Найти в Дзене
Новый драматический театр

Артём Глухов: "Я люблю эту музыку..."

Мы продолжаем рубрику "Увлечения", где актёры Нового драматического театра рассказывают о своей творческой деятельности вне профессии.

На фото — Артём ГЛУХОВ, но не на съемочной площадке. Он интересуется традиционной казачьей культурой и народной музыкой, и вот уже пять лет поёт в Оптинском казачьем хоре.

Фото Ксении Павловой
Фото Ксении Павловой

Скажу честно, любви с первого взгляда у меня к казачьему хору, в отличие от театра, не было (Смеётся). Правда, в детстве я занимался в хоре "Новые имена" в своём родном городе — Оренбурге. Обожал академическую музыку, классику, джаз... Помню, ездили мы на гастроли в Томск, и после своего выступления остались слушать других участников. И вот, появились исполнители с народными песнями... мы встали и демонстративно вышли. Сейчас об этом случае даже вспоминать стыдно. Но тогда меня эта музыка, мягко говоря, не привлекала. Инструменты, вокал, пляски — абсолютно все вызывало отторжение, даже само слово "народный" раздражало. Почему? Загадка.

Окончив театральный институт в Оренбурге, я приехал в Москву, пробовался в разные театры, в том числе в певческие коллективы, и вот — попал на прослушивание в хор Пятницкого. Раздобыл через друзей телефон хормейстера, Анастасии Алексеевны Кузнецовой... В хор меня не взяли, хотя и похвалили моё пение. Понятно, что до их уровня, — а это лучший коллектив России, хранящий народные традиции различных культур! — я не дотягивал. Тогда-то Анастасия Алексеевна и предложила мне попробовать себя в Оптинском казачьем хоре, которым руководила. Я сразу согласился. Слава богу, потом поступил в театр... все наладилось, но я полюбил казачий хор, и эта любовь не прошла. Шестой год уже я там пою, общаюсь с замечательными людьми, не перестаю восхищаться их профессионализмом.

Оптинский казачий хор
Оптинский казачий хор

Наш хор начался с благословения двух монахов из монастыря Оптиной пустыни. Он состоит из двух групп: оптинцы, настоящие казаки, которые живут в Козельске — и московская часть. Костяк хора — вокалисты с музыкальным народным образованием, а мы — любители. Я с детским восторгом заглядываю им в рот (Смеётся), потому что они живут народным искусством, они растворены в этой культуре, а она в свою очередь находится в них. Как говорит художественный руководитель МНДТ Вячеслав Васильевич Долгачев, музыка — самое сильное из всех искусств. Неважно, на каком языке ты поешь, каких ты взглядов, — музыка понятна всем, и проникает в каждого.

Это ведь тоже почти театр: певцы выходят на сцену в костюмах, взаимодействуют, есть даже драматические конфликты — один персонаж чего-то добивается, другой ему противоборствует... то есть, подчиняются общим сценическим законам. Изучая все это, прикасаясь к этой культуре, я все больше чувствую личную к ней причастность. Мои предки были уральскими казаками, может быть, что-то на глубинном уровне пробудилось? Кто знает...

Я люблю эту музыку, свои встречи с теперь уже друзьями, наши концерты... и даже просто если наушники воткнуть в уши, включить — это такая отдушина! Не в том смысле, что ты задыхаешься в повседневной жизни, а туда бежишь, чтобы сделать глоток, нет. Я имею в виду... как домик в деревне, запах горячего хлеба, детское воспоминание всё, что даёт силы. И я уверен, что, обучаясь народной песне, я получаю что-то и для основной своей деятельности, для работы в Новом драматическом театре.
На мероприятии "Человек и традиционная певческая культура" (фото Ксении Павловой)
На мероприятии "Человек и традиционная певческая культура" (фото Ксении Павловой)

Однажды я наткнулся в сети на репортаж о том, как одного из участников группы "Казачий круг" провожали в армию. Что поразило... Большая часть провожающих — молодежь, тусовка единомышленников. Пели, плясали, так искренне, абсолютно внутри этой традиции. Видео не было постановочным, и это для меня радость! Потому что в театре мы, актеры, произносим слова, вложенные нам в уста драматургами и режиссерами, и они далеко не всегда нами присвоены, к сожалению. Закончился спектакль — всё, мы сняли костюм, вышли из гримерки, и продолжаем жить уже другой жизнью. А человек, погруженный в народную культуру, уже не голословен, он не может быть пустым, и его творчество не заканчивается с завершением выступления на сцене. Мои друзья из Оптинского казачьего хора — такие. С каким трепетом относятся к творчеству... это и подкупает, и мотивирует.

Многие почему-то считают, что народная песня — это что-то музейное, скучное, для любителей старины. Отвечу так: как и любой вид искусства, народная песня очень и очень разная. Сколько в ней всего... и любовные, и плясовые, и рекрутские, и свадебные... удивительно! Мы восхищаемся, к примеру, музыкой афроамериканцев, и она правда гениальная. Но ведь у нас в России точно так же музыка в крови, она рождалась и во время работы в полях, и на поле брани, и в будни, и тем более в праздники. Не стоит, мне кажется, забывать о своём, открывая своё сердце всему остальному миру.

Исполнители, которых рекомендует Артем Глухов:

Русский народный хор им. М. Пятницкого, "Ярилов зной" и А. Щербаков, "Казачий кругъ", "Петр Валентинович", Сергей Старостин, т/о "Под облаками", этно-проект "Коленкоръ", "Varevo" и Варвара Котова, Zventa Svеtlana, Юрий Щербаков, Александр Маточкин.

Увидеть Артема Глухова вы можете в спектаклях Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, 2)

СТРАНИЦА АКТЕРА НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ