КЛАДЕЗЬ СТАРИНЫ ДАЛЕКОЙ

Музей деревянного зодчества продолжает развиваться, количество натурных экспонатов растет, появляются новые планы. Сейчас, например, музей ищет типичный дом рыбака. Говорят, раньше в русской глубинке такие домики встречались часто. Они располагались в стороне от деревень. В них рыбаки могли заночевать или отдохнуть во время непогоды.

В проекте – и типовая заимка. Это тоже небольшой дом, где крестьяне останавливались во время походов за грибами и ягодами, а охотники – в период промысла.

«Все это нам предстоит восстановить, – говорит Валентина Анатольевна и добавляет, что ничего страшного нет в том, что самойловские экспонаты – подлинные, а те, что появились после его смерти, в основном «новоделы». – Надо понимать, что сегодня мы уже не найдем многих объектов. Мы внимательно исследуем территории, связываемся с сельскими администрациями. Подходящих нам экспонатов на близлежащих территориях уже точно нет, но мы ищем и на удаленных землях. И там-то, в небольших деревнях, где сохранились три-пять домов, настоящий кладезь старины далекой! Например, в Махнёвском районе можно найти уникальные вещи – мы недавно привезли оттуда 20 предметов домовой росписи, это богатейший материал! И люди с радостью передают нам эти вещи, понимая, что мы их сохраним для истории».

Пожалуй, об этом думали и жители Нижней Синячихи, когда помогали создававшемуся на их глазах музею. Дедовы деревяшки из сарая и бабушкины реликвии, найденные на чердаке, они передавали в фонды музея. А сегодня пожинают плоды своих трудов: село расцвело, заиграло новыми красками и приобрело известность. Жители, конечно, привыкли к наплывам туристов, но не смирились с выходками некоторых гостей, поэтому пристально следят, чтобы те вели себя деликатно, берегли всю эту красоту.

«Местные жители посещают музей бесплатно – мы знаем их вклад в наше общее дело и ценим его, – поясняет директор. – Люди сегодня вправе делать замечания туристам вести себя прилично, не мусорить и ничего не ломать».

Что-то есть бесконечно родное в обстановке, созданной в музее. Вот и типичная горница с уральской росписью — глаз не оторвать!
Что-то есть бесконечно родное в обстановке, созданной в музее. Вот и типичная горница с уральской росписью — глаз не оторвать!

Активнее всего в Нижнюю Синячиху едут жители регионов Большого Урала и Москвы – здесь принимают до 80 тысяч человек в год. Китайцы часто приезжают целыми автобусами, а европейцы – группами по три-пять человек.

В музее давно поняли, что показывать экспозиции без души невозможно – посетитель должен ощутить атмосферу традиционного русского быта, поэтому теперь тут проводят мероприятия, в ходе которых гостям показывают, например, традиционное чаепитие.

Валентина Ращектаева сетует, что музею не хватает площадей, ведь помимо показа натурных экспонатов под открытым небом здесь ежегодно проводят до полусотни стационарных выставок, а места для них катастрофически мало.

Валентина Ращектаева не только сохраняет, но и приумножает красоту, которую придумал когда-то Иван Данилович Самойлов
Валентина Ращектаева не только сохраняет, но и приумножает красоту, которую придумал когда-то Иван Данилович Самойлов

Еще музейные работники ежегодно организуют до 80 передвижных выставочных проектов, которые проводят совместно с другими музеями и образовательными учреждениями. На них, кстати, здесь делают особую ставку, потому что понимают: некоторых взыскательных туристов от посещения Нижней Синячихи отпугивает отсутствие привычной инфраструктуры. Кафе здесь нет, ближайшая гостиница – в соседнем Алапаевске, до которого 15 километров. К тому же зимой объекты не отапливаются. В музее о своих «слабых сторонах» знают и с недавних пор привлекают местных жителей к организации «удобств». Одни бабушки в дни массового приезда туристов пекут пироги и приглашают к себе на чай, другие хозяйки принимают гостей на ночлег за символическую плату.

И все же туристы массово едут сюда, чтобы увидеть дело рук человеческих на фоне нерукотворной красоты – природа и ландшафт идеально дополняют концепцию, придуманную Иваном Самойловым, и делают музей притягательным. И, как написал в книге отзывов один из посетителей, «очень русским».