Найти тему
Время СВОБОДЫ.

Последняя сказка Пушкина.

Приветствую вас, дорогие читатели и гости моего канала. Меня зовут Татьяна Дмитриевна. У себя на канале я рассказываю и делюсь впечатлениями о новом времени для себя, пенсионерки, человеке, принадлежащего к тому поколению советских людей, которые делали самостоятельно ремонт в своей квартире, не прибегая к помощи наёмных мастеров (которых и не было) - приходили с работы и занимались подготовкой, чтобы в выходные дни поклеить обои.

Сегодня мне хочется поговорить о сказках, сказках А.С.Пушкина, точнее об одной его сказке - «Сказка о золотом петушке». Всё очень просто - в связи с одним очередным моим приобретением фарфоровой фигурки - ночника «Золотой петушок». Сказки Пушкина приходят к нам в детстве одними из первых в виде красочных книг в твёрдой картонной обложке и мультфильмов. И, конечно на красочных обёртках шоколадных конфет и шоколадок.

Моя сказка пришла ко мне в детстве, когда на Новый Год под ёлочку ставили этот прекрасный домик-шатёр, зажигался свет и сказка оживала. К моему сожалению с тех далёких пор он не сохранился. А я, когда два года назад увидела на одном из сайтов этот шатёр, загорелась его приобрести. Но, купила его только в конце 2022 года, к наступающему Новому 2023 Году, себе на день рождения. И именно на этом маркетплейсе, у этого продавца, я его и купила. Этот шатёр из моего детства ждал меня два года! Значит, моя вещичка!

В ноябре 1824-го года Пушкин писал из Михайловского брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!». Эти сказки стали источником вдохновения для многих художников, скульпторов, композиторов. На первом месте среди жанровых скульптур пушкинианы была тема, посвященная сказкам и, в частности, героям сказки «О Золотом Петушке».

Жанровые скульптуры :«Звездочёт», «Царь Дадон», «Теремок с петушком» и «Шамаханская царица» из цикла «Золотой петушок». «Мастерская ярославской майолики Павловой и Шепелёва»
Жанровые скульптуры :«Звездочёт», «Царь Дадон», «Теремок с петушком» и «Шамаханская царица» из цикла «Золотой петушок». «Мастерская ярославской майолики Павловой и Шепелёва»

Все читали эту сказку, и все знают сюжет. Речь в ней идёт о старом царе Дадоне, который просит помощи у мудреца. На его земли часто стали нападать соседние государства, и царь хотел покончить с этим. Тогда мудрец приносит Дадону золотого петушка на спице. Эта птица безошибочно могла указать направление, откуда угрожала опасность русским землям. Взамен мудрец хотел, чтобы царь выполнил все, о чем он попросит у него.

Однако после двух лет верной службы петушок внезапно кричит, повернувшись на восток. Сначала Дадон посылает старшего сына, а потом младшего с войском. Восемь дней, не получив от сыновей вестей, сам Дадон идёт с войском и видит шатёр, а рядом убитых воинов и своих сыновей, пронзивших друг друга мечами. Из шатра вышла Шамаханская царица, при виде которой царь забыл смерть сыновей.

Вдруг шатёр

Распахнулся... и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи,

И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей.

И она перед Дадоном

Улыбнулась - и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатёр свой увела.

Там за стол его сажала,

Всяким яством угощала;

Уложила отдыхать

На парчовую кровать,

И потом, неделю ровно,

Покорясь ей безусловно,

Околдован, восхищён,

Пировал у ней Дадон.

Жанровая скульптура «Шамаханская царица». Из комплекта «Золотой петушок». Художник-скульптор по фарфору Бронислав Дмитриевич Быструшкин. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова (ЛФЗ). Шатёр Шамаханской царицы. Эскиз декорации ко II акту оперы Н.А.Римского Корсакова «Золотой петушок». 1909г. Декорационная работа И.Я.Билибина для Частной оперы С.И. Зимина в Москве.
Жанровая скульптура «Шамаханская царица». Из комплекта «Золотой петушок». Художник-скульптор по фарфору Бронислав Дмитриевич Быструшкин. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова (ЛФЗ). Шатёр Шамаханской царицы. Эскиз декорации ко II акту оперы Н.А.Римского Корсакова «Золотой петушок». 1909г. Декорационная работа И.Я.Билибина для Частной оперы С.И. Зимина в Москве.

Околдованный и восхищённый, он везёт её к себе. Но его встретил звездочет и, напомнив об обещании, потребовал Шамаханскую царицу. Царь отказал, предлагая заплатить чем-то другим. Его собеседник продолжал настаивать на своём, и царь, разгневавшись, убил его, ударив жезлом по лбу. Золотой петушок вспорхнул со спицы, на которой он сидел, и клюнув Дадона в голову, убил его, а Шамаханская царица пропала, как будто её и не было.

Вдруг раздался легкой звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился… и в то же время

С колесницы пал Дадон —

Охнул раз, — и умер он.

А царица вдруг пропала,

Будто вовсе не бывало.

Шкатулка из комплекта «Золотой петушок». Художник-скульптор по фарфору Бронислав Дмитриевич Быструшкин. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова (ЛФЗ).
Шкатулка из комплекта «Золотой петушок». Художник-скульптор по фарфору Бронислав Дмитриевич Быструшкин. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова (ЛФЗ).

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Спасибо всем заглянувшим на мой огонёк от ночника ЛФЗ на тему "Золотой петушок". Надеюсь статья о волшебной сказке вам понравилась. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой блог.