Портал «ДорИнфо» продолжает серию публикаций о выполненных работах на федеральных трассах в прошлом году и о планах на текущий сезон. На очереди одна из самых востребованных и загруженных автодорог - М-7 «Волга». Магистраль берет начало в Московской области, идет через Владимирскую и Нижегородскую области, Республики Чувашия, Татарстан и Башкортостан, также в ее состав входит подъезд к Ижевску и Перми в Удмуртской Республике и Пермском крае. С 2021 года развитие дороги тесно связано с созданием скоростного транспортного маршрута Казань - Екатеринбург: некоторые участки «Волги» станут его частью. В прошлом сезоне на федеральной трассе проводили различные работы: и строительство, и реконструкцию, и ремонт. Подробнее - в нашем материале.
Ремонт участков и устройство разворотных петель во Владимирской области
В 2022 году на территории региона выполняли несколько видов работ: ремонт на участках со 102-го по 104-й км и со 118-го по 133-й км, обустройство разворотных петель на 233-м и 242-м км и ремонт моста через реку Арга на 243-м км. Об этом порталу «ДорИнфо» сообщили в пресс-службе ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород.
В рамках ремонта в нормативное состояние привели отрезок со 118-го по 133-й км от Петушков до Липны. Этот четырехполосный участок характеризуется высокой интенсивностью движения: в среднем в сутки здесь проезжает более 40 тыс. машин, а в пиковые периоды - свыше 60 тыс. Целью ремонта ставилось приведение проезжей части и инфраструктуры трассы к нормативному состоянию с учетом всех требований безопасности и повышенных нагрузок.
На всем протяжении участка сняли старое покрытие, устроили выравнивающий слой, уложили новое покрытие из щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА). Общая площадь работ составила более 300 тыс. кв. метров. На наиболее поврежденных участках дорожники восстановили земляное полотно. В основании устранили 14 мест с образованием пучин и укрепили обочины, также к нормативу привели 43 примыкания, где, в том числе, обустроили переходно-скоростные полосы, которые позволяют водителям беспрепятственно и безопасно влиться в общий поток.
На участке со 102-го по 104-й км в границах Покрова предусмотрены работы по замене дорожной одежды с укладкой верхнего слоя из износостойкого ЩМА, укрепление обочин, ремонт тротуаров на всем протяжении, замена перильного ограждения, нанесение разметки из термопластика, восстановление посадочных площадок и замена автопавильонов. Часть мероприятий выполнили в прошлом году, в этом сезоне работы на объекте полностью завершат.
В 2022 году на 233-м и 242-м трассы «Волга» во Владимирской области устроили разворотные петли: благодаря им автомобилисты могут безопасности менять направление движения. Две одноуровневые развязки с отогнанными левыми поворотами появились в Ковровском районе с 232-го по 233-й км и районе Дроздовке на участке с 241-го по 242-й км между Пестово и Сенино.
Кроме того, в прошлом сезоне отремонтировали мост через реку Арга на 243-м км трассы возле деревни Сенино Ковровского района. До начала работ износ конструктивных элементов переправы составлял 65 %. Теперь мостовой переход соответствует всем нормативным требованиям и способен принимать повышенные нагрузки: трафик на участке превышает 20 тыс. автомобилей ежедневно, причем большая часть - большегрузы.
По информации пресс-службы ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород, в 2022 году приступили к работам по устройству слоев износа: обновили отрезки трассы с 271-го по 280-й км в Вязниковском районе и со 144-го по 148-й км в Собинском районе. В 2023 году данные мероприятия продолжат: слои износа уложат на участке со 148-го по 156-й км в Собинском районе. В целом в нормативное состояние приведут 20 км.
«Технология устройства слоев износа позволяет устранить деформации на дороге, восстановить показатели ровности и сцепления, а также защитить нижние слои дорожной одежды от преждевременного разрушения. Дорожное покрытие на обновленных участках будет обладать необходимой шероховатостью, водонепроницаемостью и износостойкостью», - добавили в пресс-службе ФКУ.
Масштабная реконструкция в Нижегородской области
Один из самых крупных объектов, введенных в эксплуатацию в прошлом году, - реконструированный участок трассы М-7 «Волга» с 465-го по 473-й км в Кстовском районе. Работы вели в рамках строительства двух этапов IV очереди обхода Нижнего Новгорода. По информации пресс-службы ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород, в ходе реконструкции проезжую часть расширили до четырех полос движения, теперь она соответствует технической IБ категории и способна пропускать порядка 100 тыс. машин в сутки.
Возле Работок появился новый 2-километровый отрезок вместе с мостом через Алферовку. Дорожное покрытие здесь выполнили из специальной износостойкий асфальтобетонной смеси, предназначенной для дорог с высокой интенсивностью движения. Безопасность удалось обеспечить за счет обустройства разделительного и бокового барьерного ограждений. Общая протяженность защитных конструкций со светоотражающими элементами - 25 км. Они предотвращают выезд на встречные полосы и съезд с трассы, что позволяет снизить риск ДТП с тяжелыми последствиями.
На 473-м км возле Малиновки на соединении с региональной дорогой «Работки - Порецкое» возвели двухуровневую развязку со 105-метровым путепроводом: благодаря ей обеспечен высокий уровень безопасности в условиях постоянно растущей интенсивности транспортного потока.
«Съезды на федеральную трассу и переходно-скоростные полосы позволили организовать бесконфликтное движение во всех направлениях. Развернуться в любую строну также позволяет обустроенная на 468-м км одноуровневая развязка. Кроме того, рядом с разворотной петлей построены две площадки для отдыха для 60 автомобилей», - добавили в пресс-службе Управления дорог.
В рамках реконструкции смонтировали 29 км линий электропередач и 610 энергоэффективных светодиодных фонарей на современных металлических опорах, а возле расположенных рядом с дорогой населенных пунктов устроили шумозащитные экраны. Также проезд оснащен элементами интеллектуальной транспортной системы: здесь есть метеостанция, датчики интенсивности движения, видеокамеры и два табло переменной информации.
В текущем сезоне строительство первого и третьего этапов IV очереди обхода Нижнего Новгорода продолжат. На данный момент одобрен проект второго и четвертого этапов. Ввод всего объекта в эксплуатацию намечен на 2024 год.
Кроме того, в минувшем сезоне на территории Нижегородской области приступили к работам по устройству слоев износа, которые рассчитаны до 2024 года. Работы запланированы на участках с 365-го по 383-й км в Дзержинском городском округе, с 399-го по 415-й км на обходе Нижнего Новгорода и с 442-го по 465-й км в Кстовском округе. Специалисты отфрезеруют выработавший свой ресурс асфальт с трещинами и колеей, после чего уложат новый защитный слой из ЩМА толщиной 4 см. На обновленных отрезках нанесут разметку из термопластика и восстановят нормативные параметры обочин.
По информации пресс-службы ФКУ, всего на трассе М-7 «Волга» на территории двух регионов - во Владимирской и Нижегородской областях - в минувшем сезоне построили и реконструировали 8,23 км, капитально отремонтировали 1,85 км, отремонтировали 24,72 км, еще на 17,2 км устроили слои износа.
Не забыли и о пешеходах. В 2022 году на автодороге во Владимирской и Нижегородской областях установили шесть модульных надземных переходов. «Воздушные зебры» заменили наземные переходы, что позволило ликвидировать потенциально аварийные участки, где могут произойти наезды на пешеходов или попутные столкновения автомобилей из-за резкого торможения перед препятствием. Во Владимирской области переходы смонтировали в Ворше Судогодского района (160-й км) и у Болымотихи в Вязниковском районе (298-й км), в Нижегородской области - в Володарском районе у Новосмолинского, (358-й км), в Золино (356-й км) и Талашманово (353-й км), а также в Дзержинском городском округе у Лесного кордона (385-й км). В 2023 году в границах двух регионов установят еще 11 надземных переходов.
Кроме того, выполнили комплексное обустройство восьми наземных пешеходных переходов на трассе в Нижегородской области: два в Лысково на 501-м км, в поселке Анатольевка на 530-м км, а также в селе Львово на 533-м км (два перехода) и 534-м км (три перехода). На всех объектах обновили инфраструктуру, либо дополнили необходимым по нормативам оборудованием: опорами, освещением, знаками со светодиодной подсветкой, двухсекционными импульсными светофорам Т7 для привлечения внимания. На 2023 год запланировано аналогичное обустройство еще девяти переходов.
В рамках работ по повышению уровня безопасности на отдельных участках автодороги заменили или установили новые линии освещения, установили противоослепляющие экраны. Так, появилось более 60 тыс. экранов на обходе Владимира с 216-го по 222-й км и на наиболее опасных отрезках дороги с 247-го по 308-й км в Ковровском и Вязниковском районах, где периодически в ночное время происходят ДТП.
Что касается планов на текущий сезон: программа находится на стадии формирования. Точно известно, что во Владимирской области дорожники продолжат ремонт участка трассы М-7 «Волга» со 102-го по 104-й км. В границах Нижегородской области запланирован ремонт отрезков с 341-го по 346-й км, с 348-го по 365-й км и с 474-го по 490-й км.
Реконструкция участка и капремонт моста в Чувашии
Почти 170 км федеральной трассы М-7 «Волга» проходит по территории Чувашской Республики: участок находится в управлении ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Как рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Управления, в минувшем году на территории региона завершили реконструкцию участка с 637-го по 643-й км. Старт движению по участку в ноябре дал руководитель Росавтодора Роман Новиков совместно с главой Чувашии Олегом Николаевым в формате телемоста.
В ходе работ в районе примыкания западного выезда из Чебоксар к трассе «Волга» проезжую часть расширили до четырех полос с доведением дороги до IБ категории, а также построили двухуровневую развязку вместо одноуровневого примыкания. Благодаря выполненным мероприятиям пропускная способность здесь увеличилась с 37 до 50 тыс. автомобилей в сутки.
«Распределение транзитного направления в обход Чебоксар улучшает экологию в микрорайоне и позволяет увеличить скорость движения потока вследствие ликвидации Яушского перекрестка со светофорным регулированием, что сокращает время в пути для водителей», - отметили в пресс-службе ФКУ.
Для обеспечения безопасности и комфорта на всем протяжении четырехполосного отрезка установили разделительное барьерное ограждение и смонтировали сплошную линию электроосвещения, которая улучшит видимость в темное время суток. Для пассажиров общественного транспорта в населенных пунктах Хыркасы, Крикакасы, Яуши устроили новые остановочные комплексы с автопавильонами, тротуарами, перильным ограждением, надземными пешеходными переходами и пандусами, обеспечивающими доступность объектов для маломобильных граждан.
В 2022 году в Чувашии капитально отремонтировали мост через Средний Аниш на 713-м км трассы: проезжую часть переправы расширили до четырех полос. В ходе работ специалисты возвели восемь опор, смонтировали железобетонные балки пролета, устроили деформационные швы и сопряжение насыпи подходов к мосту, защитили мостовое полотно от коррозионных повреждений гидроизоляцией, а также выполнили двухслойное покрытие из асфальтобетона. Помимо этого, покрасили конструкции опор и пролетного строения, а в рамках экологических мероприятий устроили локальные очистные сооружения. Капремонт позволил ликвидировать «бутылочное горлышко» и увеличить пропускную способность трассы на границе Чувашии и Республики Татарстан.
Еще на одном участке трассы - с 601-го по 612-й км - устроили слои износа. Эти работы выполнили в Ядринском и Моргаушском районах.
Как сообщили в пресс-службе ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», в 2023 году продолжат строительство моста через реку Сура на 582-м км. Его протяженность составит 2,4 км, длина русловой части - 450 метров. Он будет предназначен для пропуска машин в направлении Уфы. Проектом, помимо моста, предусмотрено возведение правобережной и левобережной эстакад и транспортной развязки в разных уровнях.
«Для строительства мостового перехода через реку Сура необходимо построить 65 опор. На левобережной эстакаде возвели 14 опор и на 10 опорах уже установлены железобетонные балки пролетного строения. Также ведутся работы на шести русловых опорах, пять из которых - на стадии завершения. Из 45 опор правобережной эстакады в работе 21 опора», - уточнили в пресс-службе Управления.
Пролеты на эстакадных частях будут выполнены из сборного железобетона, в русловой части - из металла. На пролете устроят деформационные швы, уложат гидроизоляцию и покрытие из литого асфальтобетона. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2024 год.
В этом сезоне в Чувашии намерены закончить ремонт трех участков общей протяженностью 26 км. Речь идет об отрезках с 623-го по 631-й км, с 631-го по 637-й км и с 661-го по 670-й км в Моргаушском, Чебоксарском и Цивильском районах. Здесь восстановят дорожное покрытие, укрепят обочины асфальтогранулятом, в некоторых местах - асфальтобетоном, заменят отдельные конструктивные элементы металлических ограждений. Помимо этого, планируют отремонтировать посадочные площадки и кирпичные павильоны на остановках общественного транспорта у населенных пунктов Калайкасы, Шупашкаркасы, Питикасы, Вурманкасы, Абашево, Клычево, Байсубаково и Янзакасы.
Татарстан: расширение трассы и мостов
Чуть более 427 км трассы М-7 «Волга» проходит по территории Республики Татарстан. Начнем с самых масштабных и перспективных проектов: в минувшем году в регионе приступили к реализации скоростного транспортного маршрута Казань - Екатеринбург со строительством обхода городов Нижнекамск и Набережные Челны.
По информации пресс-службы ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», в границах республики маршрут пройдет от новой магистрали М-12 «Восток» (Москва - Нижний Новгород - Казань) по участку трассы М-7 «Волга». Это четырехполосная дорога первой категории, которая находится в нормативном состоянии, поэтому не требует модернизации за исключением мероприятий, направленных на повышение безопасности движения и скоростного режима. Здесь будут построены 22 надземных пешеходных перехода.
Затем маршрут пойдет по новому направлению - обходу Нижнекамска и Набережных Челнов, который позволит вывести транзитный транспорт из этих городов, что разгрузит улично-дорожную сеть и положительно скажется на экологии населенных пунктов. Проектом предусмотрено возведение четырехполосной трассы, десяти мостов, пяти развязок, 11 путепроводов и пяти пересечений в разных уровнях. Строительство обхода выполняют в три этапа, его общая протяженность составит 81 км.
За Набережными Челнами до границы с Республикой Башкортостан маршрут Казань - Екатеринбург продолжится по трассе М-7 «Волга», участки которой будут реконструированы: их расширят до четырех полос. Также здесь предстоит построить и реконструировать десять развязок, 11 путепроводов, шесть мостов и 19 пешеходных переходов. Работы по реконструкции стартовали в начале февраля.
Общая протяженность маршрута в границах Татарстана с учетом строительства пешеходных переходов, обхода и участков реконструкции трассы М-7 составит более 300 км. Работы ведутся на всех этапах и будут продолжены в 2023 году.
В прошлом году в Татарстане открыли рабочее движение по участку реконструкции с 735-го по 753-й км от границы Чувашии до деревни Исаково в Зеленодольском района. За неполных четыре года федеральные дорожники увеличили здесь количество полос движения с двух до четырех. Для предотвращения размывов элементов дороги уложили 30 труб, а на самой проезжей части устроили кюветы, прикромочные лотки и водосбросы. Для исключения пересечений в одном уровне специалисты возвели шесть путепроводов: по два сооружения на 736-м, 750,2-м и 750,3-м км. Также построили 14 съездов и четыре отнесенных левых поворота, для жителей села Большое Ходяшево, деревни Верхние Ураспуги и села Малые Ширданы сделали 13 остановочных комплексов с автопавильонами и пешеходными дорожками. Вблизи поселка железнодорожного разъезда Ходяшево установили шумозащитные экраны.
Капитальный ремонт выполнили с 1155-го по 1161-й км в Актанышском районе: участок входит в состав маршрута Казань - Екатеринбург. Результатом работ стало расширение проезжей части до четырех полос. Отметим, что на объекте уложили три слоя асфальтобетона общей толщиной 19 см, подобранного с учетом особенностей климата и интенсивности движения.
«Капитальный ремонт автодороги с расширением количества полос движения до четырех позволит повысить пропускную способность дороги более чем в два раза и обеспечить проезд транспортного потока с более высокой средней скоростью. Также необходимо отметить, что капитальный ремонт позволит достичь увеличенных сроков службы с минимальным количеством ремонтных работ. При проектировании учитывались современные нагрузки от транспортных средств», - рассказали в пресс-службе ФКУ.
Помимо этого, в 2022 году в Татарстане отремонтировали 26 км трассы М-7 «Волга»: работы прошли на участках с 827-го по 840-й км и с 957-го по 970-й км в Пестречинском и Мамадышском районах. Слои износа уложили на отрезке с 1047-го по 1053-й км в черте Набережных Челнов на Казанском проспекте.
В 2023 году планируют завершить реконструкцию моста через реку Свияга на 757-м км трассы: работы на нем идут с 2019 года. В 2021 году специалисты построили новый мостовой переход длиной 390 метров с подходами протяженностью около 7 км. Сейчас на объекте приводят к нормативу старую переправу. Кроме того, мероприятия по реконструкции продолжат на участке автодороги с 761-го по 771-й км, а также будут вести работы по увеличению числа полос и строительство мостов через реки Прорва и Сулица.
Планируют завершить капитальный ремонт двух участков северной объездной Казани: с 786-го по 794-й км и с 815-го по 825-й км. На первом объекте, где в сутки проезжает более 32 тыс. машин, предстоит усилить существующую конструкцию дорожной одежды, довести до норм переходно-скоростные полосы и ширину обочин. На участке уложат три слоя асфальтобетона общей толщиной 24 см, что позволит обеспечить нормативную прочность дорожной одежды в условиях существующей нагрузки. Для обеспечения водоотвода отремонтируют и удлинят водопропускные трубы, устроят прикромочные лотки, кюветы и дождеприемные колодцы.
Аналогичные мероприятия выполнят на втором участке, проходящем вблизи населенных пунктов Киндери и Чебакса. В рамках работ на указанном отрезке обновят путепровод на 818-м км.
Строительство обхода пяти сёл и капремонт участков в Башкирии
В 2022 году в границах региона стартовало масштабное строительство обхода пяти населенных пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово и Асяново с 1169-го по 1231-й км. Объект станет частью скоростного маршрута Казань - Екатеринбург.
Как рассказали в пресс-службе ФКУ Упрдор «Приуралье», проект включает в себя строительство основного хода четырехполосной дороги категории IБ протяженностью 65 км, шести транспортных развязок, двух мостов, девяти путепроводов мостового типа и 18 путепроводов тоннельного типа для проезда сельскохозяйственной техники. На всем протяжении устроят электроосвещение, а транспортные потоки разделят барьерным ограждением. Для строительства многофункциональных зон устроят четыре площадки отдыха - по две в каждом направлении движения. Сдача объекта намечена на 2024 год.
В эксплуатацию в минувшем сезоне после капремонта ввели участок с 1205-го по 1218-й км, проходящий через населенные пункты Лаяшты, Ишкарово Илишевского района. Помимо приведения в нормативное состояние проезжей части, здесь обустроили 5,8 км тротуара с обеспечением заезда к придомовой территории, установили перильное и барьерное ограждения, увеличили протяженность искусственного освещения. Для улучшения видимости на опасных углах поворота трассы выполнили спрямление существующих радиусов до требований, отвечающих нормативам. В рамках работ также отремонтировали мост через реку Сарьяз на 1211-м км.
Также в прошедшем сезоне приступили к капитальному ремонту отрезка трассы «Волга» с 1192-го по 1205-й км - работы на нем намерены завершить в 2023 году.
«В целях увеличения пропускной способности ФКУ Упрдор «Приуралье» ведет активную работу по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги федерального значения М-7 «Волга» в Республике Башкортостан. В настоящее время в реализации находятся два объекта общей протяженностью 21,59 км», - сообщили в пресс-службе ФКУ.
В этом сезоне в рамках строительства и реконструкции запланированы мероприятия на участках с 1231-го по 1251-й км, с 1310-го по 1321-й км и с 1169-го по 1231-й км, работы по капремонту будут проводить с 1192-го по 1205-й км.
Капремонт в Удмуртии и строительство в Прикамье
В минувшем сезоне на территории Удмуртской Республики приступили к капитальному ремонту на трех участках федеральной трассы М-7 «Волга» - об этом порталу «ДорИнфо» сообщили в пресс-службе ФКУ Упрдор «Прикамье». Работы развернулись на подъезде к городам Ижевск и Пермь с 70-го по 78-й км, с 78-го по 86-й км и со 141-го по 153-й км. Работы на объектах продолжат в текущем году, а в эксплуатацию введут - в 2024-м.
В пресс-службе отметили, что данные участки обеспечивают выход к строящейся скоростной магистрали М-12 «Восток». Выполненные работы позволят повысить безопасность дорожного движения, а также снизить число ДТП за счет увеличения числа полос до четырех с разделением встречных потоков. Кроме того, здесь установят барьерное ограждение, устроят пешеходные переходы и тротуары, смонтируют линии электроосвещения.
В Пермском крае на участке трассы «Волга» с 450-го по 459-й км (подъезд к Перми) идут мероприятия по реконструкции. Работы выполняют по графику: готовность путепровода составляет 100 %, пешеходного перехода - 50 %, объездных дорог № 1 и № 2 - 100 %, переустройство линии электропередач свыше 10 кВ - 100 %. Сейчас продолжается переустройство средств связи, наружных сетей водоснабжения и канализации.
На 2023 год на данном участке планируют завершить переустройство сетей связи, построить подземные пешеходные переходы и подземный тракторный проезд, устроить насыпь земляного полотна и конструкцию дорожной одежды, окончить работы на транспортной развязке и путепроводе, смонтировать шумозащитные экраны.