«Мал почин да дорог».
«Живет и эта песня для почина».
Починки… У этого слова немало значений. Но все они сводятся к одному – к началу. «Починать – к делу приступать!» Прежде чем положить начало, починать, начинать то или иное дело, надо было сойтись задуманным с домочадцами, с сельчанами, решиться и решить немало вопросов, что встанут перед задуманным.
Даже, как я говорила уже, лошадиную утварь, упряжь обновить, и то глаз да руки нужны. Изнашивалась упряжь в работе. Ведь поездили немало к дальним сенокосным угодьям, из лесу дрова вывозили, срубленные деревья выволакивали. Так что надо починять или вовсе обновлять!
Когда запасы съестные, что отводились на зиму для кормления семьи, заканчиваются, приходилось закрома починать (открывать припасы). Как без совета хозяйке с мужем, с родителями.
А тут еще сыновья один за другим жениться надумывали! Надо каждому свое место, избу ставить. У общего собрания надел земли для отвода просить. Да и место, оно не всегда готово: кустарник да лес. Сейчас не вырубишь, весной забухнет кора, забродят соки в деревьях – не вырубишь. По морозу-то – оно легче, а с поддержкой односельчан, того боле!
«Не нами почалось, не нами и кончится! – говорит пословица.
Закладка новой пашни, росчисть в чащобах, подсека деревьев, огнище, т.е. выжигание срубленных ветвей, пней и коряг, расчистка места для новой избы, деревни… Все сведено – к началу, к починку. Потому нередко коренное русское хозяйство называлось – починковое, починок.
На просторах русской земли осталось немало деревень с этим названием. Даже выжига в лесе размером в один двор и та получала название Починок. И надо сказать, что само освоение северных земель обязано образованию починков. Разработанные угодья, отвоеванные от леса для строительства изб и земледелия, они или расширялись, или сворачивались от одного до девяти дворов. Появлялись новые названия селений: займище, селище, погост, деревня, слобода… А за ними – волость.
Так что, как говорили наши предки: «Благослови Бог и нас на почин»