Найти тему
Epoch Times Russia

Автомобильные войны — ещё одна угроза со стороны Пекина

ПО ДАННЫМ КИТАЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ЭКСПОРТ АВТОМОБИЛЕЙ КИТАЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА УТРОИЛСЯ С 2020 ГОДА И ПРЕВЫСИЛ 2,5 МЛН В 2022 ГОДУ

Автор: Томас Мак Ардл

Сотрудник работает на линии производства батарей для электромобилей (EV) Octillion в Хэфэй, провинция Аньхой, Китай, 30 марта 2021 года. (Aly Song/Reuters)
Сотрудник работает на линии производства батарей для электромобилей (EV) Octillion в Хэфэй, провинция Аньхой, Китай, 30 марта 2021 года. (Aly Song/Reuters)

В начале этого месяца стало известно, что служба безопасности обнаружила в британском правительственном автомобиле для высокопоставленных чиновников и дипломатов SIM-карту, которая может отслеживать и передавать данные о длительных перемещениях; устройство находилось в герметичной детали, импортированной из Китая.

По условиям гарантии и коммерческих соглашений детали устанавливаются без вскрытия, поэтому неизвестно, какая шпионская программа находится внутри. Эксперт по безопасности сказал Daily Mail, что это может означать, что как китайские, так и российские спецслужбы следят за британскими чиновниками.

Китайская фирма China Unicorn, отвечающая за запчасти и находящаяся под санкциями США, использует возможности 5G, привлекательные для очень известных автомобильных брендов — BMW, Jaguar Land Rover, Volkswagen, а также Volvo, которая с 2020 года стала дочерней компанией китайской Zhejiang Geely со штаб-квартирой в Ханчжоу на востоке Китая.

На самом деле, Коммунистическая партия Китая (КПК) не только знает, куда идут её глобальные конкуренты, но и с нарастающей скоростью экспортирует транспортные средства. По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, экспорт автомобилей китайского производства утроился с 2020 года и превысил 2,5 млн в 2022 году. Это ставит материковый Китай выше США и Южной Кореи и уступает только Японии в списке крупнейших мировых экспортёров автомобилей.

Как отметил на прошлой неделе Bloomberg в статье под названием «США не заметили, что автомобили китайского производства захватывают мир», китайские бренды в настоящее время доминируют на рынке Ближнего Востока и Латинской Америки. В Европе автомобили китайского производства — это в основном электрические модели от Tesla Inc. и ранее европейских, но теперь китайских — Volvo и MG, а также европейские бренды, такие как Dacia Spring и BMW iX3, которые производятся в Китае.

В статье добавляется, что «восходит и целый ряд отечественных марок, таких как BYD Co. и Nio Inc. с амбициями доминировать в мире новых энергетических транспортных средств».

Откуда берётся капитал, позволяющий Китаю захватить автомобильный мир? Значительная его часть берёт начало в старых добрых США. Похожий на Tesla электромобиль, производитель аккумуляторов и солнечных панелей BYD долгое время был любимым проектом Уоррена Баффета из Омахи и его Berkshire Hathaway Inc., инвестировавших в BYD около $232 млн в 2008 году.

Сегодня BYD продаёт китайские электромобили на таком прибыльном рынке, как Австралия, и Баффетт сделал на этом целое состояние. Неудивительно, что Баффетт считает Китай будущим мира, заметив несколько лет назад, что «они такие же умные, как мы, они работают так же усердно, как мы, и они могут обеспечить рост экономики с более низкой базы, который будет превышать наш в процентном отношении длительное время».

Появление Китая в качестве гиганта по экспорту автомобилей не произошло в одночасье, и уже несколько лет назад его присутствие в Соединённых Штатах было весьма заметным. Экс-президент General Motors Indonesia и бывший управляющий директор JD Power в Китае Майкл Данн, автор книги «Американские колёса, китайские дороги», писал в 2016 году, что не менее 51 китайских фирм-автопроизводителей и поставщиков работают в Америке, их число в конце 2018 года «более чем удвоилось до 105».

Данн сообщил, что эти китайские предприятия прошли путь от скрытых до открыто производящих «от Мичигана до Джорджии ряд компонентов для автомобилей: стекло, подвесные системы, подшипники, подушки безопасности, шины, уплотнительные детали, антивибрационные компоненты, аккумуляторы для электромобилей, приборные панели, штамповки, литые под давлением магниевые компоненты и системы гидроусилителя руля».

Данн задал очевидный вопрос:

«Как эти компании обосновались в производственном центре Америки?»

Во многих случаях всё началось с поставки деталей на сборочные предприятия GM и Ford в Китае, где два десятилетия назад использовалась дешёвая рабочая сила. Теперь они фактически находятся в Америке и напрямую снабжают «большую тройку» Детройта.

«Города и округа Среднего Запада и Юга становятся их домом вдали от дома», — отметил Данн.

В ходе своей стратегии глобальной экспансии китайские фирмы приобрели значительный список американских поставщиков, включая A123 Systems, Henniges, Key Safety Systems, Meridian Magnesium и Nexteer.

Была выдвинута гипотеза, что вместо исторически традиционного пути к глобальному военному доминированию, Пекин «строит новый порядок безопасности и экономики на всей территории Евразии и Индийского океана, одновременно устанавливая центральную роль Китая в глобальных институтах». Это сделали советник по национальной безопасности Джейк Салливан и историк внешней политики Джонса Хопкинса Хэл Брэндс в журнале Foreign Policy в 2020 году. Успех в этом деле будет означать «обход с фланга американской системы альянсов… путём развития экономического, дипломатического и политического влияния Китая в глобальном масштабе».

Что именно задумал Китай? Салливан — не единственный внешнеполитический обозреватель, который высказал предупреждение. В начале 2019 года сотрудник Института Брукингса и советник по национальной безопасности при администрации Обамы Тарун Чхабра написал:

«„Гибкий“ авторитаризм Пекина, цифровые инструменты наблюдения, авторитарный капитализм и „вооружение“ взаимозависимости могут сделать Китай более грозной угрозой для демократии и либеральных ценностей, чем Советский Союз во время холодной войны».«Гибкость и оппортунизм, которые, по крайней мере, сейчас, не требуют строгой верности доктрине КПК, а вместо этого моделируют, кооптируют и захватывают, могут со временем более эффективно подорвать целостность демократических государств, чем жёсткое, вызывающее обратную реакцию принуждение».

Сенатский комитет по малому бизнесу в начале 2019 года, который тогда возглавлял республиканец из Флориды Марко Рубио, увидел эту опасность в растущем секторе электромобилей материкового Китая. В его отчёте «Сделано в Китае в 2025 году и будущее американской промышленности» говорится:

«В 2018 году Ford и General Motors объявили о производстве новых моделей электромобилей в Китае, а Tesla объявила, что построит свою „Гигафабрику 3“ в Шанхае».

В прошлом году китайская компания Qiantu Motor объявила о своём намерении продать в США первый автомобиль, произведённый китайской автомобильной компанией, роскошный электрический седан.

Из отчёта следовало, что, столкнувшись с конкуренцией китайского автомобилестроения и другими стратегическими проблемами, «если глобальный спрос изменится, и автомобильная промышленность США не будет готова встретить его собственными областями роста, отрасль в целом, включая множество мелких предприятий, которые его поставляют и обслуживают, окажутся в зоне риска».

Коммунисты поумнели с тех пор, как в середине 1980-х годов предложили американцам смехотворно неполноценный автомобиль Yugo. Помимо скрытых устройств слежения, автомобили являются новым шагом в использовании Пекином авторитарного капитализма для перехода к новому глобальному экономическому порядку, возглавляемому КПК.

Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают точку зрения The Epoch Times.

Томас Мак Ардл был спичрайтером Белого дома при президенте Джордже Буше-младшем и пишет для IssuesInsights.com.

Источник: The Epoch Times