Найти тему

Архив: Бустер-приставка

Этот проект появился на свет в моем исполнении без малого двадцать лет назад, когда мы были молоды, энергичны, веселы и полны планов и надежд:-). В то время увидеть в наших руках «Урал», «Тонику» или «Аэлиту» было обычным делом, а уж Lead Star, Jolana или Action bass считались чистой «фирмОй». Не было и нынешнего разнообразия примочек. И, если гитаристы худо-бедно выкручивались, то басисты просто подключали свой инструмент напрямую и куда придется, зачастую получая на выходе невнятное гудение. Именно для этого случая была собранна данная схема, которой со мной мой «сэнсэй» Александр «ALEX» Дутов. Впоследствии она широко разошлась и в Сети, и в народе, засветившись, в том числе, и на главном гитарном ресурсе:-). Несмотря на годы лихолетий и ветры перемен, девайсу удалось не потеряться во времени и пространстве, стало быть, есть повод отдать ему дань уважения и поведать о нем окружающим:-).

А теперь – немного теории. Если ударить медиатором по одной из струн гитары и посмотреть на осциллографе форму электрических сигналов, снимаемых с выходов звукоснимателя, то она напомнит импульс с заполнением. Фронт «импульса» – более крутой по сравнению со спадом, а «заполнение» - не что иное, как почти синусоидальные колебания, промодулированные по амплитуде. Это значит, что громкость звука при ударе по струне нарастает быстрее, чем спадает. Время нарастания звука музыканты называют атакой. Динамика исполнения на гитаре возрастает, если ускорить атаку, т.е. увеличить скорость нарастания звука. Получающийся при этом эффект звучания получил название «бустер». Чтобы получить его, достаточно эффективно воспроизвести нижние частоты (основной тон) и форманту высших частот в диапазоне 2000 – 5000 Гц для подчёркивания атаки. Эту задачу и выполняет предлагаемая приставка:

Как говорится, все просто и понятно:-). Схема не требует налаживания и начинает работать сразу после включения питания. Единственное – можно поэкспериментировать с подбором транзисторов на предмет наибольшего усиления и наименьшего уровня шумов (в моём варианте схемы установлен АС125к). Плату желательно разместить в металлический корпус. В моем варианте использован корпус от старого советского транзисторного предусилителя:

-2
-3

Тумблер слева – включение питания. Тумблер справа – байпас:

-4

Теперь о звуке. На слух звучание бас – гитары становится более «металлическим», в то же время, хорошо прослушиваются «низы». Улучшенная атака позволяет инструменту более чутко реагировать на нюансы игры. Особенно эффект «бустера» заметен эффект при игре на затёртых струнах. Тем, кто пожелает превратить эту примочку в гитарную, нужно в 10 раз уменьшить ёмкости С2 и С3 (соответственно до 0,01 мкФ).