Министерство информации и общественного развития разработало проект закона «О масс-медиа». Подразумевалось, что закон будет развивать масс-медиа и придёт на смену устаревшим законам «О СМИ» и «О телерадиовещании».
В реальности законопроект вводит цензуру, запрет на профессию, никак не учитывает замечания рабочей группы. Этот законопроект напрямую может повлиять на нашу деятельность.
До 22 февраля проект закона находится на публичном обсуждении. Это значит, что можно и нужно комментировать как весь законопроект, так и каждую его статью по ссылке https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14399024.
Мы призываем всех читателей указать представителям власти на проблемные пункты проекта и потребовать его полного пересмотра. Чтобы это сделать, достаточно войти на портал «Открытые НПА» как на егов (ЭЦП, QR-код, Digital ID).
Свободные медиа — один из столпов демократии. Ваше участие необходимо для будущего Казахстана (и нашей дальнейшей работы).
Закон, регулирующий отношения СМИ, государства и общества, действует с незначительными изменениями с 1999 года. Новый закон — не о СМИ, а о масс-медиа, более широком понятии, которое позволяет экстраполировать действие статей закона не только на зарегистрированные средства массовой информации, но и на всю общественность.
Мы хотим поговорить о нескольких самых главных проблемах законопроекта, которые появятся в случае его принятия. Здесь же будут указаны основные тезисы, желательные для использования в комментариях на странице законопроекта.
1. Понятие «масс-медиа»
Проблемы начинаются уже на этапе определений терминов, задействованных в законопроекте. Документ (п.24, ст.1) определяет масс-медиа как «средство массовой информации и интернет-ресурс, а также деятельность по формированию и (или) распространению теле-, радиоканалов с использованием технических средств телекоммуникаций и в сетях телекоммуникаций для публичного приема потребителем в открытом или кодированном виде». В действующем законе термин отсутствует вовсе, поэтому его действие распространяется только на достаточно определенное понятие СМИ.
Что бы ни утверждали власти, из документа ясно следует, что под регулирование теперь могут попасть не только официально зарегистрированные СМИ, но и группы, паблики и каналы в социальных сетях и мессенджерах. Де-факто, закон «О масс-медиа» может применяться к любым публикациям в интернете.
В комментариях к определению масс-меди необходимо требовать уточнения и специализации термина таким образом, чтобы он (как минимум) не затрагивал все интернет-ресурсы и взаимодействовал только с зарегистрированными СМИ.
2. Журналисты в особых условиях
Прежний закон вообще ничего не говорил о работе журналистов в так называемых особых условиях. На фоне нестабильной геополитической ситуации и внутренних чрезвычайных событий страны (как, например, Кровавый январь или недавняя катастрофа с отоплением в Экибастузе) власти готовят почву для будущей цензуры при ЧП.
Особые условия — это военные конфликты, большие аварии и другие гуманитарные катастрофы. Всё, что выбивает часть общества из стандартного режима жизни, может рассматриваться как особые условия.
Теперь (п.4, ст.26 ЗП) за журналистами в особых условиях будет закреплено должностное лицо — представитель государства, регулирующий то, с какой целью, как и какую информацию собирает журналист. С тем же чиновником необходимо будет согласовывать каждый материал перед публикацией, что прямо противоречит статье 20 действующей Конституции РК, которая гарантирует свободу слова и запрещает цензуру.
Кроме того, законодательная власть перенимает опыт воюющей России, поскольку пп.1 п.5 той же статьи законопроекта запрещает к публикации материалы, дискредитирующие силовые ведомства РК. Пункт 6 и вовсе позволяет запретить всякую деятельность по освещению событий, если журналисту или представителям государства может быть нанесен физический вред в ходе ее реализации.
В комментариях к данной статье законопроекта просим ссылаться на противоречие с Конституцией и потенциальные возможности для злоупотребления. Под видом недопущения паники будет происходить искажение реальных проблем при чрезвычайных ситуациях, когда это наиболее недопустимо. Кроме того, во время подобных ситуаций недопустима будет и критика президента вместе с главами чрезвычайных министерств.
3. Аккредитация журналистов
Действующее законодательство позволяет СМИ самостоятельно выдавать своим сотрудникам аккредитацию. Это единственное условие, которое необходимо для полноценной работы журналиста.
Законопроект предусматривает введение дополнительного критерия — пресс-карты. В п.4 ст. 1 документа пресс-карта определяется как «документ и (или) электронный документ, подтверждающий особый статус журналиста (представителя средств массовой информации) и предоставляющий права, предусмотренные настоящим Законом»
Пресс-карту выдаёт уже не издание, а Комиссия по вопросам выдачи пресс-карт. Пока даже не ясно, что это — дополнительный госорган МИОРа или такая комиссия будет существовать при каждом госоргане.
Понятно одно: государство решило самостоятельно определять, кто может работать журналистом, а кто нет. При этом игнорируются и опыт наиболее развитых в вопросах медиа государств, и внутренний опыт казахстанских изданий.
Журналисту, желающему получить пресс-карту, предъявляется ряд требований.
- Отсутствие судимости.
- 3 года опыта работы при наличии диплома журналиста или 5 лет опыта работы при его отсутствии.
- Наличие трудовых или иных договорных отношений со СМИ.
При этом под прессой, видимо, власти теперь будут понимать только ту часть журналистов, которая имеет пресс-карту. Если это окажется так, то они смогут препятствовать нормальному освещению событий, с чем в Казахстане и без того наблюдаются проблемы.
Никто в редакции Goszakup turaly на сегодняшний день не удовлетворяет всем требованиям.
Идею того, что теперь МИОР будет определять, кто имеет право работать как полноценный журналист, мы считаем авторитарной, противоречащей ценностям свободы, открытости и демократии. В комментариях к ст. 30 законопроекта просим указать на эту мысль, а также уточнить, что такой подход создает возможность для лишения возможности работы любого оппозиционного СМИ.
4. Гранты и госинформзаказ
«Гранты для средств массовой информации – средства, предоставляемые средствам массовой информации в целях реализации государственной информационной политики» — п.11 ст. 1 законопроекта.
Законопроект и действующее законодательство в вопросах распределения средств в рамках государственных заказов и поддержки СМИ практически полностью повторяют друг друга. Исключением является приведенное выше понятие гранта.
Проблема старого закона была в том, что он не обеспечивал никакой прозрачности в вопросах распределения средств и поддержания конкуренции среди средств массовой информации. Введение нового термина никак не помогает её решить.
Зато для государства это удобный имиджевый ход. Теперь какое-либо провластное СМИ не пишет «заказуху», а выигрывает грант от страны как наиболее открытое медиа, что в глазах части населения сразу может изменить облик подобного издания.
К тому же распределение так называемых «грантов» — это уже не траты на пропаганду, а поддержка СМИ, что формально выражает про-демократическую направленность власти. Какой эффект на самом деле причиняет проведение информационной политики, мы писали мы писали в ноябре прошлого года.
В комментариях рекомендуем указать на: 1) нерешенность проблемы прозрачности в вопросах распределения бюджетных средств, 2) попытку прикрыть пропаганду формальной мимикрией под демократический институт.
5. Срок исковой давности
Большинство наших коллег на сегодняшний день озабочены тем, что срок исковой давности для СМИ не урегулирован дополнительной статьей законопроекта.
Его предложили урезать до года, как это сделано во множестве стран (таков он для СМИ даже в соседней России), однако, в конечном варианте законопроекта вообще нет никакого упоминания срока. Это значит, что он регулируется гражданским кодексом и составляет три года для СМИ, как и для всех остальных юридических и физических лиц, для которых не предусмотрен специальный порядок подачи исков.
Срок исковой давности для журналистов действительно является проблемой, поскольку представители СМИ и сами издания вынуждены хранить всю аудио- и видеоинформацию до его полного истечения на случай привлечения их в качестве ответчиков в суде.
Мы просим в комментариях в законопроекту указать на то, что одного года вполне достаточно для того, чтобы отреагировать на появившееся в СМИ упоминание. Если оно действительно порочит честь или деловую репутацию, то в интересах упоминаемого лица действовать как можно быстрее.
6. Что делать?
Прежде всего, комментировать законопроект по ссылке в закрепленном комментарии. Писать о нём на всех доступных вам ресурсах и как можно больше публично обсуждать его проблематичность. Репостнуть этот пост и все другие посты на данную тему, которые вы увидите.
СМИ — это Goszakup turaly, а вот медиа — это уже вы, ваши родители и дети, а также вообще все, кто пишет что-либо на личной страничке в интернете.
Равнодушными оставаться нельзя. Авторитаризм всегда начинается (возвращается) с малого.