Еще к стихотворению Н. А Некрасова «Школьник»
«Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош…»
Нелегко деревенским паренькам было продолжить образование после сельских школ. А каково было сельским девчушкам? Верно, еще сложнее. Но поступали.
В материалах об Обществе помощи недостаточным ученицам Яранской Комиссаровской гимназии немало приведено фактов тяжкой жизни гимназисток, прибывших в уездный город из дальних деревень. За угол в доме устраивались няньками. При этом умудрялись по ночам учить уроки и по выпуску получать золотые медали. Но тоже, если деньги на ту медаль были. В противном случае выдавали «бумагу», в которой прописано «право на золотую медаль».
А как поступали и учились? Вот одно из свидетельств воспоминания Яранской женской гимназии выпускницы Якимовой Елизаветы Николаевны, хранящиеся в школьном музее[1].
«Поступить в гимназию было трудно, пыталась два раза, хотя вступительные экзамены сдавала на «5», в приёме было отказано, так как предпочтение было детям дворян, чиновников, купцов, служителей культа. Позднее была зачислена. Из среды крестьян и рабочих детей было мало, только тех, которые были зажиточными. Срок обучения гимназии был восемь лет. Плата в год составляла 20 – 40 рублей. Квартира стоила четыре рубля в месяц. Обязательна форма.
Дисциплина в гимназии была очень строгая, за малейший проступок исключали. После шести вечера не разрешалось выходить за ворота, вечером можно было ходить только в церковь. В каждом классе была своя классная дама, которая следила за поведением учениц, за порядком в классе, за успеваемостью, проверяла выполнение домашних заданий. Классная дама посещала уроки, зорко следила за учащимися, чтобы сидели правильно, не шептались. Каждый день перед уроками учениц выстраивали в коридор на молитву, так начинался учебный день. Обучение было словесное, учителя давали материал только в пределах программы, никогда с ученицами не беседовали. Никакой общественной работы не проводили, школа была оторвана от жизни. Изучались такие предметы: закон божий, словесность, арифметика, физика, география, космография, гигиена, французский язык, пение, рукоделие, рисование, чистописание.
К ученицам из богатых семей был особый подход. Они сидели на первых партах, оценки им ставили выше, во всём им уделялось внимание больше…»
Еще одно свидетельство. В 1901 году поступила в гимназию Царегородцева Евдокия Афанасьевна[2].
«Я родилась в 1892-ом году 19-го Февраля. Родители мои были зажиточными крестьянами… Я родилась в очень большой семье, всего членов семьи было двадцать три человека… Когда мне было семь годов, родители отделились… годы детства для меня прошли незаметно. Я помню маменькины слова, она всё говорила, что я будто и не была маленькой, не была шалуньей, а была всегда серьёзной и самостоятельной деткой. Первая моя работа заключалась в том, что я с семи годов стала няньчиться с младшим братишкой, которому исполнилось четыре месяца. И ещё мне тогда пришлось исполнять и домашние работы. Приходилось прибирать по кухне, так как мама исправляла самое главное и вместе с семьёй уходила утром в поле… примывать полы и смотреть за огородом…
В школу родители отдали девяти годов, и я училась лучше всех. Учение кончила я по пятибалльной системе кругом на пять и получила похвальный лист…»
И дальше трудилась Евдокия Афанасьевна так же, не сбавляя оборотов. Орден Ленина – подтверждение тому.
[1] Материалы Музея школы КОГОБУ СОШ. Яранск.
[2] Материалы Музея школы КОГОБУ СОШ. Яранск.