Аккурат 170 лет назад, в конце зимы 1853 года, петербургский журнал «Современник» опубликовал первые сатирические вирши Козьмы Пруткова. Поэта такого никогда не было, но его стихи и афоризмы знает каждый уважающий себя русский интеллигент. Козьма Прутков – это литературная маска, придуманная в середине XIX века в елецком поместье Павловка Алексеем Толстым (тем, который Константинович) и братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми. Хотя многие жители Липецкой области до сих пор убеждены, что Козьма Прутков – это не коллективный псевдоним четверых литераторов, а самый что ни на есть настоящий поэт, баснописец, прозаик и философ.
Козьму Пруткова Алексей Толстой с братьями Жемчужниковыми начали придумывать летом 1851 года, отдыхая в имении Павловка Елецкого уезда, а ныне Долгоруковского района Липецкой области. Они были молоды, жизнерадостны и отличались литературной резвостью с огромным полётом насмешливой фантазии. И развлекались тем, что выдумывали шутки, веселые небылицы, нелепицы, побасенки и прочие сатирические приколы, чем-то напоминающие тексты для стендапов нынешних резидентов Comedy Club, но с поправкой на позапрошлый век.
Ни телевидения, ни юмористических шоу тогда не было. Вот и родила четвёрка юмористов литературное балагурство Козьмы Пруткова, выплеснув его опусы на журнальные страницы. Их цитировала и дореволюционная, и эмигрантская, и советская интеллигенция. И продолжает это делать современная. Многие из афоризмов ушли в народ и считаются пословицами и поговорками. Судите сами…
– Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
– Зри в корень.
– Если хочешь быть счастливым, будь им.
– Век живи – век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
– Относись к себе так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе, – вот самый верный способ нравиться людям.
– Никто не обнимет необъятного.
– Девицы подобны шашкам: не всякой удается, но всякая желает попасть в дамки.
– Каждый мужчина состоит из мужа и чина.
– Если у тебя есть фонтан, то заткни его – дай отдохнуть и фонтану.
– Не всё стриги, что растет.
– Лучше скажи мало, но хорошо.
– Бди!
– Одного яйца два раза не высидишь.
– Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни.
– Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.
– Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
– Чувствительный человек подобен сосульке: пригрей его, он растает.
– Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
– Жизнь – альбом. Человек – карандаш. Дела – ландшафт. Время – гумиэластик: и отскакивает, и стирает.
– Единожды солгавши, кто тебе поверит?
– Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
– Ветер есть дыхание природы
– Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на нем пятна.
Во все времена в России было очень много бездарностей, возомнивших себя поэтами и писателями. Они публиковали графоманские подделки под Козьму Пруткова. Чтобы хоть как-то отгородиться от них и сохранить наследие литературной маски, Владимир Жемчужников в 1884 году собрал воедино все журнальные публикации и издал полное собрание сочинений Козьмы Пруткова.
В начале сборника в биографии самого известного из никогда не существовавших литераторов было указано, что родился он 11 апреля 1803 года. Если следовать вымышленной биографии вымышленного поэта и писателя, то в этом году у него двойной юбилей. Не только 170-летие первых публикаций, но и его 220-летие.
Однако Алексей Толстой с братьями Жемчужниковыми указали в биографии, что родился Козьма Прутков в Архангельской губернии. Но мы-то знаем, что он наш земляк. И настоящее место его рождения – это Павловка Елецкого уезда, а ныне Долгоруковского района Липецкой области.
Иван Двуреченский