В СССР на всех более - менее крупных предприятиях-организациях существовали квоты для трудоустройства лиц, освобождённых из мест лишения свободы (МЛС), а так же для лиц, побывавших в приемниках-распределителях для бродяг-попрошаек. С предоставлением общежития и обучением по специальности.
Для лиц, освобождённых из МЛС, выглядело это примерно так.
За три месяца до освобождения из зоны начальнику отдела внутренних дел приходит письмецо - мол, освобождается такой-то, желает жить-трудиться на обслуживаемой вами территории (это выбор зека, принимался безоговорочно, за исключение территорий с ограничениями проживания - погранзоны, закрытые объекты и.т.д.), профессия - такая-то (ну или вообще без профессии).
Начальник отписывает бумагу в инспекцию исправработ и трудоустройства (ИИРиТ), копию в ОУР для организации другой работы. Инспектор ИИРиТ в течение месяца должен найти рабочее место освобождающему (как правило, предприятия и организации всеми правдами-неправдами отнекивались от такой вот сомнительной "чести"). Приходилось "подключать" партийные и советские органы власти.
Статистикой не владею, но тогда многие освободившиеся либо вообще не приежали на выбранное место (а им в зоне выдавали проездные документы на поезд), либо не устраивались на выделенное им место, либо в скором времени были уволены за нарушения тудовой дисциплины. Кто хотел - работал, кто не хотел-украл, выпил, в тюрьму".
Насколько мне известно (могу ошибаться), сейчас вопросами трудоустройства таких лиц на общих основаниях занимаются Центры занятости населения (ЦЗН, без заботы о проживании), либо благотворительные общества. Освобождаемый должен сам обратиться в ЦЗН или к благотворителям. Если я не прав - поправьте.