Погода пока не особо располагает к частым прогулкам, поэтому иногда буду доставать фото из архива и рассказывать о тех интересных местах или вещах, на которые не хватило времени летом и весной. Сегодня отправимся с вами в Павловский парк.
Возможно, кто-то из вас уже был в парке и не один раз, но наверняка не все слышали истории связанные с некоторыми скульптурами. Меня особенно заинтересовали три из них. А еще меня привлекло здание мавзолея, о нем тоже расскажу здесь.
Первая скульптура, с которой я хотела бы познакомить вас поближе называется «Летящий Меркурий». Установлен Меркурий перед Галереей Гонзаго. С ним можно сказать, произошла удивительная, почти детективная история.
Это копия знаменитой статуи итало-фламандского мастера XVI века Джованни да Болонья (Джамболонья), была отлита в мастерских Петербургской Академии художеств в 1783 году по заказу Екатерины II для Царского Села. При Павле I она была перенесена в Павловск.
В 1941 году, когда немцы подходили к Павловску, "Летящий Меркурий" вместе с другой парковой скульптурой был зарыт в землю. В январе 1944 года, после освобождения города, выяснилось, что часть скульптурных захоронений вскрыта, и статуи из них исчезли, в том числе и "Меркурий. С тех пор он считался утерянным.
Обнаружили Меркурия совершенно случайно. В 1979 году хранитель итальянской скульптуры Эрмитажа Сергей Андросов увидел Павловского "Летящего Меркурия" на выставке к 450-летию Джамболоньи в Вене. Ему бросилось в глаза то, что на постаменте кириллицей, по-русски, были написаны имена Петербургских мастеров. К тому же инвентарный номер с надписями на русском языке соответствовал записи в довоенном списке экспонатов Павловска. Выяснилось, что статуя хранится в земельном музее Иоаннеум в Граце.
Долгие годы шли экспертизы и переговоры о возвращении статуи. В итоге, в 2005 году, статуя "Летящего Меркурия", похищенная из Павловского парка, вернулась на свое историческое место.
А теперь отправляемся в район Павловского парка, который называется Старая Сильвия. У него есть и другое название: «Двенадцать дорожек», по названию главной скульптурно-ландшафтной композиции этого района.
В самом центре «Двенадцати дорожек» находится скульптура Аполлона Бельведерского, покровителя искусств и творчества, в окружении 12 античных статуй богинь и муз (фото делала прошлой осенью).
Про все я, конечно же не буду рассказывать, остановимся лишь у одной из них. Мельпомена – муза трагедии, бронзовая копия, отлитая в 1795 году мастером литейного дела Э. Гастеклу с античного мраморного оригинала, находящегося в Ватиканском музее в Риме.
Оригинальная статуя была найдена в числе семи статуй муз в 1744 году на вилле Кассия близ Тиволи. Когда находишься рядом, кажется, что трагическая маска в руках Мельпомены, наблюдает за тобой. Может я настолько впечатлительная, но у меня было всё время ощущение, как будто кто-то присутствовал рядом.
Во время Великой Отечественной войны все статуи «Двенадцати дорожек» были закопаны в землю и замаскированы. В 1946 году их снова установили на исторические места, но уже на новые постаменты.
На одной из 12 аллей установлен персонаж древнегреческой мифологии – Актеон. Обратите внимание как веточка обвивает ногу, кажется что она живая.
Согласно мифу, Актеон во время охоты случайно вышел к месту, где Артемида купалась со своими нимфами в реке. Вместо того чтобы сразу удалиться, он как зачарованный стал наблюдать за ними. Заметив охотника, богиня разгневалась и превратила его в оленя, который тут же попытался убежать, но был настигнут и разорван охотничьими псами самого Актеона.
Артемида сожалела, что юноша погиб безвинно, и попросила богов подарить ему созвездие. Так появилось созвездие - Гончие псы. Эта статуя не является копией античной статуи, а является повторение статуи созданной И. П. Мартосом в 1801 году для Большого каскада в Петергофе. С 1816 года находится в Павловске. В годы войны находилась в эвакуации в Новосибирске. В 1954 году установлена на окружной дорожке в Старой Сильвии.
Ну, и в конце нашей небольшой прогулки по Павловскому парку заглянем к мавзолею. Массивные колонны из гранита придают ему основательность и монументальность. Очень необычно он смотрится среди парка.
Украшают мавзолей плачущие маски и надпись «Супругу-Благодетелю». Это здание в виде античного храма – символическая могила Павла I (похоронен в усыпальнице Петропавловской крепости). Идея возведения здания принадлежит Марии Федоровне, жене императора Павла I. Таким образом, она решила увековечить память супруга.
Мавзолей сооружен по проекту Жана-Франсуа Тома де Тома в 1810 году. За основу для проекта был взят мотив фасада надгробия покойной матери Марии Федоровны, похороненной в Берлине. В то время мавзолей назывался Храмом Павла I и лишь относительно недавно получил название "Мавзолей Супругу-благодетелю".
Внутри мавзолея на пьедестале коленопреклоненная плакальщица в короне - олицетворение Марии Федоровны. Над монументом возвышается гранитная пирамида с мраморным барельефом Павла I. Ближе подойти нет возможности, можно рассмотреть только через решетку.
На этом прощаюсь с вами. До новых встреч в интересных местах!