Найти в Дзене
Дзен для авторов

Как рассказать историю: 5 формул сторителлинга

Оглавление

Каждая захватывающая история — будь то детектив Агаты Кристи, рекламный ролик на Супербоуле или серия мультфильма — обычно сделана по определенной формуле. В этой статье мы перечисляем пять основных структур и рассказываем, в чем их особенности. Вдруг одна из них вдохновит вас на написание рассказа или сценария ролика.

Пирамида Фрейтага

Это самая классическая структура, которую описал немецкий писатель Густав Фрейтаг еще в XIX веке. В ее основе лежит еще теория трагедии Аристотеля. Сюжет делится на пять частей, у каждой из которых своя функция. Экспозиция вводит персонажей, показывает, как они относятся друг к другу, показывает их цели, мотивации и заставляет нас сопереживать им. Потом начинается завязка: жизнь героев усложняется, и начинается конфликт. Далее наступает кульминация — главное событие истории, поворотный момент, в котором герой определяет дальнейший ход, вступает в бой с противником. В конце ждет развязка — конфликт завершается, персонажи возвращаются к привычной жизни.

-2

Фихтеанская кривая

Эта формула была описана Джоном Гарднером в книге «Искусство художественной литературы», по этой схеме сделаны многие классические детективы. Здесь нет долгого введения и описания привычного мира. Герой сразу сталкивается с событием, которое выводит его из зоны комфорта, а затем проблемы только обостряются. По ходу сюжета читатель сталкивается с новыми фактами, которые усугубляют кризис, и попадает на эмоциональные качели, которые помогают дойти до кульминации.

-3

«Путешествие героя»

Классическая структура истории, которую описал и популяризовал Джозеф Кэмпбелл — религиовед и исследователь мифов. По этой модели герой преодолевает длинный цикл, попадает в иной мир, проходит испытания, в итоге трансформируется и возвращается на исходную позицию уже перерожденным. Эту формулу можно распознать во многих фэнтези-произведениях, например во «Властелине колец» Толкина или «Звездных войнах» Лукаса. У «Путешествия героя» есть несколько важных этапов сюжета.

-4

Круг историй Дэна Хармона

Этот подход разработал соавтор «Рика и Морти». Автор вдохновлялся структурой «Путешествие героя», однако ему нужна была такая формула, в которой герою не пришлось бы глубоко трансформироваться в конце. Хармон придумал свою: с героями что-то происходит, но они не меняются фундаментально, а делают выводы и узнают что-то новое о себе — и так по кругу, ведь истории могут быть цикличными.

-5

V-формула Дэйва Либера

Эту простую структуру вы наверняка встречали в сторителлингах разных коучей и рекламщиков. Суть в том, чтобы представить героя и описать его ужасную жизнь, усугубляя ситуацию до низшей точки. Когда кажется, что хуже уже быть не может, происходит поворотное событие (например, герой рекламы покупает товар), — его жизнь героя налаживается, и наступает счастливый конец.

-6

Как видите, структуры похожи. По сути они состоят из трех частей: завязки, развития и финала. Чтобы собрать свой рассказ по одной из моделей, нужно описать героя и его мир, затем поместить его в неприятную историю, провести через череду испытаний и вернуть обратно.