Эта статья не о Москве. Но наверняка в каждой московской квартире найдётся знакомая колода игральных карт с изображением валетов, королей и дам в образах XVII века, окружённых древнерусским оружием и доспехами. Это колода носит название «Русский стиль». Речь пойдёт о ней.
Мало кто знает, что прототипами образов для составления этой колоды стали участники последнего придворного бала императорской России, который проводился в дни празднования Масленицы в 1903 году.
Бал был приурочен к 290-летию дома Романовых. Событие организовали в два этапа: 24 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 26 февраля непосредственно сам бал-маскарад, на котором все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича.
Праздничное событие было щедро запечатлено на фотопленку. По его мотивам позднее издали «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце». В 1911 году на немецкой фабрике карточных игр фирмы Dondorf во Франкфурт-на-Майне были разработаны эскизы для карт, которые были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре. В 1913 году, к 300 летию дома Романовых, была выпущена колода игральных карт, получившая название «Русский стиль».
Колоду создавали, опираясь на образы тех фотографий из альбома. Все образы «высших чинов» повторяли костюмы участников того самого бала-маскарада. Карты были выполнены из плотного картона, с рубашкой в виде коврового узора. На лицевой стороне — изображение полуфигур в зеркальном отражении. В колоде содержались 53 карты: 52 карты + 1 карта с изображением пеликана с птенцами (символ самопожертвования), на ней был написан девиз: «Себя не жалея питает». Он означал тот факт, что карты произведены легально на Александровской мануфактуре, а доход от 53-й карты отчислялся на содержание детских приютов.
Если не знали, то сам символ в Российской империи означал Ведомство учреждений императрицы Марии Фёдоровны (мать Николая I) по управлению благотворительностью. В геральдике изображение пеликана, кормящего птенцов своей кровью, означает как любовь родителей к своим детям, так и попечение государя о своём народе.
Из воспоминаний фрейлины императрицы Александры Фёдоровны — баронессы Софии Карловны Буксгевден:
«Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, — зрелище было поистине завораживающим».
Так, например, червовая дама — это никто иной, как сама княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни. Трефовая дама — княгиня Елизавета Федоровна. Ещё две боярыни: Дама пик — княгиня Зинаида Юсупова и Дама бубен — графиня Александра Толстая.
Теперь разберём всех королей. Король червей — сам император Николай II в образе царя Алексея Михайловича. Король бубен — статский советник Николай Гартунг в костюме боярина. Король треф — граф Михаил Граббе. Король пик без прототипа, но в костюме Ивана IV Грозного.
Валет треф — князь Михаил Александрович в полевом костюме царевича. Валет бубен — князь Андрей Владимирович в образе сокольничьего. Валет червей — лейтенант Николай Волков в костюме боярина. Валет пик — ротмистр Александр Безак также в костюме боярина.
После революции Александровская мануфактура была закрыта на несколько лет, позднее национализирована. В 1923 году художник Юрий Иванов перерисовал колоду для офсетной печати и карты появились в массовой продажи.
Интересно, что колода с изображениями членов царской семьи продолжала издаваться вплоть до 1993 года, оставаясь самой популярной на территории советского и постсоветского пространства. Такая история.
Было интересно? Подписывайтесь!
Telegram: t.me/gilyarovski