...или куда может завести сумрачный тевтонский гений.
Сегодня, друзья, хочу всех познакомить с одним из необычных и интересных образцов техники - самоходный минный трал Alkett Vs.Kfz.617 (NK-101 Minenraumer). Это единственный сохранившийся образец из созданных в Германии в период Второй мировой войны.
Одной из причин появления таких машин можно рассматривать кампанию 1940-го года на Западном фронте. Засеянные минами пространства вдоль «Линии Мажино» внушали обоснованные опасения и, с учетом опыта боевых действий, было решено разработать новую технику, предназначенную для проделывания проходов в минных полях непосредственно в боевых условиях. В течение нескольких следующих лет немецкой промышленностью были разработаны несколько проектов, отличавшихся множеством любопытных нововведений.
Один из проектов новой техники создавался в рамках совместной работы фирм Alkett, Krupp и Mercedes-Benz. Существующие системы разминирования в то время строились на основе буксируемого каткового трала, который должен был наезжать на мины и вызывать их срабатывание. В основу проекта были положены необычные идеи - предлагалось отказаться от использования отдельного трала, интегрировав его в конструкцию бронемашины. Для этого предлагалось использовать построенную особым образом ходовую часть.
Для этого бронемашина была оснащена тремя колесами. Передние два были ведущими и имели диаметр порядка 2,5 метров, а заднее управляемое было в два раза меньше. Для того чтобы после каждого взрыва не нужно было менять все колесо, на ободе размещались трапециевидные опорные платформы, по десять на ведущих колесах и 11 на рулевом. Действовала система так. Установленные на шарнирах платформы буквально наступали на мину и приводили в действие ее нажимной взрыватель, мина взрывалась, но не наносила ущерб самой машине, а лишь деформировала платформу.
В передней части корпуса располагалось отделение управления, совмещенное с боевым отсеком. Лобовые бронелисты устанавливались под углами наклона от 30 до 75 градусов и имели толщину 35-40 мм. Толщина бортовой брони не превышала 20 мм. Ввиду специфической боевой задачи экипаж должен был иметь соответствующую защиту от ударной волны и осколков мин. По этой причине машина должна была иметь броневой корпус с приемлемым уровнем защиты. Его предлагалось строить из листов толщиной от 10 до 40 мм. Бронирование машины разрабатывалось с учетом защиты от атак из передней полусферы и подрыва взрывных устройств под элементами ходовой части. Для усиления защиты днище получило разнесенное бронирование с внешним 40-мм листом и внутренней деталью толщиной 20 мм. Кроме того, днище усиливалось дополнительными ребрами жесткости.
Экипаж машины состоял из механика-водителя и командира-стрелка, место водителя располагалось слева, командира машины – справа. Помимо своих непосредственных задач, командир также обслуживал два пулемета типа MG34, которые устанавливались в башне, заимствованной у серийного танка Pz.Kpfw.I Ausf.B. Чтобы обеспечить приемлемые сектора обстрела башня устанавливалась со смещением на правый борт на подбашенной коробке, закреплённой при помощи уголков на болтах. Толщина бронелистов коробки составляла 10-35 мм. Для наблюдения за местностью экипаж мог воспользоваться телескопическим прицелом и шестью смотровыми щелями.
Трансмиссия бронированного трала размещалась в средней части корпуса и состояла из следующих элементов:
— главный фрикцион;
— коробка передач с демультипликатором (8 передач вперед и 2 назад);
— главная и промежуточная передача;
— бортовая передача;
— системы управления поворотом;
— ленточные тормоза.
В моторном отсеке, занимавшем кормовую часть корпуса и отделенным от трансмиссионного отделения перегородкой, поперечно располагался бензиновый двигатель Maybach HL-120 мощностью 300 л.с. Топливный бак находился в кормовой нише корпуса. Боевая масса машины составляла 38 т., максимальная скорость по шоссе — 15 км/ч, запас хода составлял 30 км.
Шильдик, сохранившийся на механизме отбора мощности для поворота машины имеет дату " IХ/41", что позволяет предположить время изготовления машины, это конец 1941 - начало 1942 года.
В ходе пробных испытаний было доказано, что эта машина непригодна для операций современной механизированной войны. Её вес, скорость и размеры делали трал хорошей мишенью для артиллерии противника, и поэтому от проекта отказались.
Весной 1945 года трал был обнаружен советскими войсками на территории Германии в практически нетронутом виде. Благодаря этому советские специалисты получили возможность не только детально ознакомиться с конструкцией трала, но и провести полный цикл испытаний на полигоне в Кубинке. Составленный по результатам испытаний отчет датируется 31 июля 1947 года.
На испытаниях выяснилось, что, при полосе траления 3170 мм, образуются три не сплошные полосы общей шириной 1900 мм. Таким образом, пропуски между рабочими колесами составляли по 635 мм, что составила 40% от полосы траления. Не слишком удачным оказалось размещение пулеметной башни, обладавшей большими «мертвыми зонами». Впрочем, самыми крупными недостатками оказались низкая подвижность трала не только на пересеченной местности, но и на твердом грунте, а также слабое бронирование, не выдерживавшее попадание бронебойного снаряда практически любого калибра.
Несмотря на результаты испытаний, было решено провести боевое траление. Правда, трал двигался не самостоятельно, а буксировался за танком. Взрыв противотанковой мины трал выдержал, однако экипаж получил сильную контузию. На этом испытания было решено закончить. Прототип трала был отправлен на временное хранение, впоследствии его передали музею бронетанковой техники.
Были еще другие проекты подобных машин, но это уже другая история...