- Поздравьте меня я командир воздушного корабля, - повторяю эту фразу перед каждым полётом, но заметьте про себя. Показать на людях, что хвастун или задавака, я бы не смог. Пассажиры, проходя мимо меня сосредоточенны, и не обращают внимания на людей в форме. Униформа растворяет лица её хозяев. А пассажиров идущих по аэродрому больше интересует самолёт, на котором они отправятся в полёт. * Мой самолёт «Ли - 2» готов к очередному рейсу. Перед полётом я одеваю, рабочую одежду и начинаю планомерный осмотр своего воздушного корабля. Эту работу технического контроля я не доверяю ни кому. Поэтому приезжаю в порт на первом троллейбусе пятого маршрута. Кондукторов отменили, и я бросаю свои пять копеек в специальную кассу и отрываю билетик. Непривычное новшество. Руководством общественного транспорта ведутся робкие опыты при переходе из социализма в коммунистическое общество. * На выходе из здания аэровокзала я предъявляю служебное удостоверение. Тут служба поставлена довольно строго. Полувоенная дисциплина организованна командным составом. Многие лётчики с боевым стажем перешли на командирские должности по возрасту и состоянию здоровья. Прошедшие суровые испытания войной, разрухой, голодом, держат должную дисциплину, вверенных им руководством авиации предприятиях, и берегут имуществом страны. * У моего самолёта уже видно движение обслуживающего персонала. Техники осматривают моторы, а заправщики заливают топливо. Я здороваюсь с технарями и прохожу в кабину пилота. Начинается моя работа. * Техники не удивляются моему раннему приходу. Они даже рады, что я вместе с ними проверяю готовность машины. Топливозаправщик сворачивает шланги на автомобиль Зил 164 и вскоре бензовоз отъезжает от самолёта. Я махаю рукой механикам, всё в порядке и разрешаю им покинуть самолёт. * Остаётся немного времени до прибытия экипажа. Второй пилот должен принести бумаги на полётное задание. * Экипаж на месте по штатному расписанию. Запускаем двигателя при помощи стартеров. Это Вам не «По – 2» его можно завести от руки. Хотя я ещё немного скучаю, по этой машине знаменитого конструктора Поликарпова Н. Н. Самолёт раньше назывался У - 2, после внезапной смерти Поликарпова в память о нём назвали По - 2. Молодым инженером он пришёл в конструкторское бюро Сикорского Игоря Ивановича. Вместе с ним строил самолёты бипланы «Русский витязь» и знаменитый «Илья Муромец». * Моторы принялись за свою обычную работу. Я проверяю их в разных режимах и меняю обороты. Слуха музыкального у меня нет, но звук мотора для меня, что скрипка Паганини. Тут меня не обманешь, при неполадке двигатель начинает издавать совершенно другие звуки. Силы в моторах очень даже вполне достаточно, чтобы поднять в небо «Ли - 2» и совершить аккуратную посадку. Еже ли, что с подачей топлива тут двигатели работают с перебоями. Начинается излишний расход топлива и смазочных материалов. В полёте это может привести к катастрофическим последствиям. На «русский авось» я не надеюсь и при первой технической неисправности или даже подозрении на не исправность сообщаю диспетчеру. * Сегодня всё происходит по штатному расписанию. Двигателя работают ровно на разных оборотах. Давление масла в норме. Температура по регламенту. Можно лететь. Взглядами обмениваемся со вторым пилотом и борт - механиком. * Взлетаем в сторону Заельцовского бора. Вижу верхушки вековых сосен. Красота, да и только. Жаль, что не кедровый бор, а - то шишки так бы и сыпались на землю. Я не выпускаю из рук штурвала. Домики на земле становятся игрушечными, земельные участки ровными как на чертежах. Машина ровно без толчков начинает набирать высоту. Достигаем своего коридора рекомендованного диспетчерской службой и начинаем выполнять полётное задание. Ложимся на свой курс. Я передаю штурвал второму пилоту и впадаю в лёгкую дрёму. Я уже привык к такому состоянию. Полёты довольно длительные и хотя мой организм расслабляется, но мозг держит ситуацию под контролем. Попадаем в воздушную яму, и мои руки опять на штурвале. Эту ситуацию понимает и наш второй пилот и весь наш экипаж. Мы несём ответственность за самолёт и перевозимых пассажиров, за груз на борту. * Под крылом расстилается необъятная таёжная ширь. Изредка речки рассекают этот необычный зелёный ковёр. Места мне знакомы и кроме бортового компаса у меня в голове биологический, а этот компас намного надёжнее. Ровный и мощный звук работы двигателей опять меня приводит в состояние определённого покоя. * Я часто вспоминаю военные годы. В те лихие времена я ходил в школу, и нам молодым людям хотелось защищать свою родину с оружием в руках. Мы буквально прилипали к репродукторам, когда передавали последние известия с фронта. Зная такой настрой в наших головах и желание сражаться с врагом. Учителя старались втолковать нам, что наше оружие это ручки тетради и учебники. И при этом утвердительно говорили, - ребята своим отличным поведением и хорошей учёбой вы тоже бьёте врага. * Хорошо и ласково эти слова получались у нашей классной руководительницы Юдиной Елены Александровны. Она организовала кружок «Авиатор». Девиз нашего небольшого коллектива мальчиков и девочек был «возможность полётов аппаратов тяжелее воздуха». Мы начали изготовлять обыкновенные воздушные змеи. Изготовление этого летательного аппарата не требовало больших навыков. Тем более тут можно было поучиться у старших ребят с улицы. И даже потрогать это сооружение из бумаги своими руками. * Дело было в том, что мы начинали с азов воздухоплавания, как в первом классе при изучении букваря. Елена Александровна половину занятий кружка посвящала теории и публикациям о Российских авиаконструкторах и первых лётчиках. * Мы слушали её лекции, о Можайском затаив дыхание. Он впервые мог поднять летательный аппарат в воздушное пространство. Наша учительница имела солидные подборки статей об авиации. Она читала нам журнал «Морской вестник» издания ещё прошлого века, в котором академик Петербургской академии наук Рыкачёв Михаил Александрович писал об испытаниях «по определению подъёмной силы винта в воздухе» в 1870 году. Работы этого учёного вдохновляли многих его последователей. Его заслуги были по достоинству отмечены. В 1904 году на Международном съезде воздухоплавания он был выбран председателем. * «Кронштадский вестник» сообщал, что Можайский проводил испытания на маленьких летательных аппаратах. Он кропотливо шаг за шагом шёл к заветной цели и строил всё новые более успешные модели, прообраз будущих самолётов. В газете «Санкт – Петербургские» ведомости не раз выходили его статьи о будущем в развитии авиации. * Военные инженеры интересовались применением воздухоплавательных аппаратов во время боевых действий. Пока только в разведывательных целях. С целью обнаружения боевых точек противника с воздуха. В 1849 году аэростаты Австро - венгерской империи вели разведку с аэростатов и успешно пользовались ими при бомбёжке Венеции. При боевых действиях в 1861 году во время Гражданской войны в Северных штатах Америки применялись аэростаты, для корректировки огня артиллерии. * К изобретению Можайского военное командование отнеслось с недоверием и при первых неудачах постаралось свернуть проект. Что тут было предательство интересов россиян, или просто глупость военных чинов. Притом, что в основном на ответственных должностях сидели иностранцы. Хотя многие учёные видели перспективу в развитии строительства летательных аппаратов. Об этом говорили с больших трибун академик Петров Н. П. и профессор Менделеев Д. И. Труд Менделеева «О сопротивлении жидкостей и воздухоплавании» нашёл в скором времени своё применение. * Да это было интересное время открытий и побед. Российская мысль намного опередила изобретателей других стран. Но как всегда власти шли путём заимствования и покупки самолётов за границей. Не давая развитию отечественной промышленности и предавая забвению многие идеи замечательных учёных и изобретателей. Тем временем талантливые труды ложились под сукно, а может просто продавались за границу. * Я отвлекаюсь от воспоминаний и смотрю на приборы. По времени и остаткам топлива мы у конечной цели нашего полёта. Я беру штурвал в свои руки, и мы начинаем снижаться. Сажать самолёт по приборам довольно сложно, но интересно. * Мы садимся на грунтовой аэродром в Колпашево. Добро уже получено от местного диспетчера. Сажать свой любимый самолёт я ни кому не доверяю. Чувствую, как он коснулся колёсами шасси травяного покрытия, рычагом разблокирую колесо третьей опоры самолёта. Равномерный шум касания земли. Полёт завершён. * Вечером в гостинице меня опять начинают обуревать воспоминания. Мы с несколькими ребятами из нашего класса идём в госпиталь на Красном проспекте. Огромное красивое здание с высокими потолками и светлыми помещениями. В госпитале лежат раненые и больные, эвакуированные из мест военных действий. Нам доверили уход за бывшими в осаде ленинградцами. Мне как самому крепкому из нас доверили уход за пожилым ленинградцем. Я немного его смущаюсь, он такой представительный и носит пенсне. Правда, исхудавший, от недоедания. Лечащий врач на него смотрит с сожалением. Я тоже своим детским умом делаю выводы. В те времена смерть косила людей запросто без сожаления. С лекарствами было очень трудно. Помогали в лечении порой и местные наши лекарственные травы. Я поил моего больного настоем володушки. Потом уже в зрелом возрасте я узнал, где растёт эта трава и как её надо собирать. А пока я выполнял все требования врача. * Мы сдружились с дяденькой в пенсне. Он по старомодному представился мне Аркадий Евгеньевич Семёнов инженер Государственного завода «Красный лётчик». Я весь покраснел и буркнул четвёртый класс Женька Фёдоров. - Очень приятно, будем дружить товарищ Фёдоров. * На другой день после занятий я зашёл домой налил котелок ухи и пошёл к своему новому старшему другу. Аркадий Евгеньевич покушал немного ухи из чебаков и ершей, и ему стало полегшее. - Да мой друг такой вкусной пищи я не кушал с 41 года, - улыбнулся он. Спасибо молодой человек. - Это я сам в реке Оби наловил, а мама сварила, - быстро ответил я. * - А ещё чем Вы занимаетесь кроме ловли рыбы, - спросил Аркадий Евгеньевич. - Да разными делами, ещё в кружок хожу Авиатор, - ответил я подумав. * - Очень интересно, а ведь мы с Вами оказывается, к авиации имеем непосредственное пристрастие, - сказал он. Я ведь работаю в авиаконструкторском отделе. И начинал свою деятельность после окончания института в Санкт - Петербурге. Попал на Русско - Балтийский вагонный завод. Он в ту пору переехал из Риги. Назначили меня старшим мастером в механический цех. Работа я вам доложу рутинная. Узнал я, что на заводе уже с 1910 года имеется конструкторский авиационный отдел. Вот и пошёл Михаилу Владимировичу Шидловскому проситься на работу. Он меня переадресовал к Сикорскому. Игорь Иванович поговорил со мною, задал насколько вопросов, видимо проверял. В конце беседы протянул руку и предложил у него работать. Уже потом, когда я стал полноправным работником отдела, я узнал подробности жизни и творчества своего главного конструктора. Сикорский, будучи студентом начал, заниматься авиастроением. В ту пору весь мир был увлечён полётами и поднятием в воздух аппаратов тяжелее воздуха. Эта страсть увлекала многих людей. Ещё, будучи студентом, он сделал первый самолёт совместно с другими неравнодушными людьми к авиации. Самолёт назывался «С - 1» с двигателем в 15 л/сил. Он оказался слабым и не мог подняться в воздух. Не потеряв веру в своих способностях, Сикорский достал новый двигатель 25 л/сил и вот он новый самолёт «С - 2». Тоже не очень удачная машина. Зато «С - 3» смог подняться на тридцать метров и удивить местную публику, в особенности девиц и ребят. Новый биплан «С - 4» ему показался не совсем удачным. * Но как говориться дорогу осилит идущий и Игорь Иванович строит следующий самолёт. В него он вложил весь свой опыт и душу. Этот прекрасный самолёт под пятым номером удивил всех даже законченных скептиков. С высоты 100 метров затем уже 300, он бросал вызов ведущим конструкторам всего Мира. Сделанный студентом Сикорским самолёт продержался в воздухе более получаса. Следующий рекорд «С - 5», он поднялся на высоту 500 метров и пролетел 85 километров при скорости 125 км/час. Полёт продолжался около часа. * Самолёт биплан «С - 6» был настолько удачным, что стал побивать мировые рекорды. * За полётами чудо самолёта и его пилота внимательно следил председатель совета акционеров Русско - Балтийского вагонного завода Шидловский Михаил Васильевич. Он и предложил Игорю Ивановичу возглавить конструкторский авиационный отдел. * Параллельно с согласия морского министра И.К. Григоровича Сикорский получил должность техника по вольному найму. Начальство Балтийского флота было заинтересованно в морской авиации. Наступало тревожное время в Европе. Вильгельм II бряцал оружием и заглядывался на русские земли. Разведка Германии, проникнув в секреты России в деле обороны страны, докладывала об этом своему кайзеру. * Самолёт «С - 5А» был принят морским ведомством. И на Балтийский завод поступил заказ на изготовление десяти усовершенствованных «С - 10» самолётов бипланов предназначенных для посадки и подъёма в воздух прямо с воды в 1913 году. * Работая на перспективу, конструкторское бюро в 1911 году вело одновременно разработку двухмоторного самолёта. Сикорский И.И., оставив работу в морском ведомстве, в конце 1913 года всецело занялся идеей этого мощного самолёта. На первых испытаниях стало понятно, мощностей двигателей не хватает, для поднятия в воздух самолёта. Было принято решение, установить на самолёт четыре мотора. * На первых испытаниях, «Гранд» смог преодолеть планку высоты в 300 метров и развить скорость 90 км/час. После показа таких впечатляющих результатов, решено было переименовать биплан в «Русский витязь». Вполне патриотично в году, когда запахло пороховым дымом из Западной Европы. * За окном уже заметно стало темно. Дежурная санитарная сестра подошла к нам и сказала, - довольно Вам общаться. - Мальчик ты пожалуй иди домой. Больному надо отдыхать. Приходи завтра. Аркадий Иванович нашёл в себе силы и сказал, - приходи мой друг, в следующий раз я тебе расскажу, что было дальше с нашими самолётами. * На другой день я пошёл на реку. Мне хотелось наловить рыбы для ухи и жарки. Но пошёл дождь, и сколько бы я не старался, клёва не было. Только через два дня у меня получилась удачная рыбная ловля. Мама сварила ухи и нажарила рыбы. * И вот я довольный собой и своими подарками пришёл в госпиталь. Меня пропустили без задержки, я тут давно уже примелькался. Подошёл к кровати Аркадия Евгеньевича и опешил. На его месте лежал совершено другой мужчина, весь в бинтах. Я подошёл к санитарке и спросил, - а где больной Семёнов. - Женщина мне ответила, - очень жаль, но твой знакомый умер от истощения. Ничего не поделаешь, мы как не старались, не смогли ему помочь. Мне на глаза нахлынули слёзы. В моём детском возрасте тяжело было терять людей. Я отдал свои подарки другим больным и пошёл домой. Мама меня успокоила и как могла, объяснила о жизни людей, и неизбежности ухода в другой мир. * На следующем заседании нашего кружка «Авиатор» я попросил Елену Александровну рассказать о конструкторе самолётов Сикорском. - Женя, а ты откуда слышал о Сикорском Игоре Ивановиче, - спросила меня учительница. Я рассказал ей о встрече с больным в госпитале. * - Хорошо я посмотрю подборки из петербургских вестников. Может, что и найду,- сказала Елена Александровна. Теперь давайте займёмся моделированием наших самолётов. * Самолёт для работ ребят звучало несколько высокопарно. Скорее всего - это был планер на резиновом ходу, точнее летящий с помощью раскручивавшейся резины. Перед полётом мы крутили двухлопастной пропеллер, чем создавали определённое напряжение резины протянутой вдоль фюзеляжа. Хотя это слово вряд ли подходило для тоненькой рейки, на которой крепилось оперение модели и хвостовая часть. * Но как бы - то и не было, наши красавцы самолёты пролетали несколько десятков метров. Иногда даже и больше, когда попадали в струю попутного ветра. Подручные материалы для строительства самолётов мы находили в отходах столярной мастерской. Красные звёзды на крыльях мы рисовали красными чернилами. Елена Александровна разрешала брать её собственную чернильницу, которую мы право боялись. Она проверяла школьные работы, и ставила оценки, как раз обмакивая перо в эту чернильницу. Я учился неплохо, но мне тоже становилось не по себе, когда очередь доходила до моей тетради. * Самые удачные модели имели тонкие полоски из красной резины. За этой резиной гонялись мы члены кружка и ребята с рогатками. А эта резина стояла на автошинах американского производства. С каучуком у американцев было вполне очень просто. Каучуковые деревья росли у них на континенте. Нам от этого было не легче. И так шины с красной резиной могли быть на аэродроме и в гараже. Американские автомашины фирмы Studebaker имели такие шины с камерами из красной резины. Автомобили были красивыми и современными. Летит это чудо техники по нашим кочкам и ямам и не чувствуется тряска. Самолёты мы видели на аэродроме. Прилетали истребители Bell P – 39 Airacobra на городской аэродром, их там разбирали и грузили на платформы для отправки на фронт. Редко когда колесо шасси выходило из строя. Большие надежды были на грузовики. По нашим дорогам порой только на тракторах ездить. И обязательно пробьёшь автошину. Так вот и доставали мы эту драгоценную резину, когда уже совсем негодную камеру выбрасывали в ящик с мусором. * А наши самолёты и воздушные змеи парили в небе, а нам было радостно от этого и приятно. Мы молодые россияне были участники в борьбе за воздушное пространство над нашей Великой страной. Даже порой спорили о том, что Покрышкин тоже начинал с таких же моделей. Для нас понятно конечно, что начинал, и это было, как теорема Пифагора так же доказано. * Через неделю Елена Александровна принесла нам выборки из газет и журналов о боях в воздухе во времена - Первой Мировой войны 1914 года. Где она достала такие материалы она нам не сказала. Но слушать нам было довольно интересно. Несмотря, на наше баловство на уроках, тут стояла полная тишина. Мы боялись не пропустить ни одного слова мимо своих ушей. В пору детства мы впитывали интересные знания, как земля во время дождя. * И так рассказ Елены Александровны прозвучал, как продолжение услышанного в госпитале от инженера Семёнова. * Сикорский Игорь Иванович получив хвалебные отзывы о самолёте «Русский Витязь» не остановился и продолжил работу. Он решил сконструировать самолёт для перевозки грузов на расстояния, мощный и надёжный. И назвал новую машину «Илья Муромец» вполне патриотично с духом тогдашнего времени. Ещё не прошёл горький осадок после поражения в войне 1904 года. Мы тогда проиграли войну, скорее всего от плохого снабжения нашей Маньчжурской армии. А будь у нас транспортная авиация. * На первых испытательных полётах. «Илья Муромец» поднялся на высоту триста метров. На борту самолёта находилось 16 человек и даже одна собака. Биплан в полёте был устойчив и слушался лётчика, который им управлял. Размах крыла достигал 31 метра. И во время полёта можно было пройти с одной стороны на другую. Это был решительный и неоспоримый прорыв нашей конструкторской мысли и авиационной промышленности. * В очередном полёте «Илья Муромец» пролетел расстояние в 650 километров за 6 часов 33 минуты. В пути вышел из строя один из двигателей. Самолёт смог сесть на необорудованном участке, что тоже говорило в его пользу. Пригодной машине к условиям грунтовой полосы, для взлёта и посадки. Ремонт двигателя произвели своими силами и продолжили путь. * Дальнейшие испытания прервались, началась война 1914 года. Сикорский сразу обозначил свой самолёт, как военный бомбардировщик. Военное командование отнеслось с пониманием. Было решено провести испытания в боевых условиях. * И так вот он первый боевой вылет. Самолёт взял на борт груз, состоящий из специальных снарядов. Если их сбросить с высоты, то они пробивают и человека и лошадь. Полёт оказался удачным, враг понёс большие потери убитыми и ранеными солдатами. * На Русско - Балтийский завод поступил заказ на изготовление самолётов типа «Илья Муроме». Вместе с тем сформировали авиационную роту в количестве десяти самолётов. На военные заводы поступил заказ, изготовить первую партию авиационных бомб. * В августе 1914 года самолёты этого типа начали службу в армии. Сикорский улучшал качество самолётов. Неплохо себя показали «Илья Муромец Киевский» и «Илья Муромец 3» Немцы усилили свою оборону самолётами истребителями. И в следующем полёте напали на бомбардировщик. Было выведено из строя три двигателя. На удивление людям, наблюдающим за боем в небе. «Илья Муромец» удержался в воздухе на одном моторе, и сел на своей территории. * Сикорский Игорь Иванович, не теряя времени, внёс конструкторские изменения и установил, кроме боковых пулемётов еще и сзади боевую точку. Получилась этакая летающая крепость. И вражеские лётчики сами становились жертвами огня нашего бомбардировщика. Особо было отмечено императором Николаем, - наши авиаторы славно потрудились в подготовке «Брусиловского прорыва». * На этом заседание кружка закончилось. Елена Александровна спросила, - ребята какие будут ещё вопросы из истории Авиации России. * Я не утерпел и попросил рассказать о самолётах истребителях - Первой Мировой войны. Елена Александровна подумала немного и ответила, - в основном самолёты истребители закупались у наших союзников по Антанте. Про отечественные истребители мало информации. К следующему занятию я постараюсь поискать в журналах и газетах тех времён. Попробую, что узнать в Аэроклубе около «Колхозного рынка». * Мы довольные лекцией, как всегда с шумом и гамом вылетели из школьного здания. По улице Сталина вели пленных фашистов. Их охраняли сотрудники НКВД. Военно - пленные; немцы, итальянцы, венгры, французы мостили улицы нашего города гранитным камнем. Вроде и ничего хитрого, а у нас таких специалистов не было. Как говорили интернационалисты, побывавшие в Испании, - там у них в Европе все дороги каменные. Очень удобно в пути и в любое время года можно проехать и пройти. Уличные мальчишки стреляли в них из рогаток. У нас тоже было желание внести свою лепту в это справедливое дело. Но старшая пионер - вожатая предупредила о недостойном таком поступке для пионера. И она ещё говорила о пролетарской солидарности. Мы, конечно, не совсем поняли её слова, но приняли к сведенью её предупреждение. А как было бы хорошо попасть из рогатки в эти рожи - неудавшихся оккупантов. Колонну пленных прогнали, и мы перешли дорогу. Ускорили шаг и вот она река Обь с её запахами воды, и густым насыщенным воздухом кислорода. В прибрежной части реки густая трава и даже красивые дикие цветы. Встречаются изредка родники, которые несут свои воды в реку по проложенной самой природой ручейкам и даже солидным ручьям. Особенно у родников растут громадные деревья, и в некоторых местах кустарники. На реке в районе грузового причала скапливались огромные плоты. Фронту нужен был строевой лес. Его грузили в вагоны и отправляли на Запад. Где боролась с Гитлером наша Красная армия. * Нас привлекает огромный пароход, идущий против течения. Колёсник имеет гордое название «товарищ», на его корме развивается красный флаг. Паровая машина выдаёт много дыма и копоти, временами заволакивая половину реки. * - Натуральная морская маскировка, - говорит рыбак в тельняшке без одной ноги. Мы смотрим, что за улов в его садке и идём дальше. Нам надо пробраться на самую быстрину реки и пройти к привязанным плотам. Идти по крайним брёвнам более безопасно, если сорвёшься то - лишь искупаешься в реке. А вот когда попадёшь под плоты, тут вряд ли выберешься. * У меня сегодня удачный день. Клёв очень хороший. То окунь попадётся, то язь, а в основном ловится чебак. При всей своей заинтересованности рыбалкой я не забываю посматривать за солнцем. Примерно зная, когда оно перейдёт точку после пяти часов. В шесть часов мама возвращается с работы и мне надо быть дома. У нас с ней заведено такое расписание дня. В моих мечтах есть желание обзавестись своим собственными часами. Я даже пытался копить деньги, но не получалось. Единственно на что я набирал определённую сумму, хватало только на простейшие часы ходики с гирями и цепями. * По своим точным расчётам я прибегаю домой и начинаю чистить рыбу. Соседка дама весьма хитрая мне говорит, - Женя почистишь рыбу, я тебе её пожарю. - Меня в этом случае не проведёшь, я знаю, что самое трудное обработать рыбу. А жарить чего проще. В ответ я мотаю головой отрицательно, и продолжаю своё дело. Мне не нравится чистить окуней, зато уха из них да ещё добавить ершей очень вкусная и наваристая. Рыба готова. Остаётся лук и картошка. Дикий лучок я добываю на берегу реки. А вот с картошкой дело серьёзное. Её надо покупать на базаре. А там цены больно высокие. На мамину зарплату шибко не разгуляешься. Отец старается, присылает деньги, но ему то - же не лучше на растоптанной и сожженной Белорусской земле. * Занятия нашего кружка « Авиатор» в этот день начались с рассказа Елены Александровны про первый Российский истребитель. Его сконструировал тот же Сикорский Игорь Иванович. Ему в ту пору было всего двадцать пять лет. А конструкторская мысль его, несомненно, опережала разработки других изобретателей и инженеров. Начинались тревожные времена революций и военных действий Германии и Австро – Венгрии. * Свой новый самолёт биплан он первое время замыслил, как учебный, для обучения лётчиков. Но война внесла свои коррективы и для громадных бомбардировщиков «Илья Муромец» нужна была охрана в воздухе. Один из самолётов бомбардировщиков был сбит немецкими лётчиками. * Игорь Иванович решил создать боевую машину для воздушного сраженья. Нравилась идея воздушной дуэли. Когда подобно ливонским рыцарям в крестах и нашим витязям с образами Святых ведётся бой на Чудском озере. Он буквально загорелся этой патриотической идеей. И вот в его голове рождается истребитель РБВЗ - С - 16. Скорее её надо воплотить на бумаге. Конструкторский отдел вагонного завода буквально днюет и ночует за чертежами и расчётами. И самое решительное и бравое решение идёт, как по маслу. Самолёт красавец самый скоростной и маневренный рождается под руками талантливых русских инженеров. * Проведя испытательные полёты, Игорь Иванович убедился в отличных лётных данных этой машины. Самолёт под заводским номером был снабжён приборами, изготовленными в конструкторском отделе. Как новинка он управлялся штурвалом и облегчёнными педалями из цветных металлов. Каждый лишний килограмм влиял на манёвренность самолёта. Ещё была острая нужда в моторах для самолётов. Самолёт биплан был готов впервые месяцы 1915 года. * Вооружением самолёта служило два пулемёта. Англия союзник России присылала пулемёты, Франция двигателя. Шла Мировая война и задачей союзных войск была в победе над Германией. * Самолёт «С - 16» имел двухместную кабину. Второй пилот снабжался ещё одним пулемётом. Чтобы не попасть пулями в лопасти винта своего самолёта разработали синхронизатор. Автором синхронизатора был один из инженеров отдела. Работа считалась общая, поэтому никто не выделялся особо. * При скорости около 150 км/час самолёт легко маневрировал и резко набирал высоту, чтобы обрушится на врага. В 1916 году первые шесть самолётов прибыли на фронт в Галицию. * Параллельно готовя новые самолёты на вагонном заводе, Игорь Иванович занимался конструированием нового самолёта «С – 17». В то же время к нему поступил на работу инженер Поликарпов Н.Н. и принял активное участие в работе над машиной. * За активную и плодотворную работу авиационному отделу заводом была выделена денежная награда. Шидловский Михаил Васильевич прекрасно понимал, что люди в отделе измотаны и им требуется отдых. * Михаил Васильевич откупил ресторан « У Яра» и отметил вместе с сотрудниками отдела успехи в работе. Там же вручили премии. От военного ведомства выдали правительственные награды. И отпустили всех работников на десять дней в отпуск. * Мне в рассказе нашей учительницы понравилось отношение руководства вагонного завода к своим работникам. Точнее к белым воротничкам. Говоря простыми словами,- забота о творческой интеллигенции. Умные головы ценили даже буржуи. Но понятно, что не у всех было такое отношение. В правительстве бытовало мнение, - дешевле купить за границей. - Но это мнение исчерпало себя ещё в войну 1904 года. Без развития своего производства и строительства заводов и фабрик, нацеленных на военное производство, было не возможно, поднять экономику и достойно ответить не доброжелателям. * Но эти мысли мне уже пришли в более зрелом возрасте. А теперь во время войны мы как могли, помогали нашей армии бить врага. После занятий кружка в наш класс пришла пионер вожатая. Она зачитала нам рассказ из журнала «Пионер». В нём говорилось, что в стране не хватает металла и надо его изыскивать и отправлять на металлоплавильные заводы. Для нас мальчишек и девчонок эта идея показалась правильной и своевременной. Да к тому же журнал, вышедший в годовщину смерти В.И. Ленина врать не будет. Мы дружно подняли руки и проголосовали, - всем классом идти и собирать старый металлический лом.- * Мы разбились по звеньям, и пошли по улицам в поисках выброшенных железных предметов. Ржавые вёдра, тазы и банки из под консервы всё шло вкладом в наше общее дело. Иногда, правда, мы в погоне за своими достижениями вызывали недовольство хозяев. В одном из домов по улице Инская мы увидели перед входом металлическую решётку. Нам показалось, что она тут совершенно лежит брошенная. И вот наше звено с большим трудом притащила эту тяжёлую металлическую конструкцию во двор нашей школы. Тащили мы эту железную вещь волоком как бурлаки, естественно оставляя след на земле. Вечером пришёл хозяин этой злополучной решётки и отнёс её обратно. При этом довольно колко высказавшись в наш адрес. Тут мы явно перестарались, но куча железного хлама росла. И радовала наше самолюбие. Ведь можем же если захотим. Дома мама бранила меня за ржавые пятна на моей одежде. Я ей, как взрослый мужчина отвечал, - не ходить же мне голому по городу. Мама смеялась, и мир в нашей семье восстанавливался. * Вечером я ужинал и уходил на реку. Рыбная ловля меня успокаивала, и я забывал обо всём на свете. Рядом со мною иногда рыбачил пожилой болезненный мужчина. Постепенно мы с ним сдружились, и он мне рассказывал различные истории из своей жизни. Как он говорил, - перед смертью, вся жизнь проходит в памяти перед глазами. Однажды он рассказал, как в 1929 году сидел в Бутырской тюрьме с конструктором самолётов Поликарповым Николай Николаевичем. * - Нас там собралось довольно много,- начал он. Поликарпов Н.Н. тот имел расстрельный приговор. Мне дали десять лет за то, что я встречался с врагами народа. В общем, собрался неплохой контингент из представителей интеллигенции. Кормили нас отвратительно, приходилось делать покупки в тюремной лавке. А там консервы и прочие не очень полезные продукты, даже хлеба в продаже не было. * Месяца два прошло, и нас решили приобщить для пользы революции. Создали из нас, как тогда говаривали «шарашку». Николай Николаевич был авиаконструктор и виной ему поставили разбившийся самолёт. Хотя виной тому послужило самовольство лётчика. И так дали нам кой - какое оборудование чертёжные доски карандаши и прочую канцелярию. Поставили над нами дубаков - это уже на местном диалекте надсмотрщиков. - Творите, говорят господа буржуи, а мы посмотрим на ваше поведение.- * Меня тоже поставили помогать Поликарпову и Григоровичу. Я бывший артиллерист, и с чертежами имел знакомство ещё с училища. И что вы думаете молодой человек. Эти две светлые головы завалили нас работой, да и сами без сна и отдыха трудились. В рекордный срок был изготовлены чертежи истребителя «И – 5». Один из наших остряков предлагал назвать его «ВТ» ( внутренняя тюрьма), но уравновешенный Григорович этот юмор присёк. * Участников проекта частично амнистировали, то - есть дали условные сроки, и даже условные расстрелы. Мы стали заниматься работой в нормальных условиях. Я так и остался работать вместе с Поликарповым. Особенно мне запомнилось, как он придумал конструкцию самолёта «И - 16» и затем добивался претворения в жизнь своей идеи. * В те времена после его освобождения из застенков НКВД было создано Опытное конструкционное бюро. Его лично курировал народный комиссар внутренних дел Владимир Николаевич Толмачёв. Стране нужны были самолёты. И в ЦК эта задача была одной из первостепенных. Вот и я тоже попал в это бюро. Было у меня желание уехать в деревню пахать землю. Товарищи в кожаных куртках мне напомнили о моём условном десятилетнем сроке. При этом слегка нарушили моё физическое состояние. * Повторять мне не пришлось, и я окунулся в работу по проекту новейшего истребителя. Самолёт после обозначения принципиальной конструкции, я полюбил всей душой. Николая Николаевича я понимал с полуслова. Работа наша кипела. Истребитель - моноплан выходил красивый как игрушка. Он имел убирающиеся в полёте шасси, что улучшало его обтекаемость воздушным потоком. На изготовление шли дешёвые материалы. Он был изготовлен из дерева и фанеры. Пол кабины был отлит из дюраля. За спиной лётчика установлен броневой щит. Мотор воздушного охлаждения позволял развивать мощность свыше 900 л/сил. Топливный бензобак в 250 литров позволял лётчику выпустить боевой запас и вернуться на аэродром. И даже была предусмотрена одна из первых отечественных радиостанций. * Этот самолёт был запущен в производство и неплохо себя показал во время боёв в Испании. Потом «И - 16» воевал в Финскую войну. И до сих пор воюет с фашистами. Лётчики называют его ласково ишачёк. * Ну, а Поликарпов конструирует всё новые и новые самолёты. Получил за это две сталинские премии и звание Героя Советского Союза. Более пятидесяти самолётов построил Николай Николаевич. Самым любимым его детищем был самолёт истребитель «И - 185». Вершина конструкторской мысли. Стремительные формы самолёта до сих пор поражают людей. В последние годы жизни он стал разрабатывать реактивный самолёт. * Мне понравился рассказ рыбака, и я подумал, как его отблагодарить. В его садке плескались два чебака, больно скромный улов. Понятно было, что человек этот умеет держать карандаш и ручку, а удить рыбу не очень. Я ему отдал всю свою добычу, и мы расстались довольные друг другом. Я шёл домой и думал, какой хороший человек и как его ломала жизнь. * - Евгений Александрович, - громко крикнул мой второй пилот. - На завтра передают резкое изменение погодных условий. Точнее циклон. На нас движется воздушная масса в виде атмосферного вихря. Возможен дождь и ветер до 25 метров. - Нам изменили, расписание вылета на 4 часа утра местного времени. * Новость эта меня не очень огорчила. Привыкать собственно не к чему, мы же люди почти военные и на плечах у нас погоны. Взлетим точно по расписанию, и возьмём на борт почту, пассажиров и груз. С этим грузом, конечно, летать не очень приятно, но зато чувствуешь себя одним из государственных людей. Я одеваю, лётную куртку, хромовые сапоги и иду проверять, как будет уложен и закреплён этот секретный груз. * Небо действительно заволокло тучами и облаками наполненными водой. Аэродром плохо освещён, приходится включать электрический фонарик. Первым делом осматриваю шасси. Перекоса нет. Захожу со стороны плоскостей крыльев. Заправка топливом в норме, машина слегка присела. Колёса шасси и заднее колесо в норме. Груз расположен по центру тяжести. * Теперь осматриваю крепление ящиков внутри фюзеляжа. Смещение тяжёлых предметов во время полёта может привести к не поправимым последствиям. - Я об этом не говорю вслух, плохая примета у нас лётчиков, - думаю только, про себя и сразу отгоняю эту мысль. * В четыре часа мы взлетаем и тут же попадаем в свежее облако с мелкими каплями воды. Полёт идёт по штатному расписанию и нам сейчас только нужен аэродром с бетонной полосой. Я передаю штурвал второму пилоту и предаюсь воспоминаниям и мечтам.