В 90-е годы, во времена всеобщего упадка, когда народ большей частью жил в нищете, когда потребление спиртного било все рекорды, когда занятие спортом казалось занятием странным и неуместным, в Елабуге жили сверхчеловеки. С виду — обычные люди, совсем не похожие на суперменов, глядя на них - не скажешь, что они могли бежать сутки подряд или плыть по 20 километров без остановки. Сейчас, когда спорт стал массовым явлением, а здоровый образ жизни вошел в моду, эти достижения вызывают удивление, они кажутся фантастическими. Никто уже не бегает по 24 часа, марафон — максимальная дистанция. Переплыть Каму мало кто рискует, а уж добираться из Елабуги до Челнов вплавь и в голову не придет. А совсем недавно состязания на таких дистанциях имели место в Елабуге.
3 декабря 1994 года в Елабуге на площади возле 37-го магазина, под звуки духового оркестра, разминалась группа спортсменов. Они готовились к суточному сверхмарафону. Человеку, не знакомому с этими экстремальными увлечениями, такое покажется, конечно, немыслимым. Обычному человеку не спать 24 часа — уже тяжелая пытка, а тут нужно не просто бодрствовать, а непрерывно бежать. Но оказывается, такое возможно, и это было продемонстрировано прямо на улицах Елабуги.
Это был первый, но не последний такой сверхмарофон. После него последовали и другие. У каждого забега было свое посвящение. Конкретно этот был устроен в честь 50-летия Победы. В нем участвовали как приглашенные спортсмены, так и все желающие. Бег происходил по кругу длиной 4200 метров. Круг начинался у Вечного огня, оттуда спортсмены бежали по Большой Покровской, затем у школы милиции сворачивали на Казанскую. По Казанской добегали до института, разворачивались через двор и возвращались назад к площади Ленина — там находился контрольный пункт. И так 24 часа подряд! Бегут весь день, бегут всю ночь, бегут все утро. Правила очень простые — можно бежать, можно остановиться, можно даже поспать — не возбраняется. Но побеждает тот, кто за сутки преодолеет наибольшее расстояние.
Первое место досталось мастеру спорта из Казани С. Ишмулкину он пробежал 217 км 665 м, вторым стал также казанец Р. Гиниятуллин (206 км 335 м). Третий результат у елабужанина Валерия Ендирякина. Также суточный марафон пробежал Тахир Сиразеев (155 км 935 м), институтский преподаватель Александр Попырин (101 км 335 м), курсант школы милиции Дамир Мифтахов (130 км 735 м), Марс Гимазетдинов (181 км 135 м) — про него рассказ отдельный, потому что проведение такого марафона в Елабуге — это полностью его затея.
Марс Гимазетдинов — человек незаурядный, совмещающий в себе совершенно разные увлечения: спорт и музыку. Сам он убежден, что одно исходит из другого, что именно их сочетание рождает сверхсилу, крепкий дух и душевное равновесие... Вполне возможно, но много ли вы видели на свете баянистов-марафонцев?
Марс Саляхович — давний жилец на планете Земля, он родился еще в 1943 году в Елабуге и застал те времена, когда по Елабуге бродили японские военнопленные офицеры. После службы в армии он закончил музыкальное училище, а затем филфак ЕГПИ. Работал учителем пения в школе №5. Бывшие ученики с восхищением вспоминают своего педагога и рассказывают про него самые удивительные вещи. Например, как Марс Саляхович иногда обходился с непоседливыми ребятами. Он брал ученика-семиклассника за шкирку, поднимал его и на вытянутой руке (!) выносил из класса. Много ли можно найти в мире учителей пения, способных на такой цирковой номер? Много ли вообще найдется учителей пения, которых вспоминают спустя 30-40 лет?
В 90-е годы он работал в деревнях музыкальным руководителем. В Поспелово был директором филиала музыкальной школы. Здесь человек по фамилии Гимазетдинов организовал вокальный кружок «Повелика», где занимались — внимание - пятиголосным церковным пением. Марс Саляхович считает такое пение не просто вокальной тренировкой, но особой духовной практикой.
В 90-е годах по дороге в Челны можно было наблюдать странного мужчину, бегущего по обочине трассы. Это был, разумеется Марс Саляхович, который таким образом добирался на свою работу из Елабуги в Тихоновскую школу. Машины у него не было, приходилось бежать на своих двоих. Он бы мог работать в любой из школ Елабуги, но там задерживали зарплату по 3-4 месяца — обычное явление для тех лет. В Тихоново же ему платили вовремя и, главное, почти всю сумму, за исключением 10%, выплачивали живыми деньгами, а не бартером. 2-3 раза в неделю, 20 км в одну сторону, 20 в другую, полтора года подряд, не меньше 7-8 тысяч километров накрутил он тогда. И это все бегом!
Вообще бегать Марс Саляхович стал в 26 лет. Говорит, началось ожирение и решил побежать. Сначала 5 километров, потом 10, потом еще больше и пошло-поехало. В 45 лет елабужский Форрест Гамп пробежал свой первый классический марафон в 42 километра. И тогда задумался, на что способен человек? На что способен лично он сам?
В 1994 году в Казани Гимазетдинов впервые берет планку в 100 километров. Забег проходил в центре Казани вдоль берега Казанки. Температура воздуха 27-30 градусов. Асфальт был так распален, что на нем оставались следы от кроссовок, - вспоминает елабужский марафонец.
Дальше — больше. Экстремальный бег по Уктусским горам на Урале. Здесь надо было не просто бежать горам, но и карабкаться на скалы. В планах было пересечь зимний Байкал, пробежать по Долине смерти в США, переплыть Ла-Манш, но как-то не сложилось.
Зато в Елабуге Гимазетдинову удалось по-настоящему развить экстремальный спорт. «Норд стайер» - так назывался клуб, объединившей местных суперхлюдей. После первого суточного марафона его назначают председателем комитета по делам молодежи и спорту. С этого момента в Елабуге наступила золотая, но короткая пора сверхмарафонов.
Члены «Норд стайера» истязали себя не только бегом, а еще много чем, благо спортивных дисциплин измотать себя до смерти известно немало. Вот, например, заплыв от Челнов до Елабуги, как вам? Вряд ли сейчас кому-то даже в голову придет устраивать такое опасное мероприятие, а тогда оно проводилось вполне официально. В августе 1996 года состоялся сверхмарафонский заплыв, посвященный 300-летию российского флота и династии купца Стахеевых. В том состязании помимо елабужан участвовали и альметьевские спортсмены.
Стартовали от плотины Нижнекамской ГЭС. Температура воздуха — 32 градуса, вода прохладная — всего 21. Речники выставили регламент — дальше 15 метров от берега не отплывать. Но какой там! Спортсмены хитрили, выплывали на середину Камы — там им помогал плыть сброшенный с ГЭС поток воды.
С первых же минут завязалась упорная борьба. Вперед уходит Михаил Малков, разрыв достиг 1.5 км. Но на 10 км его настигают С. Жуковский (Айсберг) и Ксения Мишагина (Норд Стайер). Эта тройка, выйдя в районе Бетьков на середину Камы, резко отрывается от остальных участников заплыва. На протяжении 18 километров между ними не прекращается упорная борьба.
За два километра до пристани, применив кроль, взвинчивают темп Мишагина и Жуковский. Михаил Малков начинает отставать. Идет борьба между мужчиной и женщиной - представителями разных клубов и городов. Под яростные возгласы многочисленных зрителей: «Ксения! Ксения!» кандидат в мастера спорта по плаванию Ксения Мишагина все-таки чуть опережает 58-летнего Жуковского. Итак, победила 24-летняя женщина, показав высокий результат - 3 часа 50 минут.
Новая Кама, август 1996 года.
Зимнее плавание - еще один экстремальный вид спорт. Нордстайеровцы не могли не увлечься и этим опасным занятием. Сейчас, когда даже крещенское омовение проходит в безопасной купели родника, трудно представить, что тогда люди нее просто окунались в прорубь, а устраивали в ледяной воде состязания по плаванию. Зимой на озере Большом пропиливали целую трассу длиной в 25 метров. Здесь члены «Норд стайера» соревновались в плавании на 100 метров. Другая крайность моржевания — чемпионат города по парению. Было и такое. Разумеется, в банных состязаниях-истезаниях участвовали все те же люди.
На заре автомобилестроения наши предки всерьез устраивали состязания на скорость между человеком и машиной. Эти соревнования просходили недолго, до тех пор, пока машины не стали гарантированно выигрывать. В 90-х годах неугомонный Марс Гимазетдинов задумал состязаться в беге с лошадьми. Спорить с ним взялся председатель совхоза «Елабужский». Он выставил от себя трех лошадей с наездниками на коляске. От команды людей выступали двое бегунов. «Забег» происходил на ипподроме совхоза, в нижней части города - сейчас это поле активно застраивается частными домами. Условие соревнования простые: кто быстрее пробежит 100 километров, тот и выиграет. В той гонке победили лошади, но увы, свермарафонская дистанция закончилась для них фатально. Лошади были не подготовлены к длительному бегу, и их элементарно загнали. Пришлось их потом резать на мясо. А проигравшие состязание люди, как ни в чем не бывали пошли отмечать свое честное второе место в баню.
Куда как гуманнее оказалось другое состязание — гонка кентавров. Придумал его тоже Марс Гимазетдинов. Здесь люди с лошадьми уже не соревнуются, а составляют одну команду. Всего пять команд, в каждой из которых трое, если считать саму лошадь. Первый круг бежит человек, всадник его дожидается на старте. Добегая круг, спортсмен бьет ладонь о круп лошади, передавая таким образом эстафету. Каждому спортсмену и каждому всаднику необходимо было пробежать 6 кругов ипподрома длиной в 1 км 100 метров. Эти необычные гонки были посвящены Надежде Дуровой, (а кому же еще?), проводились они минимум два года подряд. Свидетели этих соревнований признаются — очень увлекательное было зрелище.
В активе Марса Гимазетдинова 30 марафонских забега. 5 раз он пробегал знаменитый марафон «Дорога жизни» - от берега Ладожского озера до Петербурга, неоднократно становился чемпионом по бегу в сугробах. Это экстремальное состязание проходило в подмосковном Королеве, в лесопарке «Лосиный остров». Глубина сугробов — 70 см.10-километровую дистанцию Марс Гимазетдинов преодолевал там за 47 минут 34 секунды.
Суточный бег - удел сверхвыносливых людей, которых природа наградила этим качеством, рассказывает Марс Гимазетдинов. - Мало обладать этим даром, нужно еще тренироваться. Надо знать систему дыхания, это целая наука. Техника бега - максимальная экономия энергии движения. Если делаешь неправильное движение, то мышечная и дыхательная система устают.
В 2005 и в 2006 годах Марс Гимазетдинов участвует в международных соревнованиях в двухсуточном забеге — бывает и такое! Тут тоже, как в любом беге, нужна своя техника. В первый раз он выступил неудачно, заняв «всего лишь» 22 место, зато на следующий год, здесь же в Брно (Чехия) он стал чемпионом мира в своей возрастной категории.
«В двухсуточном марафоне нужно обязательно спать 4 часа - такая методика, - рассказывает Марс Гимазетдинов. - В нашей возрастной группе было трое: я, швед и немец. После 24 часов бега лег спать. Проснулся - меня сын будит: «давай, батя, вставай, пора пахать, осталось еще 20 часов». Я выпил куриный бульон и побежал. Пока я спал, швед убежал вперед на 20 километров, а немец на 30, но они все равно проиграли. Шведа я догнал за 8 часов до конца. Он сошел с дистанции и стал болеть за меня. А немец сопротивлялся. Но я его за 4 часа до конца догнал. Немец прошел 300 км 500 метров, а я 304 км 300 метров. Возрастную выиграл и попал в семерку в общем зачете. На тот момент нашему чемпиону миру было уже 63 года. Не люди, а какие-то фантастические атланты жили и до сих пор живут среди нас. Как говорится, теперь таких уже не делают. Жаль, что мы про их свершения мы быстро забываем.