Серафима Кузнецова
Прежде чем ответить, хорошо подумайте. Вам это действительно нужно?
Очень часто люди с идеальным табелем зажаты в рамки, которые давят со всех сторон.
Троечники живут в кайф, занимаются тем, что их интересует, пробуют себя в разных направлениях, часто просто для удовольствия, общаются. На подготовку к экзаменам такие студенты тратят минимум времени, а на осмысление результатов – минимум нервов. Усилий для учёбы они почти не прикладывают, поэтому бывают довольны любыми положительными оценками.
У отличников другая стратегия: чёткие планы, жёсткий тайминг, высокие требования. Их близкие и друзья давно привыкли к идеальным результатам, таким ожиданиям нужно соответствовать, а это ох как непросто.
Перфекционисты всегда зависят от чужого мнения, и чтобы не подвести себя и окружающих, вынуждены двигаться еще быстрее и становиться еще идеальнее. В этой гонке им некогда думать о том, что нравится, чего хочется, некогда отдыхать и расслабляться.
Всё меняется, люди становятся терпимее, степень свободы в обществе растёт, но оценивают середнячков и лидеров все-таки по-разному. Это сильно влияет на психику и восприятие мира людей, которые стараются быть идеальными. Для отличников "пять" становится скорее физиологической потребностью (как пить, спать и есть), а не социальной (внимание, общение) или идеальной (саморазвитие, стремление к совершенству) (см. пирамиду потребностей Маслоу).
Если попросить активных людей тремя словами описать наше время, этими словами будут скорость, успех и перемены.
Мир быстро меняется, исчезают профессии и целые отрасли, открываются и закрываются границы, рушатся привычные правила. У современного человека нет времени раскачиваться, достижения молодеют, результатов добиваются очень рано, студенты запускают стартапы и совершают открытия.
Учиться необходимо. Это благо. Но при этом важно сохранить здоровые нервы и психику.
Какие сигналы подскажут, что вы на шаг ближе к синдрому отличника? Вот некоторые характерные черты.
• Чрезмерная зависимость от оценки окружающих.
Мы живем не на обитаемом острове, чужое мнение иногда нужно учитывать или как минимум интересоваться – это нормально. Но думать только о том, что скажут о каждом твоём шаге, и страдать по этому поводу – это уже диагноз.
• Преувеличение последствий от сделанной ошибки.
Все ошибаются. Примите это как опыт и идите дальше. Если вы корите себя за тройку на первой сессии через десять лет после окончания университета, стоит задуматься о консультации со специалистом по травмам…
• Гиперответственность.
За всё отвечать любят люди, которых недооценили в детстве. Пунктуальность и готовность принимать решение – это неплохо. Другое дело, если вы перед встречей с приятелем продумываете маршрут, высчитываете бюджет и сто раз предупреждаете друга о погоде…
• Страх неудачи.
Новое пугает всегда. Хорошо, если это всего лишь ресурс для того, чтобы пощекотать нервы, а потом грамотно оценить свои силы и сделать шаги в неизведанное. Хуже, если боишься и не делаешь.
• Неумение радоваться своим победам, получать от них удовольствие.
Если ты думаешь «Можно было бы лучше», стоя на вершине пьедестала, это тоже повод изменить своё восприятие.
Синдром отличника и перфекционизм – разные «заболевания». Перфекционизм – это стремление качественно выполнить работу в одной сфере жизни. Обладатель «синдрома отличника» ждёт признания. Он старается преуспевать во всех сферах, работая на пределе. Это как спринт – короткий, но быстрый забег. Но оба синдрома появляются в похожей среде – в семье. Для устранения этих «заболеваний» нужна помощь специалистов. Если не уделять проблеме должного внимания, симптомы останутся и во взрослом возрасте.
Как не переступить черту между качественным выполнением своей работы и болезненным стремлением к идеалу?
Стремление достичь определенных целей совершенно понятно и нормально:
• спортсмены ставят высокую планку, чтобы выиграть соревнования;
• выпускник школы ставит перед собой цели, благодаря которым он сможет поступить в желаемый вуз и т.д.
Исследователи проводят черту там, где требования превышают грани разумного и по иерархии становятся выше целей, а стремление достичь этих невозможных целей определяет собственную значимость и самооценку.
А вот несколько советов, которые помогут избавиться от синдрома отличника.
1. Начните с самооценки.
Примите себя и свои недостатки и поймите, что имеете право на ошибки.
2. Начните правильно расставлять приоритеты.
Если вас интересует лишь результат (например, положительная оценка) и одобрение окружающих, то стоит задуматься, в чём ваша внутренняя мотивация.
3. Измените подход к учёбе, работе и другим сферам жизни.
Вы ошибочно думаете, что чем больше времени вы посвящаете учёбе, тем лучше. Пользуйтесь законом Парето – это закономерность, которая говорит о том, что 20% усилий даёт 80% результата и наоборот.
4. Учитесь правильно реагировать на ошибки и неудачи.
Это один из самых важных пунктов, и это тоже достаточно сложно, но результат того стоит. Без ошибок не получится прожить эту жизнь, поэтому нужно учиться принимать неудачи. Делайте выводы из ситуаций, которых вы бы хотели избежать в будущем. Каждая неудача – это опыт, и он поможет вам в следующий раз: скорее всего, вы не совершите ту же ошибку и быстро разберётесь с ситуацией.
5. Поймите, чего хотите вы сами.
Люди с синдром отличника часто не умеют слушать себя и понимать, чего хотят от жизни они сами. Задумайтесь о том, чем вы занимаетесь сейчас. Точно ли это ваше желание? Это важно?
Переходить из крайности в крайность плохо. Необходимо сохранять баланс между внутренним «пофигистом-троечником» и «отличником-спринтером». Тогда Вам удастся достичь успеха и сберечь нервы.