Найти в Дзене
Дядя Гиляй

«Русский стиль»: колода карт последнего императора России

Эта статья не о Москве. Но наверняка в каждой московской квартире найдётся знакомая колода игральных карт с изображением валетов, королей и дам в образах XVII века, окружённых древнерусским оружием и доспехами. Это колода носит название «Русский стиль». Речь пойдёт о ней.

Карты и реальные прототипы
Карты и реальные прототипы

Мало кто знает, что прототипами образов для составления этой колоды стали участники последнего придворного бала императорской России, который проводился в дни празднования Масленицы в 1903 году.

Бал был приурочен к 290-летию дома Романовых. Событие организовали в два этапа: 24 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 26 февраля непосредственно сам бал-маскарад, на котором все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича.

-2

Праздничное событие было щедро запечатлено на фотопленку. По его мотивам позднее издали «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце». В 1911 году на немецкой фабрике карточных игр фирмы Dondorf во Франкфурт-на-Майне были разработаны эскизы для карт, которые были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре. В 1913 году, к 300 летию дома Романовых, была выпущена колода игральных карт, получившая название «Русский стиль».

Гости костюмированного бала-маскарада в Зимнем дворце, 1903 г.
Гости костюмированного бала-маскарада в Зимнем дворце, 1903 г.

Колоду создавали, опираясь на образы тех фотографий из альбома. Все образы «высших чинов» повторяли костюмы участников того самого бала-маскарада. Карты были выполнены из плотного картона, с рубашкой в виде коврового узора. На лицевой стороне — изображение полуфигур в зеркальном отражении. В колоде содержались 53 карты: 52 карты + 1 карта с изображением пеликана с птенцами (символ самопожертвования), на ней был написан девиз: «Себя не жалея питает». Он означал тот факт, что карты произведены легально на Александровской мануфактуре, а доход от 53-й карты отчислялся на содержание детских приютов.

Если не знали, то сам символ в Российской империи означал Ведомство учреждений императрицы Марии Фёдоровны (мать Николая I) по управлению благотворительностью. В геральдике изображение пеликана, кормящего птенцов своей кровью, означает как любовь родителей к своим детям, так и попечение государя о своём народе.

Колода игральных карт "Русский стиль", 1913 г.
Колода игральных карт "Русский стиль", 1913 г.

Из воспоминаний фрейлины императрицы Александры Фёдоровны — баронессы Софии Карловны Буксгевден:

«Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, — зрелище было поистине завораживающим».

Игральные карты и образы участников бала-маскарада
Игральные карты и образы участников бала-маскарада

Так, например, червовая дама — это никто иной, как сама княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни. Трефовая дама — княгиня Елизавета Федоровна. Ещё две боярыни: Дама пик — княгиня Зинаида Юсупова и Дама бубен — графиня Александра Толстая.

Теперь разберём всех королей. Король червей — сам император Николай II в образе царя Алексея Михайловича. Король бубен — статский советник Николай Гартунг в костюме боярина. Король треф — граф Михаил Граббе. Король пик без прототипа, но в костюме Ивана IV Грозного.

Валет треф — князь Михаил Александрович в полевом костюме царевича. Валет бубен — князь Андрей Владимирович в образе сокольничьего. Валет червей — лейтенант Николай Волков в костюме боярина. Валет пик — ротмистр Александр Безак также в костюме боярина.

-6

После революции Александровская мануфактура была закрыта на несколько лет, позднее национализирована. В 1923 году художник Юрий Иванов перерисовал колоду для офсетной печати и карты появились в массовой продажи.

Интересно, что колода с изображениями членов царской семьи продолжала издаваться вплоть до 1993 года, оставаясь самой популярной на территории советского и постсоветского пространства. Такая история.

Было интересно? Подписывайтесь!

Telegram: t.me/gilyarovski